главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

Головин Простые песни
Андрей ГОЛОВИН
Простые песни (1988); "Элегия" для виолончели соло (1980); Музыка для струнных (1988); Далекое (1990)
Наталья Бурнашева (меццо-сопрано), Михаил Светлов (бас)
Андрей Головин (фортепиано)
Александр Рудин (виолончель)
Московский камерный оркестр/Игорь Жуков
Мелодия MELCD 10 00853
Записи 1990, 1993 и 2002 гг.

Андрей Головин родился в 1950 году в Москве. В 1976 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции профессора Е.К. Голубева и по классу инструментовки профессора Ю.А. Фортунатова.
Среди сочинений А. Головина: опера "Первая любовь" по одноименной повести И.С. Тургенева (1996), четыре симфонии (1976, 1981, 1986, 1992), "Canto d`attesa" для скрипки с оркестром (1999), "Простые песни" - кантата на стихи Н. Рубцова (1988), Музыка для струнных (1988), "Бемби" - музыкальные картинки к сказке Ф. Зальтена для ансамбля солистов (1980/1992), "Две песни без слов" для ансамбля солистов (1993), Струнный квартет (1982), Sonata breve для альта и фортепиано (1979), Две пьесы для флейты и фортепиано (1981), "Сумерки" - два стихотворения Е. Баратынского для меццо-сопрано и фортепиано (1995) и другие камерно-инструментальные и вокальные произведения, а также сочинения для фортепиано, хоры, музыка к театральным постановкам, кинофильмам и телесериалам.
В 1998 году А. Головину присуждена Премия Москвы в области литературы и искусства за оперу "Первая любовь".
Невероятно, но в музыке нашего современника Андрея Головина и сегодня слышится прежде всего органичное продолжение традиций русской школы XIX века! И это именно продолжение, - не переосмысление и не отстранение, что так характерно для нынешней постмодернистской эпохи, когда уже знакомый предмет рассматривается под определенным углом зрения, с определенной дистанции. Это именно не препарированная традиция, самым удивительным образом дожившая до наших дней - постромантизм без малейшего оттенка нео-, а точнее - постпостромантизм на последней стадии своего заката…
А. Головин - один из немногих, кто и в XXI веке по праву может считать себя прямым наследником культуры позапрошлого столетия, бережно сохранившим с ней не только внешнюю, языковую, но и духовную связь. В наше время такая позиция требует известной творческой смелости… Благородство и нравственная чистота, неброская красота простых средств - эти привлекательные черты музыки Головина в творчестве современных композиторов встречаются крайне редко. Для него "что" несравненно важнее "как", содержание (и содержательность) имеют первостепенное значение. В этом есть нечто вневременное, игнорирующее все (или почти все) новшества музыкальной техники и тенденции моды.
Как ни парадоксально, но посредством такого самоограничения достигаются высокие художественные результаты. Создается впечатление, что автору известны некие универсальные законы композиции - законы развития материала, во многом аналогичные законам развития природы. Ничто не может появиться "вдруг", нет ничего лишнего и отвлекающего. Все предельно логично, аргументировано и при этом нередко имеет сильнейшее эмоциональное воздействие на аудиторию.
Кантата "Простые песни" на стихи Николая Рубцова для меццо-сопрано, баса, фортепиано и камерного оркестра (1988) по своим средствам не только традиционна, но и крайне аскетична. Это тональная музыка с элементами колористики в духе Г. Свиридова и рельефной мелодикой. Примечательно, что темы-мелодии как бы не сочинены, а стопроцентно услышаны и поэтому очень естественны в своем развитии. Есть, однако, в "Простых песнях" и отдельные привнесения технических достижений ХХ века. В предпоследней части кантаты (№ 6) используется алеаторика, но не как простая демонстрация приема, а строго по назначению, для создания "обертонового марева" от колокольного звона (в свое время Головин был радикальным авангардистом). Но главное в этой музыке - повествование о красоте русской природы, которое ведется в благородном и меланхолически философствующем тоне.
"Элегия" для виолончели соло (1980) могла бы стать своего рода эмблемой творчества А. Головина - это квинтэссенция его художественных принципов, не лишенная некоторой декларативности. Здесь самоограничение выражено в максимальной степени: ведь написание музыки для сольного инструмента, если это, конечно, не фортепиано и не орган, накладывает на композитора особую ответственность за каждую фразу, каждую интонацию. Чтобы удержать внимание слушателя, монодия должна быть предельно выразительной, насыщенной смыслом и драматургически рельефной. "Элегия" для виолончели - один из немногих удачных примеров музыки для инструмента, по большей части, монодического. И не только в современной музыкальной практике. Элегия посвящена ее первому исполнителю Иосифу Фейгельсону.
Музыка для струнных (1988) - это оркестровая версия Струнного квартета (1982), сделанная по просьбе Игоря Жукова для его Московского камерного оркестра. Нестандартность решения заключается в том, что струнный квартет вовсе не исчезает, а располагается в центре сцены, окруженный струнным оркестром. Расширенный состав струнных дает множество дополнительных возможностей, в частности, возможность создания более объемного художественного пространства, возможность противопоставления объективности tutti и субъективного, личного высказывания soli. А именно на этой оппозиции субъективно-личного и неизбежного вмешательства объективных обстоятельств окружающего мира в лице окружающего квартет струнного оркестра и строится сквозное драматургическое развитие на протяжении всех трех частей (1-я и 2-я идут без перерыва). В "Музыке…" очень сильно ощущение собственной экзистенции, которое бывает у человека, подошедшего к опасной жизненной черте. Монологичность солирующих инструментов с последовательной периодичностью прерывается эпизодами "неживой", скорбно-заторможенной музыки, все линии которой направлены вниз, к земле (это и есть то самое объективное начало) - сперва кратковременной, но затем все больше набирающей силу. В финале у скрипки соло звучит тема удивительной, необыкновенной красоты, но в ней есть нечто прощальное, это красота умирающая. Вскоре процесс развития "неживой" музыки (а в ней угадывается нечто не просто объективно-негативное, но смертельно опасное) генерализуется, распространяя свою экспансию на всю ткань; в конце же все движение замирает и как бы переходит в другое измерение, мы уже слышим отзвуки иного мира… Впрочем, такой "сюжет" можно понимать как в личном, так и в общекультурном плане: категория красоты в современном искусстве не актуальна, ее критерии остались в ХIХ веке.
"Далекое" (1990) - небольшая фортепьянная пьеса, которой свойственны разреженность и воздушность фактуры, ощущение перспективы. Многомерность пространства создается простейшими средствами, каждое из которых имеет свою строго определенную функцию, составляя полноценное целое. Пьеса проходит перед нашим внутренним взором, как облако воспоминаний - может быть, несколько аморфных, отчасти стершихся, но очень ностальгических…

Ирина Северина


Об исполнителях
Игорь Жуков - известный пианист и самобытный дирижер. В 1983 году он создает и возглавляет Московский камерный оркестр. Деятельность музыканта за дирижерским пультом руководимого им коллектива - одна из самых оригинальных страниц музыкальной жизни 80-90-х годов прошлого столетия. На концертах оркестра звучали сочинения К.Ф.Э. Баха и Аренского, Респиги и Стравинского, Моцарта и Шостаковича. Игорь Жуков и Московский камерный оркестр осуществили также многочисленные премьеры новых сочинений современных авторов.
Наталья Бурнашева (меццо-сопрано) закончила вокальный факультет Московской консерватории по классу профессора Виктории Рождественской (1977) и аспирантуру по классу Нины Дорлиак. С 1983 года - солистка Московской филармонии, Заслуженная артистка России (1998). Гастролировала в России, странах СНГ, за рубежом (Венгрия, Испания, Бельгия, Италия, Югославия, Болгария, Турция, США, Китай). В репертуаре певицы оперные партии (Глюк, Моцарт, Верди, Римский-Корсаков, Чайковский, Стравинский, Барток), кантатно-ораториальные произведения (Перголези, Вивальди, Гендель, Бах, Бетховен, Россини, Малер), песенные циклы и романсы (Шуберт, Шуман, Брамс, Вагнер, Р. Штраус, Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Рахманинов, Чайковский, Метнер, Б. Чайковский). Н. Бурнашева выступала с Г. Рождественским, В. Федосеевым, Б. Чайковским, Ю. Башметом, Д. Китаенко, В. Синайским. Певица принимала участие в фестивалях "Von Flanderen" (1992, Гент, Бельгия), "Festival Internacional de Musica de Bizkaia - Musicaldia-94" (1994, Бильбао, Испания), "Московские звезды", "Русская зима", фестивале, посвященном 10-летию Шанхайского филармонического хора (2000, Шанхай, Китай). Совместно с Московским Баховским центром участвовала в исполнении цикла кантат и ораторий Баха (в том числе, всех сольных кантат для альта). Н. Бурнашева осуществила многочисленные записи на грампластинки и компакт-диски, а также на радио и телевидении. В настоящее время выступает с сольными концертами и участвует в исполнении кантатно-ораториальных произведений в Москве, городах России и за рубежом.
Михаил Светлов признан одним из выдающихся басов современности. Он исполнял оперные партии в постановках как в Америке и Европе, так и в родной России. Критиками отмечались не только прекрасные вокальные данные певца, но и присущий ему артистизм. Его актерское мастерство всегда удивительно точно передает стили, настроения и выражения любого музыкального произведения, которое он исполняет. Став лауреатом престижного международного конкурса Виотти, Михаил Светлов был немедленно принят в труппу Большого театра в качестве солиста. Он принимал участие в фестивалях в Зальцбурге и Брегенце и выступал в таких театрах как Deutsche Oper Berlin, The Bayerische State Opera, New York City Opera, Hamburg State Opera, Genoa's Teatro Carlo Felice, Opera de Bellas Artes, the Florida Grand Opera, L'Opera de Montreal, Houston Grand Opera.
Александр Рудин родился в 1960 году в Москве. Закончил Российскую Академию музыки им. Гнесиных в 1983 году по классу виолончели Льва Евграфова и классу фортепиано Юрия Понизовкина. Лауреат многих международных конкурсов: И. С. Баха в Лейпциге (1976), Гаспара Кассадо во Флоренции (1979), П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982). В 1989 году Александр Рудин закончил Московскую Консерваторию по классу дирижирования Дмитрия Китаенко. Активно гастролирует по всему миру. Участник многих международных фестивалей. Выступает как солист и дирижер с ведущими российскими и зарубежными оркестрамиБаварской оперы, Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского, Российским Национальным оркестром. С 1988 года руководит камерным оркестром "Musica Viva". Многолетнее творческое сотрудничество связывает А. Рудина с композиторами разных поколений: Д.Кабалевским, И.Черепниным, Р.Щедриным, Э. Денисовым, В. Сильвестровым, А. Головиным, В.Артемовым, П. Климовым. Александр Рудин осуществил записи на компакт-диски для таких фирм, как "Hyperion", "Naxos" и др.

  Приобрести и заказать компакт-диски, выпущенные фирмой "Мелодия" можно здесь
 

 предыдущая   первая страница   следующая 


главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

© 1999-2005     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved


статистика