главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

melcd1000095 Дмитрий Шостакович (1906 -1975)
Соната для скрипки и фортепиано, соч. 134
Соната для альта и фортепиано, соч. 147
Олег Каган, скрипка
Юрий Башмет, альт
Святослав Рихтер, фортепиано
Мелодия MELCD 10 00095
Запись с концерта в Большом зале Московской консерватории 17 мая 1985 г. и 26 сентября 1982 г.
Сонату для скрипки и фортепиано, созданную в 1968 году, с предпосланным ей торжественным посвящением - "в честь шестидесятилетия Давида Федоровича Ойстраха" - называют жемчужиной камерного репертуара Дмитрия Шостаковича. Соната представляет собой не совсем обычный по строению цикл, где крайние, спокойные и сдержанно-сосредоточенные части обрамляют действенную и энергичную среднюю.
Первая часть, Andante, трактованная как свободная сонатная форма без разработки, выдержана в мягких, пастельно-прозрачных тонах. Главная тема опирается на все двенадцать тонов звукоряда, ни мажорна и ни минорна. Со вступлением второй, более экспрессивной темы начинается долгий полифонический диалог, побочная партия - непринужденная полька - на короткое время прерывает лирико-философское размышление. Сквозное развитие приводит к двукратному появлению в репризе таинственного эпизода, который словно соткан из тихо шелестящих трелей, пассажей и глухих фортепианных басов.
Вторая часть, в характере скерцо-токкаты, представляет собой пример непрерывного поступательного движения проносящихся в едином порыве жестких, угловатых тем.
Финал в форме двойных вариаций возвращает образный строй первой части. После громогласных фанфар вступления звучит строго диатоничная тема у скрипки. Несколько идущих вслед вариаций по-разному высвечивают ее грустную повествовательность. Вариационное развитие второй темы-вальсообразного мотива - приводит к драматической кульминации, где в виртуозных каденциях обоих инструментов используются все основные темы финала. Удивительна по красоте кода третьей части, возвращающая таинственный эпизод Andante.
Соната для альта и фортепиано, созданная в 1975 году, - последнее произведение Д.Шостаковича, впервые исполненное уже после смерти автора. Соната посвящена Шостаковичем Федору Серафимовичу Дружинину, одному из участников Государственного квартета имени Бетховена. Вместе с пианистом М.Мунтяном Дружинин был первым исполнителем Сонаты в Ленинграде 1 октября 1975 года.

В альтовой сонате Шостаковича господствует углубленная философская лирика. Наш слух легко распознает в ней, особенно в финале, далекие воспоминания о "Лунной сонате" Бетховена, отзвуки медленных частей бетховенских последних квартетов. Но в музыке Шостаковича живет и русская классическая традиция.
Альтовая соната Шостаковича состоит из трех частей. В первой части, Moderate, драматический конфликт рождает резкие контрасты: два равноправных партнера - альт и фортепиано - то "спорят" между собой, то, поддерживая друг друга, приходят как бы к миру и согласию. Во второй части, Allegretto, в музыку врываются отзвуки города, его быт, воссозданный и преображенный поэтическим воображением композитора. В последней части, Adagio, кристально-чистая, свободно и спокойно льющаяся мелодия повествует о трепетной, неумирающей красоте. Воцаряется таинственная, настороженная тишина - музыка обретает по-пушкински мудрую просветленность.


  Приобрести и заказать компакт-диски, выпущенные фирмой "Мелодия" можно здесь
 

 предыдущая   первая страница   следующая 


главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

© 1999-2005     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved

Медтехника украина пульсометр на med-magazin.com.ua.
статистика