|
ALKAN, Charles-Valentin
Двенадцать этюдов во всех мажорных тональностях ор.35. Двенадцать этюдов во всех минорных тональностях ор. 39
Непревзойденная вершина музыки Алькана и альфа и омега музыкального романтизма. Монументальный цикл можно сравнить разве что с баховским "Хорошо Темперированным Клавиром", однако если у Баха - энциклопедия барочной музыки, то у Алькана - тезаурус романтического искусства.
Полные записи циклов:
Op.35 - Bernard Ringeissen; rec.1990 - Naxos 8.555495 © 2001
Op.39 - Ronald Smith; rec. 1977 - Appian APR7031 ©1996
Op.39 - Jack Gibbons; rec."live" 1995 - ASV DCS 227 ©1995
Записи отдельных пьес:
Симфония для фортепиано соло (Этюды №№ 4-7)
Концерт для фортепиано соло (Этюды №№ 8-10)
"Пиршество Эзопа" (Этюд № 12)
25 Прелюдий ор. 31
Шедевр романтической безыскусности и наива. Прелюдии Алькана не имеют ничего общего с Прелюдиями Шопена - их мир лишен шопеновской страсти и страдания.
Olli Mustonen; rec. 1990 - Decca 433 055-2 ©1991
Huseyin Sermet; rec. 1991 - Naive V 4921 ©2002
Большая соната ор. 33
Программная симфония для одного инструмента - цикл носит подзаголовок "Четыре возраста". Возможно, самое автобиографическое из всех произведений Алькана. Энтузиастам музыкальной антропологии стоит сравнить музыку Большой сонаты ор.33 с знаменитой Сонатой h-moll Ференца Листа, и заняться вопросом - а не "списал" ли Лист у Алькана?
Ronald Smith; rec. 1973 - EMI 5756492 ©2002
Marc-Andre Hamelin; rec. 1994 - Hyperion CDA66794 ©1995
48 эскизов ор. 63
Своего рода аналог "Детского альбома" Петра Ильича Чайковского, сочиненный французским романтиком с большей долей юмора и изобретательности. Сорок восемь мгновений человеческой жизни - от сатирической "Псевдонаивности" до предвосхищающих Коуэлла и Кейджа "Дьяволят".
Steven Osborne - Hyperion CDA67377 ©2002
№№ 46-47 - Marc-Andre Hamelin; rec. 1998 - Hyperion CDA67050 ©1998
Три пьесы в патетическом духе ор.15
Парафразы на две извечные романтические темы - любовь и смерть сплетены в музыке Алькана воедино, будь то в вариациях на Аллегретто из Бетховенской Симфонии № 7 ("Le Vent") или на неизбывную секвенцию "Dies Irae" ("La Mort"). Именно этот цикл заслужил гневную критику со стороны Роберта Шумана. В 1838 году он завершил рецензию сборника холодным резюме: "…остаешься потрясенным полным отсутствием естественности и подлинного искусства".
Marc-Andre Hamelin; rec. 2000 - Hyperion CDA67218 ©2001
Три больших этюда ор.76
Получасовое испытание духа и плоти "трансцендентного" исполнительства. Нечеловеческая (в прямом смысле) музыка, достойно исполнить которую по силам сегодня, похоже, лишь Марку-Андре Амлену - остальные исполнители в этом репертуаре выглядят воистину смехотворно.
Marc-Andre Hamelin; rec. "live" 1994 - Hyperion CDA66765 ©1994
Бетховен-Алькан: Концерт для фортепиано с оркестром № 3 - I.
Начинайте знакомство с музыкой Алькана с этой записи. Транскрипция первой части Бетховенского концерта для сольного фортепиано, увенчанная феноменальной каденцией - дар одного гения другому.
Marc-Andre Hamelin; rec. "live" 1994 - Hyperion CDA66765 ©1994
Концертная соната для виолончели и фортепиано ор.47
Феерически виртуозный опус, написанный по заказу Огюста Франшомма - близкого друга и адресата Виолончельной сонаты Ф. Шопена.
Emmanuelle Bertrand & Pascal Amoyel; rec.2001 (?) - Harmonia Mundi HMC 901758 ©2001
Камерные концерты для фортепиано с оркестром
Синтез романтической виртуозной манеры начала XIX века - Калькбреннер, Тальберг, Мошелес и юный Шопен - в букете трех фортепианных концертов Алькана.
Marc-Andre Hamelin - BBC Scottish Symphony Orchestra/Martyn Brabbins; rec. 1993 - Hyperion CDA66717 ©1994
Dmitri Feofanov - Razumovsky Symphony Orchestra/Robert Stankovsky; rec. 1995 - Naxos, 8.553702 ©1998
Дискография и комментарий - Дмитрий Ренанский.
Последние изменения - 22.07.2004.
АЛЬКАН, Шарль-Валантен
1813-1888
Если бы сегодня была издана "Музыкальная Книга Рекордов Гиннеса", то одним из первых в нее попал бы французский композитор Шарль-Валантен Алькан. Именно он заслужил от Ганса фон Бюлова титул "Берлиоза фортепиано" и пытался переложить на музыку всю Библию. В течении почти что ста лет его музыка не только не звучала с концертной эстрады, но имя французского композитора по сути было вычеркнуто из "официальной" истории западноевропейской музыки.
Для того, что бы контекст фигуры Алькана был более понятен, приведем несколько фактов. Известно, что Алькан принадлежит к поколению европейских музыкантов-романтиков, родившихся в начале 1810-х годов XIX века. В 1810 году родились Шопен и Шуман, в 1811 - Лист, двумя годами спустя - Верди, Вагнер и Алькан. Обратимся к авторитетному мнению одного из титанов музыкального искусства конца XIX-начала XX столетия - Ферруччио Бузони. В 1909 году он так писал о старшем современнике Алькана: "…одних лишь этих пьес достаточно, чтобы причислить Листа к величайшим композиторам, жившим после Бетховена: Шопену, Шуману, Алькану и Брамсу…" . Таким образом, в начале прошлого столетия фигура Алькана было не только известна широкой публике, но и - вполне обьективно - ставилась ведущими музыкантами того времени в один ряд с выдающимися композиторами-романтиками. Дальнейшая судьба личности и музыки Алькана весьма незавидна. В течении большей половины прошлого века кочуя со страниц одной книги на страницы другой, имя Алькана обрастало сонмом слухов и легенд.
Определенный перелом в отношении ко "французскому Айвзу" произошел в 1960-1970-х годах благодаря деятельности исполнителей и исследователей музыки Раймонда Левенталя и Рональда Смита. Эпохой "бума" и повальной моды на музыку Алькана стали последние десятилетия, что во многом связано с именем канадского виртуоза Марка-Андре Амлена.
Отметим одну немаловажную особенность нашего обзора дискографии - в него не вошли многочисленные записи произведений Алькана, выходившие в конце 1980-начале 1990-х гг. на лейблах "Symposium" и "Marco Polo". Подавляющее большинство этих альбомов столь низкого качества, что могут быть рекомендованы к прослушиванию лишь в дидактических целях. С полной же дискографией музыки Алькана можно ознакомиться на сайте английского The Alkan Society.
Egon Petri; rec. 1952-3 (?) - Pearl 9966 ©1992
Marc-Andre Hamelin; rec.2000 - Hyperion CDA67218 ©2001
John Ogdon; rec.1969 - Philips 456 913-2 ©?
Marc-Andre Hamelin; rec. 1991 - Music & Arts CD 724 ©1992
Marc-Andre Hamelin; rec. 1994 - Hyperion CDA66794 ©1995
Ronald Smith; rec.1977 - EMI 5756492 ©2002
главная
от а до я
новые диски
рецензии
книжная полка
пестрые листки
ссылки
© 1999-2004     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved