главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

melcd1000792 Эмиль ГИЛЕЛЬС
Концерты 1962 - 1970 гг.
Бах · Бетховен · Вебер
Лист · Метнер · Моцарт
Прокофьев · Пуленк
Равель · Скрябин
Шостакович · Шопен
Шуберт · Шуман
Мелодия MELCD 10 00792 (5 CD)

ЭМИЛЬ ГРИГОРЬЕВИЧ ГИЛЕЛЬС (1916-1985)

Эмиль Григорьевич Гилельс родился в Одессе 19 октября 1916 года. Он рано начал заниматься музыкой, первым его педагогом стал Я. И. Ткач, в свое время учившийся в Париже у знаменитого Рауля Пюньо (учителем же Р. Пюньо был Ж. Матиас - ученик Шопена). Ткач сразу понял, с каким дарованием он имеет дело. Гилельсу было всего 9 лет, когда педагог написал в его характеристике: "В дальнейшем СССР обогатится пианистом мирового масштаба".
11 июня 1929 года Гилельс дал свой первый сольный концерт. Спустя 50 лет, в 1979 году он отметил это событие концертами в Одесском оперном театре и в Большом зале Московской консерватории.
В 1930 году Гилельс поступил в Одесскую консерваторию в класс Б. М. Рейнгбальд, которую считал своим подлинным музыкальным воспитателем, а через год играл на Всеукраинском конкурсе музыкантов в Харькове. В этом же 1931 году его слушал приехавший на гастроли в Одессу Артур Рубинштейн, впоследствии не раз вспоминавший свою первую встречу с Гилельсом: "Я не нахожу слов, чтобы описать, как он играл. Скажу одно: если он когда-либо приедет в Соединенные Штаты, мне тут нечего будет делать."
В 1933 году на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов исполнителей мало кому известный в Москве шестнадцатилетний юноша опрокинул все прогнозы относительно исхода конкурса. "Хорошо помню - рассказывала пианистка Мария Гринберг, - как он играл Парафразу Листа на тему из "Свадьбы Фигаро" Моцарта и как при последней кульминации весь зал встал." Безоговорочно победив на конкурсе, Гилельс стал знаменит на всю страну. Его хотели слушать повсюду. И он играл много, так много, что для необходимой спокойной работы времени не хватало. И тогда со свойственной ему решительностью молодой пианист прерывает концертные выступления и возвращается в Одессу, к Рейнгбальд. Закончив в ноябре 1935 года консерваторию, Гилельс едет в Москву, в Школу высшего мастерства при Московской консерватории, где его руководителем становится Г. Г. Нейгауз. Вскоре на гастроли в Москву приезжает Отто Клемперер и Гилельс играет с ним Третий концерт Бетховена. Драматург Александр Афиногенов записал в дневнике: Гилельс "прикоснулся к клавишам - и рояль зазвенел чистотой и проникновенностью какой-то. А Клемперер вел оркестр, как бы подстилая его под рояль - создавая мягкий фон исполнителю, от этого рояль выигрывал еще больше, и публика оценила это".
В 1938 году в Брюсселе проходил Международный конкурс пианистов имени Эжена Изаи, престиж которого был чрезвычайно высок, а программа отличалась особой сложностью. Один только перечень имен членов жюри способен привести в трепет любого музыканта: Вальтер Гизекинг, Эмиль Зауэр, Артур Рубинштейн, Робер Казадезюс, Самуил Феинберг, Карло Цекки, Леопольд Стоковский... Состав участников был очень сильным, достаточно сказать, что среди них был Артуро Бенедетти Микеланджели. Гилельс одержал блистательную победу. Эмиль Зауэр, ученик Ференца Листа и Николая Рубинштейна, сказал, что не слышал такого дарования за последние полвека, иными словами - со времени своих великих учителей.
Но не в правилах музыканта было спокойно пожинать плоды успеха - он упорно работает, не давая себе передышки. В том же году остается позади Школа высшего мастерства, и Гилельс начинает преподавать в Московской консерватории. Началась Великая Отечественная война. Гилельс играет в воинских частях, в госпиталях, в тылу; одним из первых едет в блокадный Ленинград. В 1945 году выступает в Потсдаме на конференции глав правительств СССР, США, и Великобритании.
После окончания войны ему выпадает на долю ответственнейшая миссия: впервые представлять во многих странах советское искусство, искусство победившей страны. Так, в 1955 году он первым из советских музыкантов отправился на гастроли в США, где произвел сенсацию.
Шли годы. Концертная деятельность Гилельса обретала глобальные масштабы. Где бы он ни играл - повсюду триумфы становились едва ли не привычным "фоном". Он выступал с самыми прославленными оркестрами и дирижерами, его пластинки вошли в дома миллионов людей. 12 сентября 1985 года Гилельс дал в Хельсинки концерт, оказавшийся последним в его жизни; через месяц, 14 октября, он скоропостижно скончался в Москве.
Гилельс обладал необозримым репертуаром, он был универсален по умению сделать "своей" музыку самых разных эпох и стилей - от Моцарта до Прокофьева, от Бетховена до Стравинского.

Григорий Гордон

CD 1

Фредерик Шопен (1810-1849)
Frederic Chopin (1810-1849)
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, соч. 11
Piano Concerto No. 1 in E Minor, Op. 11

Франсис Пуленк (1899-1963)
Francis Poulenc (1899-1963)
Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор "Пасторальный" (1928 г.)
Concert champetre in D Major (1928)

Эмиль Гилельс, фортепиано
Emil Gilels, piano

Симфонический оркестр Московской государственной филармонии
Дирижер Кирилл Кондрашин
Moscow Philharmonic Orchestra
Kirill Kondrashin, conductor

Запись с концерта в Большом зале Московской консерватории, 12 октября 1962 г.
Звукорежиссер: Александр Гроссман
Recorded live at the Grand Hall of the Moscow Conservatoire, October 12, 1962.
Recording Engineer: Alexander Grossman

CD 2

Франц Шуберт (1797-1828)
Franz Schubert (1797-1828)
Музыкальные моменты, D. 780
Moments musicaux, D 780
No. 1 до мажор/in С Major
No. 2 ля-бемоль мажор/in A flat Major
No. 3 фа минор/in F Minor
No. 4 до-диез минор/in С sharp Minor
No. 5 фа минор/in F Minor
No. 6 ля-бемоль мажор/in A flat Major

Дмитрий Шостакович (1906-1975)
Dmitri Shostakovich (1906-1975)
Соната № 2 для фортепиано си минор, соч. 64
Piano Sonata No 2 in В Minor, Op 64

Роберт Шуман (1810-1856)
Robert Schumann (1810-1856)
Арабеска до мажор, соч 18
Arabeske in С Major, Op. 18

Фредерик Шопен (1810-1849)
Frederic Chopin (1810-1849)
Баллада № 1 соль минор, соч. 23
Ballade No. 1 in G Minor, Op. 23

Эмиль Гилельс, фортепиано
Emil Gilels, piano

Запись с концерта в Большом зале Московской консерватории, 13 марта 1965 г.
Звукорежиссер: Михаил Пахтер
Recorded live at the Grand Hall of the Moscow Conservatoire, March 13, 1965
Recording Engineer: Mikhail Pachter

CD 3
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Johann Sebastian Bach (1685-1750)
Переложение для фортепиано Ферручо Бузони/Arranged by Ferruccio Busoni
Прелюдия и фуга ре мажор для органа, BWV 532
Prelude and Fugue in D Major (for Organ), BWV 532

Людвиг ван Бетховен (1770-1827)
Ludwig van Beethoven (1770-1827)
32 вариации на оригинальную тему до минор, WoO.80
32 Variations on an original theme in С Minor, WoO 80

Карл Мария фон Вебер (1786-1826)
Carl Maria von Weber (1786-1826)
Соната № 2 для фортепиано ля-бемоль мажор, соч. 39
Piano Sonata No 2 in A flat Major, Op 39

Франц Лист (1811-1886)
Franz Liszt (1811-1886)
Испанская рапсодия
Rhapsodie espagnole

Сергей Прокофьев (1891-1953)
Sergei Prokofiev (1891-1953)
Мимолетности, соч. 22:
Visions fugitives, Op. 22:
No. 1 Lentamente
No. 3 Allegretto
No. 5 Molto giocoso
No. 11 Con vivacita

Эмиль Гилельс, фортепиано
Emil Gilels, piano

Запись с концерта в Большом зале Ленинградской филармонии, 18 января 1968 г.
Звукорежиссер: М. Кустов
Recorded live at the Grand Hall of the Leningrad Philharmonic Society, January 18, 1968
Recording Engineer: M. Kustov

CD 4

Людвиг ван Бетховен (1770- 1827)
Ludwig van Beethoven (1770-1827)
Соната для фортепиано № 8 до минор, соч. 13 "Патетическая"
Piano Sonata No. 8 in С Minor Op. 13 Pathetique
Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, соч. 27 № 2 "Лунная"
Piano Sonata No. 14 in С sharp minor, Op. 27 No. 2 "Moonlight"

Франц Шуберт (1797-1828)
Franz Schubert (1797-1828)
Экспромт фа минор, D. 935 № 1 (соч. 142)
Impromptu in F Minor, D. 935 No. 1 (Op. 142)

Морис Равель (1875-1937)
Maurice Ravel (1875-1937)
Павана почившей инфанте
Pavane pour une infante defunte
Игра воды
Jeux d'eau

Николай Метнер (1880-1951)
Nikolai Medtner (1880-1951)
Соната-воспоминание ля минор, соч. 38 № 1
Sonata-reminiscenza in A Minor, Op. 38 No. 1

Фредерик Шопен (1810-1849)
Frederik Chopin (1810-1849)
Этюд ля-бемоль минор, соч. поcм.
Etude in A flat Minor, Op. posth.
Этюд фа минор, соч. 25 № 2
Etude in F Minor, Op. 25 No. 2

Сергей Прокофьев (1891-1953)
Sergei Prokofiev (1891-1953)
Скерцо и марш из оперы "Любовь к трем апельсинам", соч. 33-ter.
Scherzo and March from The Love for Three Oranges', Op. 33-ter.

Эмиль Гилельс, фортепиано
Emil Gilels, piano

Запись с концерта в Большом зале Московской консерватории, 23 декабря 1968 г.
Звукорежиссеры Игорь Вепринцев и Елена Бунеева
Recorded live at the Grand Hall of the Moscow Conservatoire, December 23, 1968
Recording Engineers Igor Veprintsev and Elena Buneyeva

CD 5

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Wolfgang Amadeus Mozart (1756-1791)
Соната для фортепиано си-бемоль мажор, К. 281
Piano Sonata in В flat Major, К. 281
6 вариаций фа мажор на тему "Salve tu, Domine" из оперы Паизиелло "Мнимые философы", К. 398
6 Variations in F Major on a "Salve tu, Domine" from Paisiello's opera "I filosofi immaginarii", K. 398
10 вариаций соль мажор на тему "Unser dummer Pobel meint" из оперы Глюка "Паломники в Мекку", К. 455
10 Variations in G Major on a "Unser dummer Pobel meint" from Gluck's opera "Pilger von Mekka", K. 455
Фантазия ре минор, К. 397
Fantasia in D Minor, K. 397
Соната для фортепиано ля минор, К. 310
Piano Sonata in A Minor, К. 310

Эмиль Гилельс, фортепиано
Emil Gilels, piano

Запись с концерта в Большом зале Московской консерватории, 5 января 1970 г.
Звукорежиссеры: Игорь Вепринцев и Елена Бунеева
Recorded live at the Grand Hall of the Moscow Conservatoire, January 5, 1970
Recording Engineers: Igor Veprintsev and Elena Buneyeva

Редактор: Пантелеймон Грюнберг
Producer: Panteleimon Gruenberg


  Приобрести и заказать компакт-диски, выпущенные фирмой "Мелодия" можно здесь
 

 предыдущая   первая страница   следующая 


главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

© 1999-2005     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved


статистика