главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

Моцарт Симфонии 25, 40 - Баршай
Вольфганг Амадей МОЦАРТ
Симфонии № 25, 40
Московский камерный оркестр
Дир. Рудольф Баршай
Мелодия MELCD 10 00844
Запись 1963 и 1965.

Рудольф Баршай родился в станице Лабинской Краснодарского края 28 сентября 1924 в артистическои семье. Обучался в специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории (класс скрипки, затем альта), в 1944-1948 - в Моcковской консерватории в классе альта В. В. Борисовского, у него же окончил аспирантуру. Его активная сольная концертная деятельность началась после 1949, когда он завоевал 2-е место на Международном фестивале демократической молодежи и студентов в Будапеште. Баршай выступал также как ансамблист, в том числе со Святославом Рихтером, Давидом Ойстрахом, был участником трио с Леонидом Коганом и Мстиславом Ростроповичем. В его обширный репертуар входили и собственные транскрипции, в числе которых переработка альтовой сонаты Антонио Вивальди в концерт для альта со струнным оркестром и органом.
В 1956 г. Баршай возглавил организованный им Московский камерный оркестр. С этим оркестром Баршай впервые исполнил ряд сочинений советских композиторов (Четырнадцатую симфонию Д. Шостаковича, Седьмую симфонию для камерного оркестра и клавесина М. Вайнберга, "Музыку для камерного оркестра" Г. Свиридова). Музыкант сделал ряд переложений для камерного оркестра (в том числе сюиты из балета "Ромео и Джульетта" С. Прокофьева, "Искусство фуги" И. С. Баха). В качестве симфонического дирижера Баршай выступает с 1967 (дебютировал с оркестром Московской филармонии). В 1976 эмигрировал в Израиль, где возглавил Израильский камерный оркестр Работал в Лондоне, Мюнхене. В 1982-1988 был главным дирижером Борнмутского симфонического оркестра. С 1990-х годов возглавляет Канадский симфонический оркестр. Живет в Швейцарии.
В 90-х годах Баршай осуществил запись всех симфоний Шостаковича с Симфоническим оркестром Западногерманского радио, а в 2000 году завершил еще один масштабный проект - по сохранившимся рукописным материалам Баршай восстановил Десятую симфонию Густава Малера. Баршай также дирижировал в Лондоне мировой премьерой "Реквиема" Александра Локшина.

Симфоническое наследие Моцарта

Свои первые симфонии Моцарт написал когда ему было восемь лет, а последние - в тридцать два года. Общее их число более пятидесяти, но несколько юношеских не сохранились или еще не обнаружены. Если воспользоваться советом Альфреда Эйнштейна, крупнейшего знатока Моцарта, и сравнить это количество всего с девятью симфониями у Бетховена или четырьмя у Брамса, то сразу станет ясно, что понятие жанра симфонии у этих композиторов различно. Но если выделить у Моцарта те его симфонии, которые действительно, как у Бетховена, адресованы некоей идеальной аудитории, иными словами всему человечеству (humanitas), то окажется, что Моцарт написал тоже не более десяти таких симфоний (тот же Эйнштейн говорит о "четырех-пяти"). "Пражская" и триада симфоний 1788 года - №№ 39, 40, 41 - это изумительный вклад в сокровищницу мирового симфонизма.
Гайдн - еще одно имя для сравнения - писал свои 104 симфонии уверечный в том, что они будут исполнены перед князем Эстерхази или, как, например, "Лондонские", - перед широкой публикой. У Моцарта такой гарантии никогда не было и при этом он был поразительно плодовит. Путь Моцарта в симфонии это, по словам Эйнштейна, "путь от вступительной или заключительной пьесы - пьесы, служившей обрамлением для soli и concerti, до капитального основного произведения, представляющего кульминацию, центр тяжести концертного вечера. Это путь от начала декоративного к выразительному, от внешнего к внутреннему, от парадности к исповеди". Такие симфонии Моцарта как № 25 соль минор (KV183), № 29 ля мажор (KV201), № 31 ре ма жор "Парижская" (KV 297), № 35 ре мажор "Хаффнер" (KV 385), № 36 до мажор "Линцская" (KV 425), № 38 ре мажор "Пражская" (KV 504), № 39 ми бемоль мажор (KV 543), № 40 соль ми нор (KV 550), № 41 до мажор "Юпитер" (KV 551) должны быть в собрании каждого любителя музыки. (Имейте в виду, что вы тщетно будете искать как моцартовскую симфонию № 37, под этим номером вы найдете симфонию Михаэля Гайдна, которую Моцарт переписал, присочинив только лишь короткую величественную интродукцию).

Симфония № 25 соль минор (KV183)

Эта симфония написана в соль миноре - редкость для Моцарта, предпочитавшего бодрые и радостные мажорные тональности. Действительно, из сорока одной дошедшей до нас симфонии, только две написаны в минорной тональности (это отнюдь не значит, что Моцарт не писал минорной музыки в мажорных симфониях). Причем для этих двух редких случаев Моцарт выбирает одну и ту же тональность - соль минор, что невольно побуждает сопоставить их (и данный диск позволяет это сделать). Любопытно что аналогичное соотношение мажорных и минорных тональностей можно констатировать в произведениях Моцарта других жанров, например в фортепианных концертах: из двадцати семи концертов только в двух основная тональность минорная. Мы убедимся в значительном перевесе мажорных произведений и у других композиторов - современников Моцарта, в частности, у Й. Гайдна. Выбор минорной тональности для этой симфонии уже сам по себе говорит о желании Моцарта выйти за пределы сферы "развлекательной музыки". Некоторые особенности тематизма и формы симфонии (например, довольно большая кода в первой части) указывают на сходство с другим Гайдном - Михаэлем, младшим братом Йозефа. Среди образцов, которым мог следовать в этот период Моцарт, называют также одну - из 100 (!) - симфоний Яна Ванхаля, причем, и на сей раз тоже в соль миноре. Эти стилистические параллели заставляют считать, что симфония была создана весной 1773 года. В 60-е годы XX века, когда был проведен химический анализ бумаги и записей на партитурах ряда симфоний этого периода, удалось установить точную дату, кем-то по каким-то причинам тщательно зачеркнутую - "5 октября 1773". Но сравнение с возможными образцами других композиторов выявляет не только некоторые сходства, но в большей степени свидетельствует об оригинальности и гениальности самого Моцарта. Эта симфония имеет сходство с его же поздней большой симфонией № 40 в той же тональности (второй на данном диске). На момент своего создания симфония № 25 была наиболее значительным симфоническим произведением Моцарта.

Симфония № 40 соль минор (KV 550)

Сороковая симфония - вторая из трех последних в симфоническом наследии Моцарта. Все три были написаны одна за другой летом 1788 года. Можно сказать, что ни месяц - то шедевр. Симфония № 39 закончена 26 июня, № 40 - 25 июля, № 41 -10 августа. Появление на свет этих трех шедевров в творчестве Моцарта сравнимо со значением трех других шедевров - последних фортепианных сонат Бетховена - №№ 30, 31 и 32.
Лето 1788 года было для Моцарта временем очень трудным. Его опера "Дон-Жуан" после шумного успеха в Праге потерпела неудачу в Вене (хотя и была дана в тот сезон 15, а не 3, как долгое время считалось, раза); венская публика больше не осаждала залы, чтобы услышать моцартовские творения. Кроме того, новые военные действия Австрийской империи против Турции резко сократили какие бы то ни было культурные и музыкальные акции. В результате доходы Моцарта резко сократились. С болью читаем мы письма композитора того времени, например, к Михаэлю Пухбергу, коммерсанту, неоднократно оказывавшему финансовую помощь Моцарту. "Подлинная Ваша ко мне дружба и братская любовь дают мне смелость просить Вас об одном одолжении. Я еще должен Вам 8 дукатов. Сейчас я не в состоянии вернуть их Вам, но мое доверие к Вам так велико, что я осмеливаюсь просить Вас одолжить мне еще 100 флоринов до будущей недели (когда начнутся мои академии в казино)". Академии так и не состоялись. На автографе письма пометка Пухберга: "отослано 100 флоринов". Письмо датировано июнем 1788 года. Моцарт в этот момент пишет 40-ю симфонию. Парадокс истории в том, что в наши дни, когда эти письма появляются на аукционах, они продаются за суммы, в сотни раз превышающие те, которые просил Моцарт!
Моцарту со своим семейством пришлось даже искать менее дорогое жилье в предместьях Вены. Делая, что называется, хорошую мину при плохой игре, Моцарт в одном из писем (тому же Пухбергу) пишет, что новая квартира "в сущности такая же, как прежняя, если не лучше, а по делам в городе (что будет достаточно редко) любой фиакр отвезет меня за десятку". Моцарт сильно страдал от отсутствия заказов, к тому же он не мог оправиться от постигшего его горя - смерти (29 июня 1788 года) шестимесячной дочери Терезии. Тем не менее, в это лето он пишет, помимо этих трех симфоний, две фортепианные сонаты - до мажор (KV 545) и фа мажор (KV 547а), два фортепианных трио - ми мажор (KV 542) и до мажор (KV 548) и еще несколько других.
Моцарт редко сочинял, не имея в виду определенной цели. Как правило, он писал на заказ (история с Requiem самая известная), либо для своих собственных концертов, или чтобы сделать подарок друзьям. Обычно мы знаем о таких обстоятельствах из его писем или других литературных источников. Что касается трех последних симфоний, то музыковеды не нашли никаких свидетельств подобного заказа: никто ни до их написания, ни после не заплатил за них. Возможно, Моцарт сочинял их в надежде продать издателям или исполнить в своих венских концертах. Если так, то его постигло разочарование: они не были изданы при его жизни и нет никаких ясных свидетельств того, что они были исполнены. Однако внезапный всплеск творческой энергии композитора наводит на мысль, что у Моцарта могла быть еще одна идея использовать их - это, как сейчас представляется, могло быть его Лондонское турне. Будучи еще ребенком Моцарт провел в Лондоне больше года, жадно впитывая музыкальные впечатления. В зрелом возрасте, живя уже в Beне, Моцарт имел нескольких близких друзей-англичан и, по крайней мере с 1786 года, говорил о возможной поездке в Лондон, чтобы дать там ряд концертов. Если бы это произошло, естественно было бы привезти с собой новые сочинения, желательно три или шесть симфоний, как это сделал Гайдн, когда приехал в Лондон в 1790-е годы. Моцарту такого турне уже не суждено было предпринять.
Из этих трех последних симфоний средняя - Сороковая соль минорная - самая известная. Действительно, это одно из самых популярных сочинений Моцарта, по популярности с ним может соперничать разве что "Маленькая ночная серенада", да увертюра к опере "Свадьба Фигаро". Хотя причины популярности всегда бывает трудно определить, одной из них в данном случае может быть опять-таки выбор тональности. Если учесть, в какие мрачные для Моцарта дни создавалась эта симфония, то может показаться, что выбор этой тональности должен был быть предопределен.
Однако есть в этом творении нечто большее, чем просто будничные печали какого-то одного человека. Надо помнить, что в ту эпоху немецкие и австрийские композиторы все более оказывались во власти идей и образов эстетического течения в литературе, получившего название "Бури и натиска". Имя новому движению дала драма Ф. М. Клингера "Буря и натиск" (1776). Появилось большое количество драм с невероятно пылкими и часто непоследовательными героями. Композиторов также увлекла идея выразить звуками драматический накал страстей, героическую борьбу, часто тоску по неосуществимым идеалам. Свой вклад в этот род симфонической музыки внес своими симфониями и Гайдн, например, № 39, кстати тоже в соль миноре! В этом направлении творил и Иоганн Христиан Бах ("Лондонский"), оказавший в свое время такое сильное влияние на десятилетнего Моцарта.

Александр Майкапар


  Приобрести и заказать компакт-диски, выпущенные фирмой "Мелодия" можно здесь
 

 предыдущая   первая страница   следующая 


главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

© 1999-2005     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved

Медтехника в Киеве гидромассажная ванна купить med-magazin.com.ua.

статистика