главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

Искусство Родиона Азархина
Искусство Родиона Азархина
Родион Азархин (контрабас)
Е.Александрова, А.Дедюхин, Г.Зингер и др. (фортепиано)
Мелодия MELCD 10 00883
(Серия "Maestri del arco")
Записи 1959-1973 г.
  1. Г.Ф. Гендель Ария
  2. З. Фибих Поэма, соч. 41 № 4
  3. Ф. Лист Венгерская рапсодия № 2
  4. Э. Лало Andante из "Испанской симфонии", соч. 21
  5. Г. Форе Пробуждение, соч. 7 № 1
  6. С.В. Рахманинов Мелодия, соч. 3 № 3
  7. П.И. Чайковский Сентиментальный вальс, соч. 15 № 6
  8. Н.А. Римский­Корсаков Полет шмеля из оперы "Сказка о царе Салтане"
  9. К.K. Калиненко Элегическая поэма для контрабаса и фортепиано
  10. В.C. Косенко Скерцино
  11. А.Н. Александров Дифирамбическая канцона для контрабаса и фортепиано
  12. Д.Д. Шостакович Adagio из балета "Светлый ручей"
  13. Д.Д. Шостакович Романс из к/ф "Овод"
  14. А.C. Айвазян Грузинский танец, соч. 1 № 2
Переложения Р.Азархина (1-8, 12-14), С.Херсонского (10)

   На этой пластинке контрабас представлен как солирующий инструмент, обладающий разнообразными тембровыми и техническими возможностями.
   Контрабас принадлежит к семейству скрипок, хотя произошел от старинных басовых виол, или виолоне. Виолоне звучала октавой ниже виолончели и имела шесть струн и лады. Первые контрабасы появились в XVI веке. У них было пять струн и квинтовый строй (современный квартовый строй установился только со второй половины XIX века). Четырехструнный контрабас был изобретен в середине XVII века. Честь его изобретения принадлежит итальянскому мастеру Микеле Тодини, родившемуся в 1625 году в Салуццо (Пьемонт) и работавшему в Риме. В Италии и Германии такие контрабасы распространились в начале XVIII века. Примерно с того же времени контрабасы вошли в состав оркестров. Правда, тогда они были еще большой редкостью. Например, в Парижской опере был лишь один контрабас, на котором играли только в особо торжественных случаях и только выдающиеся музыканты.
   Во второй половине XVIII века контрабас стал обязательным участником оркестра. Широкое его применение стало практиковаться особенно после оперной реформы Х.В. Глюка (1714-1787). В 1757 году Ф. Госсек ввел в состав оркестра второй контрабас. Через десять лет, в день премьеры оперы "Эрнелинда" Ф. Филидор ввел в состав оркестра третий контрабас. Со временем их число было доведено до восьми. Именно это количество инструментов входит обычно в состав современного симфонического оркестра, хотя иногда используются 9 и даже 10 контрабасов.
   Размеры современного контрабаса установились не сразу. Долгое время после изобретения бытовали небольшие, так называемые "камерные" или "церковные" басы - по размеру нечто среднее между современными виолончелью и контрабасом. Именно для такого инструмента предназначались, например, басовые партии в произведениях Гайдна, Моцарта и других композиторов того времени. Процесс совершенствования инструмента привел мастеров к попыткам изменить его размеры. Некоторые из них даже преувеличивали размеры контрабаса и часто делали гигантские инструменты, вдвое больше современных. Время показало, что все они оказались нежизнеспособными и нашли свое место лишь в музеях и коллекциях. Современные четырех­ и пятиструнные контрабасы оказались более удобными, а потому и получили широкое распространение.
   Прекрасные контрабасы делали мастера Гаспар да Сало, Маджини, Амати, Страдивари, Тесторе, Руджиери, Гварнери, Габриэли, Архузо, Гальяно, Гранчино, Отто и другие.
   Довольно широко распространено представление о том, что контрабас - это исключительно низкий, грубый по звучанию и технически ограниченный инструмент. Подобное представление исходит из непроизвольно возникающей ассоциации его размера со звуковыми и техническими возможностями. В действительности же из контрабаса можно извлекать не только низкие звуки. Обычный диапазон контрабаса - четыре октавы, но, используя флажолеты, на нем можно брать и значительно более высокие ноты. Характер контрабасового звука в основном мягкий, певучий; сила звука небольшая (меньшая, чем у скрипки или виолончели), а в техническом отношении инструмент может быть весьма подвижным.
   Поэтому то, что контрабас (или группа контрабасов) часто трактуется композиторами как сольный мелодический инструмент, равнозначный другим солирующим инструментам оркестра, но отличный от них своим особым, характерным тембром, не случайно. Ведь контрабасу подвластно выражение самых различных настроений и образов. Здесь и ораторский пафос речитатива из Девятой симфонии Бетховена, и трагические образы Шестой симфонии и "Манфреда" Чайковского, и нежный лиризм Фореллен­квинтета Шуберта, и виртуозность "Шехеразады" Римского­Корсакова.
   Композиторы­новаторы, глубоко знающие оркестр и его инструменты, такие, как, например, Р. Штраус, Стравинский, Прокофьев, Шостакович, используют в своих сочинениях все регистры контрабаса, хотя те же ноты, казалось бы, могли сыграть и альты, и виолончели, и даже скрипки.
   Сольное и оркестровое исполнительство на контрабасе претерпело длительный период становления и развития. Вначале у контрабаса не было индивидуальной партии в оркестре. Композиторы писали только басовую партию - "бассо континуо", или партию виолончели, которую контрабасисты дублировали кто как мог, упрощая ее в соответствии со своими возможностями. Среди оркестровых контрабасистов были и выдающиеся музыканты, способные сыграть виолончельную партию, не облегчая ее, полностью соблюдая все указания композитора. В этом, вероятно, и состоит одна из причин довольно раннего и бурного развития культуры сольного концертного исполнительства на контрабасе, появления крупных виртуозов и концертантов. Те, кто ставил перед собой большие задачи, достигали в исполнительстве выдающихся результатов.
   В становлении и совершенствовании контрабасового искусства значительную роль сыграло создание новых произведений оперной и симфонической музыки, где басовая партия трактовалась композиторами все более углубленно, виртуозно и разнообразно, а также появление контрабасового сольного, ансамблевого и педагогического репертуара, на базе которых формировались контрабасист­оркестрант и контрабасист­солист.
   Время сохранило для нас имена многих контрабасистов, деятельность которых составила историю контрабасового исполнительства. Это солисты и педагоги, создавшие свои школы, методы обучения, имевшие прославленных учеников. Два наиболее ранних по времени и известных нам имени- Монтеклер и Саджиони.
   Далее мы знаем имена итальянских контрабасистов Пьетро Джионетти, Джузеппе Андреоли, Луиджи Негри, Антонио Даль'Окка и других. Крупнейший среди них - Доменико Драгонетти (1763-1846) - родился в Венеции. После открытия консерватории в Лондоне в 1823 году стал там первым профессором по классу контрабаса. Драгонетти был виртуозом. Он часто исполнял на контрабасе виолончельную партию в квартетах Бетховена. Собственные его композиции были настолько трудны, что никто, кроме него, не мог их исполнить. Играл Драгонетти на контрабасе работы Гаспара да Сало, сделанном в период 1550-1560 годов. Этот уникальный инструмент известен под именем "Таризио".
   Другим выдающимся итальянским контрабасистом­виртуозом был Джованни Боттезини (1823-1889). Он родился в Кремоне, окончил Миланскую консерваторию у профессора Л. Росси. С большим успехом Боттезини гастролировал во многих странах мира. Он был и отличным дирижером (дирижировал, например, премьерой оперы Дж. Верди "Аида", дававшейся в честь открытия Суэцкого канала). Боттезини является также автором нескольких опер, пьес для контрабаса и других произведений.
   Среди немецких контрабасистов выделим Франца Антона Пихельбергера (1740-1810) - для него писал концерты Диттерсдорф, а Моцарт сочинил для него и баса Герла свою знаменитую арию "Per questa bella mano..."; Йозефа Кемпфнера, считающегося первым солистом на контрабасе (в конце XVIII века он концертировал как солист в Париже, Москве, Петербурге и других городах Европы); Иоганна Маттиаса Шпергера - контрабасиста­виртуоза и композитора, ученика Й. Гайдна, сменившего его в капелле князя Эстергази.
   Сильная контрабасовая школа сложилась в Чехии, где известны имена Яна Зеленки, Габриэля Герстнера, Вилема Елинека, Антонина Грамса, Антонина Слама и других. Наиболее выдающимися чешскими контрабасистами были Вацлав Гаузе, Иосиф Граббе, Франц Симандль и Густав Ласка. Выходцем из Чехии был и Иосиф Ромбаусек (1845-1901), некоторое время преподававший в Московской консерватории. Среди его учеников был, в частности, Сергей Кусевицкий, выдающийся русский музыкант, известный не только как контрабасист, но и как дирижер (в течение 25 лет он возглавлял в США Бостонский симфонический оркестр), композитор и музыкально­общественный деятель (в период второй мировой войны он был председателем музыкальной секции общества американо­советской дружбы).
   Разумеется, со временем и в этих, и в других странах появилось много новых прекрасных контрабасистов.
   В России в середине прошлого века возникли две контрабасовые школы - петербургская и московская.
   В Петербургской консерватории первым педагогом по классу контрабаса был итальянец Д. Ферреро, его преемником стал В. Жданов. Их традиции продолжили В. Бех, М. Краснопольский, П. Углицкий, а позже М. Кравченко, С. Буяновский, М. Курбатов, П. Вейнблат. Первым преподавателем игры на контрабасе в Московской консерватории, открывшейся в 1866 году, был Густав Шпеккин, после него класс контрабаса вел Иосиф Ромбаусек. Позже здесь преподавали контрабасисты В. Проскурнин, А. Милушкин, В. Зинович, А. Астахов, В. Шестаков, Р. Азархин, Е. Колосов. Профессором Московской консерватории был и замечательный солист­виртуоз Иосиф Гертович (1887-1953).

Р. Азархин

* * *
   Родион Азархин"Контрабасист Родион Азархин является блестящим мастером игры на своем инструменте. Его исполнение, помимо высоких технических качеств, обладает большой культурой и большой выразительностью", - так отозвался Д.Д. Шостакович об искусстве Родиона Азархина.
   Родион Михайлович Азархин родился в 1931 году в Харькове. На контрабасе начал заниматься с 1945 года в музыкальной школе­десятилетке при Ленинградской консерватории (классы С.Н. Буяновского и П.А. Вейнблат), затем в Ленинградской консерватории, которую окончил с отличием в 1954 году по классу заслуженного артиста РСФСР М.М. Курбатова. Совершенствовался в аспирантуре Московской консерватории у С.Н. Кнушевицкого.
   Р.М. Азархин работал в самых различных музыкальных коллективах: в Московском камерном оркестре с дирижером Р.Б. Баршаем, эстрадном оркестре Ленинградского радио, симфоническом оркестре Ленинградской филармонии, оркестре Ленинградского академического малого оперного театра, Государственном академическом симфоническом оркестре СССР.
   "…Контрабасист Р. Азархин уже завоевал известность в музыкальных кругах Москвы. Его энтузиазм, неутомимое искание новых творческих путей, настойчивое пропагандирование контрабаса как сольного концертного инструмента - все это вызывает глубокое уважение. У Азархина блестящая, поистине виртуозная техника левой руки, красивый тон, музыкальность, отличное владение собой на эстраде. Его можно назвать продолжателем традиции сольного контрабасового исполнительства, которую создали в России С. Кусевицкий и И. Гертович", - писал журнал "Советская музыка" (1963 г., № 12).
   Уникален репертуар артиста - свыше 200 произведений. Он включает как многочисленные собственные обработки и переложения инструментальных пьес, так и редко исполняемые оригинальные сочинения для контрабаса. В том числе: концерты Л. Боккерини, Й. Гайдна, И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, К. Диттерсдорфа, Р. Шумана, А. Дворжака, К. Сен­Санса, Э. Тубина, "Вариации на тему рококо" П.И. Чайковского, Партита № 2 И.С. Баха (с Чаконой), сонаты Л. Боккерини, Л. ван Бетховена ("Крейцерова"), Ф. Шуберта, И. Брамса, С. Франка, Э. Грига, С. Рахманинова, Д. Кабалевского, П. Хиндемита, "Моисей" Н. Паганини, "Интродукция и рондо­каприччиозо" К. Сен­Санса. Исполнение таких произведений, использование новых приемов игры, новых тембровых красок, позволило музыканту значительно расширить традиционное представление о художественных возможностях контрабаса как сольного инструмента.
   Предлагаемая вниманию программа исполнена на контрабасе работы мастера из семейства Гварнери (1732 г.), принадлежащем Государственной коллекции музыкальных инструментов СССР, настроенном "in D".

  Приобрести и заказать компакт-диски, выпущенные фирмой "Мелодия" можно здесь
 

 предыдущая   первая страница   следующая 


главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

© 1999-2005     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved


статистика