главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

Шопен Мазурки - Яков Флиер
Фридерик ШОПЕН
Мазурки
Яков Флиер (фортепиано)
Мелодия MELCD 10 00439 (2 CD)
Запись 1977 г.
Среди крупнейших мастеров российского пианистического искусства Яков Флиер (1912-1977) занимает особое неповторимое место. Он вошел в нашу концертную жизнь пять десятилетий назад, вошел как яркий, самобытный талант. Его игра в ту пору захватывала слушателей неудержимым порывом, вдохновенной экспрессией, возвышенным романтическим пафосом. Пленительной красоты звук и совершенное владение фортепианной кантиленой, унаследованное им от учителя - К. Н. Игумнова, позволяли артисту воплощать и глубокие драматичные коллизии, и поэтичный мир лирики. Тогда в программах Флиера "коронными" были произведения Рахманинова и Листа, блестящие виртуозные пьесы и эффектные транскрипции. Именно исполнение романтической музыки принесло пианисту широкую известность. После триумфальных выступлений на Всесоюзном конкурсе в Ленинграде и международных конкурсах в Вене и Брюсселе артистическая деятельность Флиера приобретает настоящий размах.
С искусством Якова Флиера знакомы миллионы любителей музыки. Он дал сотни концертов во всех крупнейших городах СССР, неоднократно выступал на эстрадах многих зарубежный стран. Огромный репертуар артиста включал произведения самых различных эпох и стилей. В зрелые годы Флиер все чаще обращался к творчеству Баха, Моцарта, Бетховена, Брамса, играл сочинения современных авторов. С течением времени менялись творческие концепции артиста, репертуарные симпатии, трактовка тех или иных сочинений. Вместе с тем Флиер по-прежнему был верен музыке, полной романтической взволнованности, эмоционального подъема, душевной открытости. Эта музыка, как и раньше, была близка его пылкой артистической натуре. Однако пианистический романтизм Флиера с годами претерпел серьезную эволюцию. Во многом стихийная романтичность прежних лет сменилась романтизмом в его "современном" преломлении - куда более сдержанным, подконтрольным интеллекту, но зато одновременно и куда более глубоким. В интерпретациях Флиера эмоции и чувства гармонично уравновешивались простой и мудрой сосредоточенностью.
Эти особенности творческого почерка артиста рельефно выступают в его исполнении музыки Шопена. Творчество гениального польского композитора сопровождало Флиера на всем протяжении артистического пути. В репертуаре пианиста были представлены практически все жанры шопеновской фортепианной музыки - от сонат до мазурок. Но в последнее время пианист уделял творчеству Шопена особенно пристальное внимание, он исполнял монографические программы, целиком составленные из его произведений, записывался на пластинки в шопеновском репертуаре. Такое внимание не случайно. Оно определялось как раз теми особенностями искусства Якова Флиера, о которых уже говорилось, его верностью романтическим традициям.
В этой связи можно вспомнить и слова самого артиста: "Я глубоко убежден, что любовь к Шопену, как и к другим романтикам прошлого века, ничуть не уменьшается с течением времени. Шопен, этот подлинный поэт фортепиано, - он не только жив, но с каждым днем завоевывает все больше и больше симпатии людей. И я думаю, что Шопен будет жить еще очень долго, если не вечно. Потому что он предельно искренен, глубок, народен. Он был непревзойденным мастером именно фортепианной музыки во всех ее формах. Я уже не говорю о его сонатах, концертах. Возьмите, к примеру, мазурки. В каждой из них заложено столько глубочайшего смысла, что это не просто образцы танцевального жанра, а настоящие поэмы, рассказанные великим художником. В последнее время я как-то вновь вернулся к Шопену, многое пересмотрел, попытался заново осмыслить. Должен с удовлетворением констатировать, что шопеновские программы и у нас в стране и за рубежом привлекают особенно большое число слушателей."
Играя Шопена Яков Флиер оставался верен своим творческим принципам, сохранял свой пианистический почерк. Артист не стремился спрятать те душевные порывы и искренние чувства, которые несет с собой шопеновская музыка, он был увлечен музыкальным повествованием и стремился увлечь за собой слушателей. Горячность, взволнованность, интенсивность переживания, волевой накал и проникновенность неизменно присутствуют в его игре, придают интерпретации яркую индивидуальность.

М.Яковлев


Такой же яркой, как и исполнительская карьера Якова Флиера, была его педагогическая деятельность. Он был без преувеличения выдающимся педагогом, Учителем по призванию. Его вклад в развитие русской пианистической школы огромен. Стоит назвать лишь некоторых воспитанников профессора Московской консерватории Я. Флиера, чтобы понять масштаб его педагогического дара. Родион Щедрин, Михаил Плетнев, Виктория Постникова, Белла Давидович Лев Власенко, Марк Зельцер, Владимир Фельцман, Михаил Рудь - все они ученики Якова Флиера, и в каждом из них воплощена частичка неповторимой артистической индивидуальности их учителя.

  Приобрести и заказать компакт-диски, выпущенные фирмой "Мелодия" можно здесь
 

 предыдущая   первая страница   следующая 


главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

© 1999-2005     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved


статистика