|
|
Анатолий Иванович Ведерников родился 3 мая 1920 г. в Харбине (Китай), куда родители музыканта перебрались из охваченной гражданской войной России в 1919 году. Легендарный осколок Российской империи, где на протяжении почти сорока лет (с 1898 по 1935 годы) формировался причудливый сплав русской, китайской и европейской культур, наложил свой отпечаток на воспитание, мировосприятие и характер А.И. Ведерникова.
Интерес к новой музыке, свойственный Анатолию Ивановичу с консерваторских лет, и мастерское чтение партитур привели его к знакомству и сотрудничеству с С.С. Прокофьевым, у которого он был своего рода музыкальным секретарем на протяжении последних двух лет жизни композитора. Партитура Седьмой симфонии, клавиры балета "Сказ о каменном цветке", поэмы "Встреча Волги с Доном", Пушкинских вальсов и др. были подготовлены к печати Ведерниковым. Особо следует отметить вторую редакцию Пятой фортепианной сонаты, в осуществлении которой пианист принимал непосредственное участие и впервые исполнил ее в 1954 году. В 1952 году Прокофьев начал работать над Концертом для 2-х фортепиано и струнного оркестра - для С. Рихтера и А. Ведерникова. К сожалению, этот замысел остался незавершенным. В своих программах А. Ведерников исполнял Четвертый фортепианный концерт Прокофьева, собственную редакция сюиты из "Петрушки" Стравинского, его же "Движения", Каприччио для фортепиано с оркестром, фортепианную сонату, собственную концертную обработку "Концерта ангелов" из симфонии П. Хиндемита "Художник Матис", осуществил многочисленные премьеры произведений немецкого композитора в СССР, в том числе Первой сонаты, "Ludus tonalis", "Четырех темпераментов", скрипичной и виолончельной сонат. В его репертуаре Концерт и пьесы А. Шенберга, произведения Э. Кшенека, Б. Мартину, М. Типпета; этюды Д. Лигети (это исполнение получило восторженный отзыв автора), сочинения многих отечественных авторов: Н. Каретникова, гонимой Г. Уствольской, Н. Сидельникова, Д. Кривицкого, В. Суслина... Наряду с этим пианист на протяжении всей своей творческой жизни неустанно и увлеченно занимался изучением И.-С. Баха: играл и записал все Партиты, Английские сюиты, Трехголосные инвенции, изучал кантаты и органные сочинения, создал свою транскрипцию нескольких хоральных прелюдий. Записаны музыкантом основополагающие произведения фортепианного репертуара: от Бетховена, Брамса, Шумана, Шопена, Дебюсси и Равеля - до Скрябина и Шостаковича, чьи обе фортепианные сонаты. Прелюдии и фуги в исполнении А. Ведерникова удостоились высочайшей похвалы автора. Всего пианистом наиграно около 60-ти часов музыки. В последние годы жизни артиста состоялось несколько европейских гастролей, прошедших с огромным успехом. Железный занавес пал, японские импресарио с изумлением обнаружили возможность снова пригласить легендарного пианиста в страну, где восходила артистическая звезда его юности. На ноябрь 1993 года было запланировано турне по Японии, важнейшее событие в артистической биографии Анатолия Ведерникова. Этим планам не дано было осуществиться - 29 июля 1993 г. А. И. Ведерников скончался. В том же году началась публикация записей пианиста на компакт-дисках (в т.ч. 26 альбомов компании DENON). Гигантское наследие выдающегося пианиста открывается человечеству. Широко известное сочинение Пауля Хиндемита "Четыре темперамента" (1940) можно считать по-особому трактованным фортепианным концертом, где фортепианная партия, не противопоставленная оркестровой ткани, играет важную роль в остроумном обыгрывании идеи, обозначенной в названии пьесы. Четырехчастный цикл концерта образуют вариации на одну тему - состоящую, в свою очередь, из трех разнохарактерных разделов, представляющих, быть может, разные жизненные явления и обстоятельства, по-разному интерпретируемые каждым из "персонажей" ("Меланхолик", "Сангвиник", "Холерик", "Флегматик"). Последовательность частей не совсем обычна: на месте традиционного скерцо - Вальс ("Сангвиник"); медленная часть ("Меланхолик"), создающая сильный контраст Теме, располагается вначале; вслед за Moderate ("Флегматик"), заменяющим медленный раздел формы, идет бурный "холерический" финал. В каждой части, однако, есть свои разнохарактерные эпизоды, в соответствии с тремя упомянутыми разделами Темы; таким образом, перед слушателем воссоздается некая объективная картина реальности в разнообразных ее аспектах. Масштабная, пятичастная Первая соната "Майн" ("Der Main") связана с впечатлениями франкфуртского периода жизни Хиндемита (1919-1927) и одноименным стихотворением Гердерлина. Она была написана в 1936 г. одновременно со Второй и Третьей сонатой, однако значительно отличается от них сильным романтическим импульсом, огромными контрастами и размахом. Дух стихотворения немецкого романтика, тема романтических скитаний, присутствуют в музыке как идея, к которой композитор многократно возвращался, - вечный поиск гармонии. Но программность сонаты носит обобщенный характер. Единственная сонатная часть цикла - финал, обобщающий и преодолевающий резкий контраст между краями цикла: песенно-лирическими первой и четвертой частями и серединным разделом: траурным маршем и энергичным "шумановским" скерцо (2 и 3 части). Соната для виолончели и фортепиано (1948), записанная А. Ведерниковым в ансамбле с прославленной виолончелисткой Наталией Гутман, имеет, как и все сонатные циклы Хиндемита для многочисленных инструментов, свое решение сонатности, соотношения частей, свой оригинально найденный ансамбль с равнозначными партиями, выявляющими и все богатство и красочность обоих инструментов. Над сонатой как бы витает дух барокко с его риторикой и поступательностью. Стихия размеренного движения пронизывает Пастораль, с виртуозной фугой; во второй части (Moderately fast) угадывается гавот, в трио которого уже слышатся отголоски драматизма и патетики финала. Финал - Пассакалья, масштабное и контрастное полотно, полное чувства и глубокомыслия, венчающее эту увлекательную и красивейшую сонату. Ольга Макарова |
Приобрести и заказать компакт-диски, выпущенные фирмой "Мелодия" можно здесь |
предыдущая | первая страница | следующая |
|
Штатив - объективы sigma. от Fotomag.com.ua.
|