главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

Дружинин Шостакович/Рубинштейн/Глинка
М.Глинка Соната для альта и фортепиано (неоконченная, ред. В.Борисовского)
А.Рубинштейн Соната для альта и фортепиано фа минор, соч.49
Д.Шостакович Соната для альта и фортепиано, соч. 147
Федор Дружинин (альт)
Лариса Пантелеева (фортепиано)
Михаил Мунтян (фортепиано)
Мелодия MELCD 10 00867
(Серия "Maestri del arco")
Выдающийся российский альтист Федор Серафимович Дружинин родился в Москве 6 апреля 1932 года. Еще до начала войны он начал заниматься на скрипке, и первоначально поступил в Центральную музыкальную школу по классу именно этого инструмента, но уже на втором году обучения был зачислен в класс альта к Н. Б. Соколову. По окончании школы Дружинин учился в Московской консерватории (1950-55 гг.) у В.В. Борисовского - патриарха русской альтовой школы, бессменного участника квартета имени Бетховена (впоследствии Борисовский доверил ученику свое место в квартете). Будучи ассистентом-стажером консерватории, Дружинин в 1957 году завоевывает I премию на Всесоюзном и международном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве и становится ведущим солистом филармонии. Молодой музыкант выступает в концертах с такими прославленными исполнителями предыдущего поколения, как С. Кнушевицкий, Л. Оборин, И. Козловский, М. Гринберг и М. Юдина. Общение с Юдиной оставило глубокий след в жизни и творчестве Федора Серафимовича. Характерен юдинский отзыв об альтисте: "В Дружинине я нашла поразительное инструментальное совершенство, сильный и благородный дух, вкус, и, может быть, для меня главное, глубокий интерес к современности".
Этот интерес к современности привел артиста в композиторскую среду того времени, неразрывно связал его с текущим творческим процессом и постоянно подпитывал желание сочинять собственную музыку (Дружинин - член Союза Композиторов с 1990 года). На протяжении всей своей творческой деятельности Дружинин интересуется творчеством композиторов-современников - Р. Леденева, М. Вайнберга, Г. Фрида (посвятивших Дружинину свои сочинения для альта с оркестром), А. Волконского и А. Шнитке, и, конечно, Д. Д. Шостаковича, написавшего для Дружинина свое последнее сочинение - Сонату для альта и фортепиано, соч. 147 (1975). В составе квартета имени Бетховена Дружинин принимал участие в премьерах и первых записях на пластинки квартетов Шостаковича, начиная с Девятого.
Вплоть до середины 1990-х годов Дружинин много гастролировал в тогдашнем СССР и за рубежом; на Девятом альтовом конгрессе (1980 г.) в канадском городе Торонто его игра была особо отмечена самим Уильямом Примроузом, родоначальником современной альтовой школы. О своих незабываемых встречах с этими музыкантами Дружинин рассказывает в своей книге статей и воспоминаний, вышедшей в 2001 году.
Особенно стоит отметить педагогическую деятельность Ф. С. Дружинина, заведущего альтовой кафедрой в Московской консерватории: в общей сложности он выпустил около сотни учеников; в последнее десятилетие музыкант часто давал мастер-классы за рубежом. В 1988 году за заслуги перед отечественным искусством Дружинин был удостоен звания Народного артиста России.

Ф.Софронов


Соната Глинки для альта и фортепиано - юношеское сочинение, написанное между 1825 и 1828 годами, когда Глинка начал профессионально обучаться музыке. В неоконченной сонате только две части, сходных по настроению. Они полны той же меланхолической лирики, характерной для петербургских настроений начала 19 столетия, когда превалирующее влияние западной сентиментальности соединялись с некоторыми характерными чертами русского романса. Изначально задумав сонату для скрипки или альта ад либитум, Глинка конечном итоге остановился на альте, чье теплое звучание лучше подходило к элегическому, субъективно-личному стилю сочинения. Соната была опубликована посмертно в 1932 году в редакции Вадима Борисовского.
 
Соната для альта и фортепиано фа минор была сочинена Рубинштейном в 1855 году. В ряду других камерных сочинений того времени Соната выделяется мастерством, зрелостью и эмоциональной яркостью. Соната стала одним из наиболее известных сочинений Рубинштейна и одним из наиболее часто востребованных сочинений в альтовом репертуаре. Альтовая партия обнаруживает глубокое понимание композитором выразительных возможностей инструмента, которые именно в этом случае чудесно соответствуют страстному, одухотворенному и мелодически наполненному стилю музыки. В большей своей части альтовая партия сближается с человеческим голосом - прекрасным, теплым, иногда нетерпеливым и всегда глубоким и искренним.
Первая часть - Модерато, написанная в сонатной форме, соединяет в себе лирические образы с яркими вспышками драматизма. Мягкая, хрупкая меланхолия наполняет атмосферу второй части - Анданте, где особенно заметен мелодический дар композитора. Как часто бывает у Рубинштейна, наиболее интересными в музыкальном отношении часто оказываются скерцо, особенно те, которые основаны на танцевальных ритмах. Третья часть - как раз в духе такого импульсивного, романтического скерцо. Основанное на ритме тарантеллы, оно полно темных, демонических образов, в средней части сменяющихся "эльфийскими" (или, точнее, мендельсоновскими) фантастическими звучаниями. Здесь особенно важна фортепианная палитра: наверное, в первый раз во всей сонате фортепиано забирает здесь на себя ведущую роль у альта. Контрастирующие темы последней части родственны миру музыки Шумана и Брамса, иногда вызывая в памяти листовский пафос. Триумфальная и страстная кода венчает сочинение, которое однажды правильно назвали с важной вехой в эволюции альтовой сонаты.
 
Соната для альта и фортепиано, соч. 147 Шостаковича завершает трилогию сонат (виолончельная, соч. 40 - 1934 г., скрипичная, соч. 134 - 1968 г.), и является его последним сочинением. Оно писалось в июне-июле 1975 года, а уже 9 августа композитора не стало. Впервые соната была исполнена Федором Дружининым и Михаилом Мунтяном в Ленинграде 1 октября 1975 года. Песня умиротворения в форме эпилога, сочинение состоит из трех частей - Арии (Модерато), Скерцо (Аллегро) и Адажио (Памяти Бетховена). В этом сочинении ощутимы мрачные настроения последних лет композитора: запрещенный гений сражался с собой и официальной властью. Время и память переходят здесь друг в друга и возникает ткань из множества нитей, соединяющих предыдущие произведения Шостаковича и произведения других известных композиторов. Кроме "Лунной сонаты" Бетховена, цитирующейся в последней части, более или менее ясно прослушиваются аллюзии тем из Пятой симфонии Бетховена и Четвертой симфонии Чайковского, скрипичного концерта Берга, и, как и в 15-й симфонии, соч. 141, темы Вагнера. Из своих собственных сочинений Шостакович цитирует преимущественно материал своей неоконченной оперы "Игроки" (1941-42) - ностальгический взгляд на заброшенное сочинение, которое из-за трагических обстоятельств так и не было завершено, но исполнено дерзких черт авангардной юности композитора.

  Приобрести и заказать компакт-диски, выпущенные фирмой "Мелодия" можно здесь
 

 первая страница   следующая 


главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

© 1999-2005     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved

Прокат авто одесса прокат автомобилей в крыму модели автомобилей.

статистика