главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

Мария Юдина - Брамс
Иоганнес Брамс
Вариации и Фуга на тему Генделя, ор.24
Мария Юдина (фортепиано) Фортепианный квартет № 2 ля-мажор, ор.26
Мария Юдина (фортепиано)
Дмитрий Цыганов (скрипка); Федор Дружинин (альт); Сергей Ширинский (виолончель)
Мелодия MELCD 10 00821
Записи 1948, 1969 гг.

Мария Вениаминовна Юдина - это имя вписано в историю мировой музыкальной культуры XX века. А в истории отечественной культуры оно занимает особое место, так как олицетворяет ту культуру, которая рождалась в невероятно трудных условиях идеологического давления, запретов и гонений. Художники и деятели культуры, подобные Юдиной, такие, как отец Павел Флоренский, А. А. Ахматова, Б. Л. Пастернак, Н. А. Заболоцкий, Д. И. Хармс, В. А. Фаворский, М. М. Бахтин, С. С. Прокофьев и многие другие, явили собой удивительный пример победы Духа над материей, торжества Гения над Властью и Временем.
Искусство Юдиной явно и значительно выходило за пределы чисто исполнительского жанра, становясь явлением духовной культуры. Оно было рождено не только музыкальным талантом, в нем трансформировались и многогранная одаренность, и разносторонняя направленность интеллекта, яркий общественный темперамент и, конечно, Вера. На сцене она была одновременно великим музыкантом и страстным проповедни ком. "Больше всего меня поразило в ее исполнении то, что оно было "говорящим", - писал Л. Н. Оборин - Остро ощущалось, что она мыслит музыкой и высказывается посредством музыки".
Родилась Мария Вениаминовна 9 сентября 1899 года в Невеле. Отец ее, Вениамин Гаврилович Юдин, был земским врачом. Это от него она унаследовала твердость, решительность характера, мужество, необычайную трудоспособность. Жертвенный пример матери, посвятившей всю жизнь детям, оказал колоссальное влияние на формирование нравственных принципов юной Марии Вениаминовны.
Музыкальная одаренность проявилась у Юдиной в раннем возрасте, а в семь лет она начала брать уроки у Тейтельбаум-Левинсон, ученицы А. Г. Рубинштейна. Параллельно развивались и другие интересы и пристрастия, сохранившиеся на всю жизнь. Это - увлечение поэзией, приведшее впоследствии Юдину на историко-филологический факультет Петроградского университета. Именно поэзия Пушкина и Тютчева, Пастернака, Заболоцкого и Хлебникова, Гете и Рильке была для нее неиссякаемым источником вдохновения и утешения. Несколько позже возник интерес к философии. Чем бы не занималась Мария Вениаминовна - музыкой, литературой, историей, архитектурой, везде проявляла она свое активное, творящее "Я". В частности, в занятиях философией открылось, что она, в противоположность многим "философствующим" обладала, по мнению М.М Бахтина, настоящим философским складом ума - и это мы можем слышать в ее исполнении.
В 1912 году Юдина поступила в Петербургскую консерваторию, учась последовательно в классах О. K. Калантаровой, А. Н. Есиповой, В. Н. Дроздова, а последний, выпускной год - у Л. В. Николаева. Вместе с ней в классе у Николаева занимались В. В. Софроницкий и Д. Д. Шостакович. С 1915 года Юдина посещает также классы специальной теории композиции и дирижерского искусства. Там она слушает лекции М. О. Штейнберга, В. Г. Каратыгина, И. И. Витоля, В. П. Калафати. Занятия по дирижерскому искусству вел Н.Н. Черепнин, а впоследствии она занимается с Э. А. Купером и Н. А. Малько. В консерватории проявляется ее интерес к органу. Здесь ее наставниками становятся И. И. Гандшин, а в 20-30е годы - Н. К. Ванадзиньш и И. А. Браудо.
Эти ранние годы отмечены бурными поисками мировоззрения, стремлением опереть себя на "Столп и утверждение истины". Подлинное прозрение, открывшее ей Бога, пришло через музыку "Я знаю лишь один путь к Богу - через искусство, через одну ветвь его - музыку", - писала она в юношеском дневнике. В 1919 году она крестилась. Ее наставником и духовным отцом стал знаменитый проповедник о. Федор (Андреев). И, конечно, именно Вера как основа мировоззрения определила уникальные особенности ее исполнительского искусства, его особую содержательность, вдохновенность и актуальность. И именно Вера была причиной того, что долгие годы Юдина была "persona non grata". За Веру ее лишали возможности концертировать, не выпускали (за исключением двух поездок в Польшу и ГДР) за пределы страны.
В 1921 году Мария Вениаминовна с триумфом заканчивает консерваторию, получив премию имени Рубинштейна. Она сразу же занимает заметное место в концертной жизни города, а в 1923 году становится профессором Петроградской консерватории. Ее концертная и педагогическая деятельность продолжалась без малого 50 лет. В разные годы она была профессором Петербургской, Тбилисской, Московской консерваторий и Института имени Гнесиных, преподавая специальное фортепиано, камерное пение и камерный ансамбль. И каждый раз бывала изгнана - за Веру и за пропаганду новой музыки, а точнее сказать за то, что слишком выделялась и потому считалась опасной. После последнего изгнания в 1960 году из Института Гнесиных и фактического запрета на концертную деятельность за "пропаганду антисоветской музыки Стравинского и Хиндемита", последовавшего три года спустя, она выступает с многочисленными лекциями-концертами, пишет воспоминания, работает над переводами.
Скончалась Мария Вениаминовна Юдина 19 ноября 1970 года. Похоронена на Немецком (Введенском) кладбище в Москве.

Произведения Брамса всегда зани мали значительное место в репертуаре Юдиной. Она играла все три фортепианные Сонаты, Вариации на тему Генделя, Первый фортепианный концерт, ряд ансамблевых сочинений. Кроме того множество Интермеццо, Каприччио и других пьес.
Вариации и Фуга на тему Генделя ор. 24, как и Вариации на тему Шумана ор. 9, создавались Брамсом с мыслью о Кларе Шуман и для нее, хотя посвящение стоит лишь на цикле ор. 9. Однако, вариации на тему Генделя он закончил точно ко дню ее рождения, 13 сентября 1861 года, что можно было рассмативать как своебразное посвящение. Клара исполнила их 7 декабря того же года в Гамбурге. Лето 1861 года было для Брамса необычайно плодотворным: помимо создания двух упомянутых вариационных циклов,он дописывает первый, соль-минорный фортепианный Квартет и завершает второй, ля-мажорный.
Темой для Вариаций послужила Ария из Сюиты Генделя си-бемоль мажор, где она сопровождается пятью вариациями - Брамс написал двадцать пять! Брамсовский цикл поражает своим концертно-симфоническим размахом и богатством фантазии в разработке темы. В калейдоскопическом вихре перед нами проносится вся история жанров, стилей, образов от времен Генделя до Брамса.
Известно, что в жанре вариаций дар исполнительской изобретательности, подлинного остроумия проявлялся у Юдиной особенно ярко. Здесь она как бы вступает в соревнование с самим композитором, стремившемся в своей разработке темы исчерпать все ее потенциальные возможности, используя интонационную и ритмическую структуру, гармонические ресурсы, "одевая" ее в одежды разных стилей и эпох. Вот и здесь у Юдиной сверкающая виртуозность, безоглядность, танцевальность, выражающаяся в потрясающе легком, веселом и упругом штрихе (вар. 1, 3) сменяются распевной, теплой, удивительно нежной интонацией (вар. 5, 11); ритмическая и динамическая гибкость, импровизационность в сочетании с таинственной приглушенностью звучания (вар. 5, 6,12) - строгой ритмичностью и звуковой определенностью "ансамбля духовых" в жанровой пьеске типа каччи (охотничьи рога в вар. 7); очаровательный народный колорит с подчеркнуто-монотонным танцевальным ритмом и волшебно звучащая у Юдиной пастораль (вар. 8, 22) уступают место мрачной торжественности похоронного марша (вар. 13). Нельзя не упомянуть 9-ю вариацию, атмосфера, звучание которой в исполнении Юдиной неожиданно, но несомненно, вводит нас в мир Мусоргского - средняя часть пьесы "Гном". Та же октавная фактура, те же резкие sforzandi, затем приглушенная, вязкая, словно вслепую нащупываемая мелодия. В целом исполнение поражает ощущением цельности, передачей сквозной драматургии цикла. Начиная с вариации № 23 мощная центростремительная сила влечет Юдину к финалу. В Фуге, при всей ее грандиозности, Юдина находит удивительно нежные, журчащие звучности, в одном месте подчеркивающие интонационное и образное сходство с Шубертом ("Маргарита за прялкой"). После этого лаконичные, волевые мотивы темы звучат еще более убедительно и сильно.
Фортепианный квартет №2, ля-мажор, ор. 26. написан в 1861 году. В музыке Квартета сильно ощущается влияние венской классики. Даже первая фраза своей аккордовой структурой и светлым колоритом звучания напоминает начало 4-го Концерта Бетховена, одного из наиболее любимых Брамсом. Сама тональность ля-мажор - в значительной степени определяет господствующий настрой: это тональность будущей скрипичной Сонаты № 2 ор.100 и Интермеццо ор.118. Невольно мелькают ассоциации с фортепианной Сонатой Шуберта ор.120. Квартет классичен, одушевлен тонкой лирикой, но и обнаруживает внутренний нерв, скрытые темные глубины брамсовской музыки, этот романтический "Innere Stimme".
Запись Второго фортепианного Квартета Брамса была осуществлена Юдиной совместно с участниками квартета имени Бетховена (это же сочинение ансамбль сыграл на последнем публичном выступлении Марии Вениаминовны 18 мая 1969 года). "Бетховенцы" принадлежали к давним и любимым партнерам пианистки. Совершенно удивительно то единство мироощущения, единство пульса, дыхания, которое объединяет артистов и в результате которого рождается эта прекрасная интерпретация.
Первая часть пленяет радостным, светлым ощущением жизни Сколько красок, находит Юдина для главной темы, сколь гибки и разнообразны ее интонации. С очаровательной грацией звучит у Юдиной побочная тема. Вторая часть проникнута явными пантеистическими мотивами. При звуках лирической песенной мелодии, которая покоится на мерно колышущихся басах, мы погружаемся в тишину и созерцательность, нарушаемую затем романтическими раскатами уменьшенных септ-аккордов. По-шубертовски чиста и наивна в исполнении Юдиной Третья часть, по окраске звука напоминающая пастораль А в Четвертой - увлекает стихия народного танца, звучащего у Юдиной так молодо, живо и захватывающе. Это то, что больше всего любила она в Брамсе, - фольклор, претворенный фантазией композитора.
Вот, что писала Юдина о Втором квартете:
"Тема Квартета - это счастье, это борьба человека за счастье, это блаженство. Этот квартет ни с чем не сравним по романтической наполненности, интенсивности, насыщенности, это как бы гимн, это дифирамб, это воспевание бытия... Затем трио - некоторый отдых, а потом финал, он опять очень романтичен - это как бы баллада. И если можно найти аналогию, это все-таки будет светлый, может быть, несколько наивный, но утешающий душу Вальтер Скотт..."

Марина Дроздова


  Приобрести и заказать компакт-диски, выпущенные фирмой "Мелодия" можно здесь
 

 предыдущая   первая страница   следующая 


главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

© 1999-2005     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved


статистика