главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

melcd100087
Пауль Хиндемит (1895-1963)
Тема и четыре вариации для фортепиано с оркестром "Четыре темперамента"
Соната No. 1 для фортепиано
Соната для виолончели и фортепиано (1948)
Анатолий Ведерников, фортепиано
Наталья Гутман, виолончель
Ленинградский камерный оркестр
Дир. Лазарь Гозман
Мелодия MELCD 10 00879
Запись 1963, 1965 и 1967 гг.

Анатолий Иванович Ведерников родился 3 мая 1920 г. в Харбине (Китай), куда родители музыканта перебрались из охваченной гражданской войной России в 1919 году. Легендарный осколок Российской империи, где на протяжении почти сорока лет (с 1898 по 1935 годы) формировался причудливый сплав русской, китайской и европейской культур, наложил свой отпечаток на воспитание, мировосприятие и характер А.И. Ведерникова.
Когда мальчику было шесть лет, родители отдали его в Высшую музыкальную школу им. Глазунова, в класс одной из ее основательниц, пианистки В.И. Диллон. Сразу же стало ясно, что способности у мальчика необыкновенные. В 11 лет Анатолий Ведерников выступил с полноценным сольным концертом, в программу которого вошли "Карнавал" Шумана, 32 вариации Бетховена, Венгерские рапсодии Листа. К тринадцати годам относится первая печатная рецензия в харбинских газетах на клавирабенд пианиста. Годом позже состоялось концертное турне юноши по городам Китая (Шанхай, Циндао и др.) и Японии (Токио и др.)
Много лет спустя, в 1992 году, в интервью радио "Орфей" пианист с волнением вспоминал об этой поездке, о встречах с выдающимися музыкантами - Ф. И. Шаляпиным, М. Пачи, А.Я. Могилевским, Л. Сиротой. Новые музыкальные впечатления, поддержка старших коллег дали новый импульс для развития юного музыканта. Он решает последовать совету прекратить на время концертную деятельность и пройти серьезную школу у выдающихся музыкантов того времени. Выбор между Иосифом Гофманом в Филадельфии и Генрихом Нейгаузом в Москве был сделан в пользу последнего. С 1931 г. положение русских в оккупированной японцами Манчжурии стало шатким, многие принимают решение уезжать: кто в Европу и Америку, а кто - на родину, "в самое пекло", где идут аресты, где впоследствии особыми распоряжениями НКВД будет уничтожено большинство "харбинцев".
В 1936 году они приезжают в Москву и А.И. Ведерников поступает в Московскую консерваторию в класс Генриха Нейгауза. Начинается новая страница в биографии уже сложившегося к тому времени музыканта (к 1937 году относятся первые дошедшие до нас записи Ведерникова: мазурка Шопена a-moll, op. posth; "Doctor Gradus ad Parnassum" Дебюсси). Нейгауз тепло и сердечно принял нового студента, оценил его самостоятельность и независимость; в их планах была подготовка к международному конкурсу Ф. Шопена в Варшаве. Но арест родителей Ведерникова в 1937 году положил конец многим надеждам. Поддержка Нейгауза, неистовые занятия любимым искусством, дружба со Святославом Рихтером, совместное музицирование, создание "Творческого кружка", где молодые люди (в их числе Григорий Фрид, Виктор Мержанов) изучают партитуры Вагнера, Брукнера, Малера, Стравинского, Дебюсси - спасали 17-летнего юношу в эти тяжелейшие времена. В 1940 году состоялся блестящий дебют пианиста в Большом зале Московской консерватории: концерт Равеля G-dur и Двойной концерт Баха C-dur с Рихтером (под управлением Н. Аносова). Вскоре началась война, пианист по случайности не попал в ряды ополченцев консерватории, из которых почти никто не вернулся; затем последовал арест Нейгауза.
Обстоятельства сложились так, что карьера молодого пианиста, по сути, так и не смогла начаться. Недоразумением можно считать и его неудачу на первом послевоенном Всесоюзном конкурсе 1945 года, где Ведерников не проходит на 3-й тур и не получает даже диплома. Эти события надолго определили внешнюю канву жизни музыканта, не вошедшего в список официально признанных "первых", почти до конца жизни остававшегося "невыездным" и почти не известным зарубежной публике.

***

Интерес к новой музыке, свойственный Анатолию Ивановичу с консерваторских лет, и мастерское чтение партитур привели его к знакомству и сотрудничеству с С.С. Прокофьевым, у которого он был своего рода музыкальным секретарем на протяжении последних двух лет жизни композитора. Партитура Седьмой симфонии, клавиры балета "Сказ о каменном цветке", поэмы "Встреча Волги с Доном", Пушкинских вальсов и др. были подготовлены к печати Ведерниковым. Особо следует отметить вторую редакцию Пятой фортепианной сонаты, в осуществлении которой пианист принимал непосредственное участие и впервые исполнил ее в 1954 году. В 1952 году Прокофьев начал работать над Концертом для 2-х фортепиано и струнного оркестра - для С. Рихтера и А. Ведерникова. К сожалению, этот замысел остался незавершенным.
В своих программах А. Ведерников исполнял Четвертый фортепианный концерт Прокофьева, собственную редакция сюиты из "Петрушки" Стравинского, его же "Движения", Каприччио для фортепиано с оркестром, фортепианную сонату, собственную концертную обработку "Концерта ангелов" из симфонии П. Хиндемита "Художник Матис", осуществил многочисленные премьеры произведений немецкого композитора в СССР, в том числе Первой сонаты, "Ludus tonalis", "Четырех темпераментов", скрипичной и виолончельной сонат. В его репертуаре Концерт и пьесы А. Шенберга, произведения Э. Кшенека, Б. Мартину, М. Типпета; этюды Д. Лигети (это исполнение получило восторженный отзыв автора), сочинения многих отечественных авторов: Н. Каретникова, гонимой Г. Уствольской, Н. Сидельникова, Д. Кривицкого, В. Суслина... Наряду с этим пианист на протяжении всей своей творческой жизни неустанно и увлеченно занимался изучением И.-С. Баха: играл и записал все Партиты, Английские сюиты, Трехголосные инвенции, изучал кантаты и органные сочинения, создал свою транскрипцию нескольких хоральных прелюдий. Записаны музыкантом основополагающие произведения фортепианного репертуара: от Бетховена, Брамса, Шумана, Шопена, Дебюсси и Равеля - до Скрябина и Шостаковича, чьи обе фортепианные сонаты. Прелюдии и фуги в исполнении А. Ведерникова удостоились высочайшей похвалы автора. Всего пианистом наиграно около 60-ти часов музыки.
В последние годы жизни артиста состоялось несколько европейских гастролей, прошедших с огромным успехом. Железный занавес пал, японские импресарио с изумлением обнаружили возможность снова пригласить легендарного пианиста в страну, где восходила артистическая звезда его юности. На ноябрь 1993 года было запланировано турне по Японии, важнейшее событие в артистической биографии Анатолия Ведерникова. Этим планам не дано было осуществиться - 29 июля 1993 г. А. И. Ведерников скончался. В том же году началась публикация записей пианиста на компакт-дисках (в т.ч. 26 альбомов компании DENON). Гигантское наследие выдающегося пианиста открывается человечеству.
Широко известное сочинение Пауля Хиндемита "Четыре темперамента" (1940) можно считать по-особому трактованным фортепианным концертом, где фортепианная партия, не противопоставленная оркестровой ткани, играет важную роль в остроумном обыгрывании идеи, обозначенной в названии пьесы. Четырехчастный цикл концерта образуют вариации на одну тему - состоящую, в свою очередь, из трех разнохарактерных разделов, представляющих, быть может, разные жизненные явления и обстоятельства, по-разному интерпретируемые каждым из "персонажей" ("Меланхолик", "Сангвиник", "Холерик", "Флегматик"). Последовательность частей не совсем обычна: на месте традиционного скерцо - Вальс ("Сангвиник"); медленная часть ("Меланхолик"), создающая сильный контраст Теме, располагается вначале; вслед за Moderate ("Флегматик"), заменяющим медленный раздел формы, идет бурный "холерический" финал. В каждой части, однако, есть свои разнохарактерные эпизоды, в соответствии с тремя упомянутыми разделами Темы; таким образом, перед слушателем воссоздается некая объективная картина реальности в разнообразных ее аспектах.
Масштабная, пятичастная Первая соната "Майн" ("Der Main") связана с впечатлениями франкфуртского периода жизни Хиндемита (1919-1927) и одноименным стихотворением Гердерлина. Она была написана в 1936 г. одновременно со Второй и Третьей сонатой, однако значительно отличается от них сильным романтическим импульсом, огромными контрастами и размахом. Дух стихотворения немецкого романтика, тема романтических скитаний, присутствуют в музыке как идея, к которой композитор многократно возвращался, - вечный поиск гармонии. Но программность сонаты носит обобщенный характер. Единственная сонатная часть цикла - финал, обобщающий и преодолевающий резкий контраст между краями цикла: песенно-лирическими первой и четвертой частями и серединным разделом: траурным маршем и энергичным "шумановским" скерцо (2 и 3 части).
Соната для виолончели и фортепиано (1948), записанная А. Ведерниковым в ансамбле с прославленной виолончелисткой Наталией Гутман, имеет, как и все сонатные циклы Хиндемита для многочисленных инструментов, свое решение сонатности, соотношения частей, свой оригинально найденный ансамбль с равнозначными партиями, выявляющими и все богатство и красочность обоих инструментов. Над сонатой как бы витает дух барокко с его риторикой и поступательностью. Стихия размеренного движения пронизывает Пастораль, с виртуозной фугой; во второй части (Moderately fast) угадывается гавот, в трио которого уже слышатся отголоски драматизма и патетики финала. Финал - Пассакалья, масштабное и контрастное полотно, полное чувства и глубокомыслия, венчающее эту увлекательную и красивейшую сонату.

Ольга Макарова


  Приобрести и заказать компакт-диски, выпущенные фирмой "Мелодия" можно здесь
 

 предыдущая   первая страница   следующая 


главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

© 1999-2005     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved

Штатив - объективы sigma. от Fotomag.com.ua.
статистика