главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

Johann Sebastian Bach

BACH, Johann Sebastian
БАХ, Иоганн Себастьян

1685-1750

Родился в небольшом немецком городе Эйзенахе, в Тюрингии. В роду Бахов было много музыкантов. Отец Иоганна Себастьяна играл на альте, а старший брат, Иоганн Христоф, который после смерти родителей стал попечителем десятилетнего Иоганна Себастьяна, был органистом и учился у знаменитого Иоганна Пахельбеля.

Еще мальчиком в Эйзенахе Иоганн Себастьян пел в хоре. В Ордруфе, где он жил после смерти родителей (1695—1700), он овладел игрой на скрипке, клавесине и в особенности на органе. С 1700 по 1703 годы Иоганн Себастьян обучался в школе при церкви Св. Михаила в Люнебурге. Эти годы оказали большое влияние на него.

В Люнебурге имелась значительная музыкальная библиотека, содержащая произведения крупных мастеров, таких как Палестрина, Орландо ди Лассо, Щютц и др. В городе в это время служил Георг Бём (1661-1733), органист и композитор, оказавший большое влияние на юного Баха.

По окончании школы, в силу материальных причин отказавшись от поступления в университет, Иоганн Себастьян начинает работать в качестве скрипача, органиста, клавесиниста, капельмейстера в различных немецких городах: Веймаре, Арнштадте, Мюльгаузене (до 1708 г.). В 1705 году Бах провел около четырех месяцев в Любеке, учась искусству игры на органе у знаменитого Дитриха Букстехуде (1637-1707).

В этот период Иоганн Себастьян пишет кантаты, хоральные обработки и другие сочинения для органа. К 1704 году относится клавирное "Каприччио на отъезд возлюбленного брата", посвященное отъезду брата Иоганна Якоба в Швецию. Это сочинение - единственный пример "программной" музыки у Баха. А приуроченная к выборам в муниципальный совет Мюльгаузена кантата "Gott ist mein Konig" (BWV 71), отгравированная и напечатанная на средства совета, оказалась единственной баховской кантатой, изданной при жизни композитора. В Мюльгаузене, в 1707 году, Бах женился на своей кузине, младшей дочери Иоганна Микаэля Баха - органиста в Герене.

С 1708 года Бах снова работает в Веймаре, в качестве придворного органиста. Он изучает французскую и итальянскую музыку, делая обработки и переложения произведений Легренци, Альбинони, Корелли. В это время Бах много сочиняет, главным образом кантаты (из них несколько светских) и органные произведения. Мастерство Баха-органиста получает к этому времени широкую известность. Так, в 1713 году его приглашают на открытие нового органа в Галле для опробования инструмента, что говорит о прочном его авторитете. Сходные поездки были также в Кассель и Лейпциг. В 1717 году Бах был вызван ко двору в Дрезден, где предполагалось устроить музыкальное состязание между ним и известным французским клавесинистом и органистом Луи Маршаном. Однако в назначенный день выяснилось, что Маршан, послушав накануне клавирные импровизации Баха, предпочел уклониться от состязания и покинул Дрезден.

В конце 1717 года, так и не добившись освободившегося места придворного капельмейстера в Веймаре, Иоганн Себастьян переехал в Кетен, заняв при дворе тамошнего герцога должность "директора камерной музыки". Герцог, поначалу проявлявший живой интерес к музыке, охладел к своей капелле и музыкальная жизнь постепенно приходила в упадок. В Кетене к тому же отсутствовал приличный орган. В это время у Баха уже большая семья (четверо детей) и здесь его постигает утрата: в 1720 году, вернувшись из поездки в Карлсбад, он узнает о смерти жены Марии Барбары, похороненной до его приезда. Все это заставляет Иоганна Себастьяна искать новое место службы. Заканчивается очень важный период в его жизни, в который полностью выкристаллизовался его стиль. В Веймаре Бах создает множество произведений, которые принадлежат к его лучшим творениям для органа. Таковы, например, знаменитая до-минорная Пассакалия или органные концерты, представляющие собой свободные обработки концертов других авторов. В Веймаре также было написано более двух десятков кантат, многие из которых относятся к лучшим баховским творениям в этом жанре (BWV 106 "Actus Tragicus", BWV21 и др.) В Кетене Бах написал значительную часть клавирных произведений. Это двух- и трехголосные инвенции, шесть "французских" сюит, шесть "английских" сюит, токатты, прекрасная "Хроматическая фантазия" и, наконец, первая часть "Хорошо темперированного клавира". В Кетене же были написаны скрипичные концерты.

В ноябре 1720 года Бах отправился в Гамбург - там был объявлен конкурс на место органиста при церкви Св. Якоба. Несмотря на бесспорное лидерство среди претендентов, место Баху получить не удалось. Оно досталось некоему Гейтману, заплатившему за право занять место крупную денежную сумму. В 1721 году Бах женился второй раз. Анна Магдалена Вюлкен была моложе его на 16 лет. Это был на редкость гармоничный брак. Семья была для Баха и музыкальной средой. Домашнее музицирование с подрастающими сыновьями Вильгельмом Фридеманом, Филипом Эммануэлем и молодой женой, очень музыкально одаренной, занимало важное место в жизни композитора. В 1721 году по заказу маркграфа Христиана Людвига Бранденбургского Бах пишет шесть концертов, ставших в наше время одним из наиболее популярных его сочинений.

В 1722 году, после смерти Иоганна Кунау, Бах выдвигает свою кандидатуру на место кантора церкви Св. Фомы в Лейпциге. Среди тех, кому лейпцигский магистрат предлагал занять это место были более знаменитые в то время Георг Филипп Телеман и Христоф Граупнер. Стечение обстоятельств благоприятствует Баху: Телеман отказался от места, получив более выгодное предложение в Гамбурге, а Граупнера не отпустил с должности придворного капельмейстера ландграф Гессе-Дармштадский. Весной 1723 года Бах был официально утвержден в должности кантора школы при церкви Св. Фомы. Летом этого года он со своей многочисленной семьей переехал в Лейпциг.

Начало лейпцигского периода ознаменовалось сочинением "Magnificat" - оратории для солистов, хора и оркестра, и исполнением "Страстей по Иоанну", написанных еще в Кетене.

Магистрат поставил целый ряд условий новому кантору, взяв с него в том числе обязательство не выезжать из города без разрешения бургомистра и не занимать никакой должности при университете. Условия работы в школе доставляли Баху немало огорчений. Далеко не все из учащихся были способны к музыке и необходимость воспитывать из них "хористов" для четырех городских церквей часто выводила композитора из себя, что вызывало конфликты со школьной администрацией. Уже в 1730 году Бах пишет в одном писем "что служба сия не так ценна, как мне ее описали" и жалуется на "странное и малопреданное музыке начальство". Поиски нового места службы успеха не принесли, да они уже и не отличались особой настойчивостью, поскольку новый переезд увеличившейся семьи представлялся делом несбыточным. В школе менялись ректоры и отношения Баха со школьным начальством то улучшались, то снова становились напряженными. Надо отметить, что некоторые нарекания в адрес композитора были, видимо, справедливы. Порой он был весьма непоследователен, изменяя свои решения и без объяснений отказываясь выполнять ранее взятые на себя обязательства.

Одной из отдушин для Баха была его деятельность в студенческом "Collegium musicum", который был основан Телеманом во время его прибывания в Лейпциге в 1701-1704 годах. С 1729 года Бах руководил этим обществом. Для исполнения в публичных концертах, устраиваемых "Collegium musicum", им был написан целый ряд вокальных и инструментальных произведений.

Бах использовал малейшую возможность для поездок в другие города - Гамбург, Дрезден, Берлин, стараясь во время них напоминать о себе высокопоставленным особам. Курфюрсту саксонскому Фридриху-Августу Бах послал в 1733 году две первые части своей большой мессы, рассчитывая получить звание придворного композитора. В 1736 году это звание было ему, наконец, пожаловано. Это несколько улучшило положение Баха в Лейпциге. В 1747 году Бах был приглашен в Потсдам, где при прусском дворе клавесинистом служил его сын Филипп Эмануэль. Игра шестидесятидвухлетнего лейпцигского кантора на органе и клавесине производила на слушателей огромное впечатление. Фридриху II композитором было посвящено "Музыкальное приношение", возникшее как импровизация на тему, предложенную королем.

Несмотря на все жизненные невзгоды, творческое наследие лейпцигского периода чрезвычайно обширно и значительно. В Лейпциге была написана вторая часть "Хорошо темперированного клавира", клавирные партиты, итальянский концерт, цикл вариаций, получивших название "гольдберговских", ряд органных сочинений, клавирные концерты, оркестровые сюиты. Но, конечно, центральное место в его творчестве заняли вокально-инструментальные сочинения - кантаты, монументальные "Страсти по Матфею" и месса h-moll.

Незадолго до смерти Бах закончил "Искусство фуги" - совершеннейший образец мастерства.

Краткий список сочинений И. C. Баха

Рекомендуемые записи И. C. Баха на компакт-дисках

Последние изменения - 14.03.2004. 


статистика