услышала впервые в консерватории до-минорную симфонию Бетховена, с ней сделался такой припадок, что ее пришлось вынести из зала. Нам доводилось наблюдать раз двадцать, как, в аналогичных случаях, люди весьма почтенные бывали вынуждены покинуть зал, чтобы скрыть свое необычайное волнение от публики. Что же касается переживаний, которыми обязан музыке автор этих строк. То он утверждает, что ничто на свете не даст о них представления тем, кто их никогда не испытывал. (...)
Итак, в смысле силы воздействия современной музыке совершенно не приходится завидовать музыке древних. Ну а теперь—какими же средствами воздействия располагает наше музыкальное искусство? Вот все известные нам средства и, хотя они очень многочисленны, это вовсе не доказывает, что впоследствии нельзя будет открыть еще какие-то другие.
МЕЛОДИЯ
Это то, что возникает в музыке, как результат последовательного восприятия различных звуков, слагающихся в более или менее симметричные фразы. Искусству соединять наилучшим образом эти следующие друг за другом разные звуки или придавать им выразительный смысл научить невозможно, так как оно дается от природы. Это природное дарование может видоизменяться на тысячу ладов в зависимости от усвоения ранее существовавших мелодий и от особенностей характера, присущего отдельным индивидуумам и народам.
ГАРМОНИЯ
Это то, что возникает в музыке, как следствие одновременного восприятия различных звуков. Разумеется, только благодаря природным способностям становятся мастерами в области гармонии, но в то же время пониманию того, какие именно созвучия образуют аккорды (общепризнанные как приятные и красивые) и умению соединять их правильно друг с другом, учат повсеместно, и учат с успехом!
РИТМ
Симметричное деление времени звуками. Музыканта не учат тому, как находить красивые образцы ритмов; способствующее этому особое дарование одно из самых редкостных. Нам представляется, что в настоящее время из всех музыкальных средств—ритм наименее усовершенствовавшееся.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
Качество, благодаря которому музыка может находиться в прямой и глубокой взаимосвязи с изображаемыми ею чувствами и с возбуждаемыми ею страстями. Почувствовать эту взаимосвязь дано немногим; как часто можно наблюдать, что заполняющая оперный зал публика, способная тотчас же возмутиться от одного нечисто взятого звука, не только без неудовольствия, но даже с восторгом выслушивает пьесы, совершенно неестественные (...).
ИНСТРУМЕНТОВКА
Состоит в том, чтобы поручать каждому инструменту исполнить только то, что наилучшим образом соответствует его природе и впечатлению, которое надлежит произвести. Кроме того, это умение так сочетать инструменты, чтобы звучностью одних умерялась звучность других и чтобы в результате этого оказалось возможным извлечь из общего ансамбля совершенно особую звучность, не свойственную ни одному из инструментов, взятому в отдельности, ни даже целой группе однородных инструментов. Для музыки эта сторона инструментовки является совершенно тем же самым, чем для живописи является колорит. Могущественная, великолепная, нередко даже утрируемая в наше время, она была почти неизвестна до конца восемнадцатого века. Мы полагаем, что в области инструментовки, — так же, как в области ритма, мелодии и выразительности, — изучение лучших образцов это тот путь, который может привести музыканта к знанию инструментовки, однако овладеть ею при отсутствии соответствующих способностей решительно никто не сможет.
ИСХОДНАЯ ТОЧКА ЗВУЧАНИЯ
Меняя расстояние между слушателями и исполнителями, отдаляя в некоторых случаях звучащие инструменты друг от друга, можно добиться видоизменения общего музыкального впечатления, но все это еще мало изучено.
ДИНАМИКА ЗВУЧАНИЯ
При осторожной или сдержанной подаче иные фразы и интонации могут не произвести никакого впечатления, тогда как они же станут подлинно прекрасными, если будут исполнены с надлежащей силой. При обратном соотношении получаются еще более разительные результаты: форсируя то, что должно звучать нежно, доходят до нелепого и чудовищного.
Перевод с фр. В.Н. Александровой.
* Спонтини, Гаспаре (1774-1851) - итальянский композитор. В 1803-20 годах жил в Париже, где в 1805 году была поставлена "Весталка", названная в 1810 году "лучшей оперой десятилетия".
** Малибран, Мария Фелисита (1808-1836) - французская певица, колоратурное меццо-сопрано. Одна из выдающихся певиц 19 века. Её игру высоко ценили Дж. Верди, В. Беллини, Ф. Лист.