главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

Новые диски
 Alia VoxКаталог Alia Vox >>
ОСЕНЬ 2002

Жорди Саваль и Alia Vox

Alia Vox - один из независимых лейблов, каждый диск которого с нетерпением ожидается слушателями и удостаивается многочисленных наград. С осени 2002 года эти диски появились в российских магазинах. Это было приурочено к знаменательному событию - основатель лейбла Жорди Саваль вместе со своим ансамблем Hesperion XXI выступил с единственным концертом в Санкт-Петербурге 8 октября 2002 г. в рамках Фестиваля EarlyMusic.

Из русского издания "Музыкального cловаря Гроува":

Cаваль (Savall), Жорди (p. 1.8.1941, Барселона). Jordi SavallИспанский гамбист и дирижер. Учился игре на виолончели в Барселоне, затем игре на басовой виоле в Базеле у Августа Венцингера; в 1973 стал его преемником в базельской Схола канторум (Schola Cantorum Basiliensis). Рано завоевал репутацию гамбиста-виртуоза; сыграл значительную роль в возрождении широкого интереса к творчеству М.Маре. В 1974 вместе со своей женой, певицей (сопрано) Монтсеррат Фигерас (Figueras), основал международный ансамбль старинной музыки Hesperion XX; по возвращении в Барселону (1987) сформировал вокальный ансамбль Capella Reial de Catalunya (Каталонская королевская капелла), а в 1989 - оркестр аутентичных инструментов Concert des Nations (Концерт наций). С этими ансамблями исполнил и записал множество памятников музыки средних веков, Возрождения, барокко и раннего классицизма. В искусстве Саваля следование принципу исторической точности сочетается с незаурядным богатством звуковых красок.

Сухой язык словарной статьи не скажет о главном - Жорди Саваль сегодня, безусловно, одна из ведущих, культовых фигур того мощного музыкального движения, которое именуется исторически-информированным или аутентичным исполнительством.

Из интервью Саваля:
- Гесперион был основан как камерный ансамбль. Монтсеррат Фигерас пела, я играл на виоле, также мы ввели в состав лютню, флейту, перкуссию, клавесин и другие инструменты. Таким камерным составом мы играли, в основном, репертуар эпохи Возрождения и средневековья, иногдя отклоняясь к более поздней английской музыке и французскому барокко. Через несколько лет я всерьез заинтересовался вокальной музыкой, в особенности испанской и итальянской, и мы начали работать с другими певцами. Jordi SavallВ 1987 г. была создана Capella Reial, в которую могут входить от четырех до двадцати-тридцати певцов для исполнения, например мессы Баха или испанской полифонии. Затем, не прекращая работать с этим коллективом, мы решили создать барочный оркестр для исполнения важных вокальных произведений, таких как Реквием Моцарта или си-минорная Месса. Так появился Les Concert des Nations, в который вошли музыканты из Испании, Италии, Франции, Швейцарии, а также из Аргентины и других латиноамериканских стран. Доминируют музыканты со средиземноморским темпераментом. Мы не подавляем индивидуальность, поэтому звучим скорее как большой камерный ансамбль. Даже последняя виола всегда играет как первая.

На протяжении всей своей музыкальной карьеры Саваль постоянно открывает слушателям новые имена; многие из них затем прочно входят в репертуар других исполнителей. Так, предъявленный им широкой публике более 25 лет назад Марен Маре (Marin Marais), сейчас стал одним из самых популярных композиторов той эпохи - дискография этого композитора насчитывает уже десятки наименований. При этом пять дисков виольных пьес Маре, записанные Савалем, став вехой в истории аутентичного исполнительства, нисколько не утратили своего художественного значения. Не являются в этом плане исключением записи, сделанные музыкантом уже для Alia Vox. Наряду с именами Баха и Вивальди слушателя ждут многочисленные открытия и неожиданности. Саваль так комментирует изыскательскую сторону своей деятельности:
- Конечно, мы не найдем нового Баха! Но существует много прекрасной музыки, которую еще предстоит открыть. Испанская, французская музыка, начиная с Ренессанса - ее никогда не играли с тех времен. Это наша обязанность, ибо музыка существует лишь тогда, когда ее поют или играют. Но это и большая ответственность для нас, чтобы оживить память о всех этих красивых вещах, как они дошли до нас в нотах и рукописях.

Один из последних дисков Alia Vox посвящен музыке Энтони Холборна, жившего в эпоху королевы Елизаветы. Почему выбор пал на этого композитора?
- Изобретательность, вкус Холборна делают его одним из ведущих композиторов того периода. Многие из этих его пьес выдержат сравнение Даулендом. Это очень красивая, поэтическая музыка и важно, чтобы люди открыли ее для себя. Красивые мелодии, гармонии и контрапункт спокойно сливаются в единое целое. Мелодические линии голосов великолепны. Музыка разнообразна по характеру - иногда это народная песня, иногда очень популярный танец - соединение паван, гальярд, аллеманд действительно экстраординарно. Это важно для меня, потому что я заинтересован только красивой музыкой. В ближайшее время я собираюсь записать два диска с музыкой Уильяма Берда.

На Alia Vox Саваль продолжил свою работу по реставрации различных вариантов старинной "Песни Сивиллы", начатую в конце 80-х на других фирмах. Что притягивает его в этой музыке?
- В каком-то смысле в ней наши корни. Мы пели ее детьми, мы исполняли ее и в типично религиозной манере. По-моему, музыка - ничто, если она красива, но бездуховна. Чтобы достичь настоящего прозрения, необходимо объединить красоту и глубину. Этого мы и добиваемся, когда открываем это духовное пространство музыки. Это абсолютно фантастично. Можно с удовольствием записывать танцевальную музыку или светскую музыку, но "Officium Defuntorum" де Моралеса, "Vespers" Монтеверди или Cantigas de Santa Maria - это другое измерение, как и песни сефардов - у них светский текст, но музыка фантастически эмоциональна.

Все диски лейбла Alia Vox, производящиеся на заводе Sony в Австрии, имеют оформление "digipack" - красочные картонные обложки притягивают взгляд, выделяя их из общей массы стандартных компакт-дисков.
- Эта музыка не может продаваться в пластике. Holborne The Tears of the MusesС самого начала мы ищем в музеях и альбомах по искусству тот образ, который подошел бы конкретному произведению. С Холборном было сложно, поскольку трудно найти музыкальные темы в английских картинах того периода. Мы использовали гравюру, изображающую Терпсихору в окружении других муз - создалась атмосфера и слушателю ясно, чего ему стоит ждать. Чем больше музыки в Интернете, тем важнее, чтобы музыка как физическая субстанция выглядела по-особому. Чтобы была причина взять в руки этот диск.

Использованы фрагменты:
Making Beautiful Music : An Interview with Jordi Savall By Gary S. Dalkin

СН     

 Каталог Alia Vox >>Alia Vox
Архив

Январь-Июнь 2002

Июль-Октябрь 2001

Июнь 2001

Май 2001

Апрель 2001

Март 2001

Февраль 2001

Январь 2001

Декабрь 2000

Ноябрь 2000

Октябрь 2000

Сентябрь 2000

Август 2000

Июль 2000

Июнь 2000


главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

© 1999-2002     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved


статистика