главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

BEETHOVEN, Ludwig van
БЕТХОВЕН, Людвиг ван

1770-1827

Родился в Бонне в семье певчего придворной капеллы. К занятиям музыкой приступил в раннем возрасте, обучаясь под руководством отца игре на клавире, органе и скрипке. Наибольшее влияние на юного Бетховена оказал Кристиан Готлиб Нефе (1748-1798), преподавший ему основы композиции, исполнительского мастерства, привлекший внимание к произведениям И.С. Баха и его сыновей. В 1784 году Бетховен назначается на должность придворного органиста.
Весной 1787 года семнадцатилетний музыкант совершает поездку в Вену, где по рекомендательному письму курфюрста Максимилиана был принят Моцартом, заслужив в целом благосклонную оценку своей игрой и способностями к импровизации. Существуют различные предположения относительно уроков, полученных Бетховеном у Моцарта, однако жизненные обстоятельства не способствовали длительности этих контактов: в конце мая Моцарт получает весть о смерти горячо любимого отца, а Бетховен должен спешно вернуться к тяжело больной матери.
В 1792 году Бетховен переезжает в Вену, где и пройдет вся его дальнейшая жизнь. По прибытии он начинает заниматься у Й.Гайдна, которому был представлен незадолго до этого, во время посещения Гайдном Бонна. До 1795 года Бетховен занимается у Й.Гайдна, И.Шенка, И.Альбрехтсбергера. До 1802 года продолжались его эпизодические занятия с А.Сальери. В 1795 году произошло первое концертное выступление Бетховена в Вене в качестве пианиста, среди прочих произведений предположительно был исполнен второй (по времени написания - первый) фортепьянный концерт. В этом же году издаются фортепьянные трио, op.1. В статье в "Музыкальном ежегоднике Вены и Праги" можно было прочитать: "Он возбуждает всеобщее удивление необыкновенной техникой и легкостью, с которыми преодолевает самые трудные пассажи. Его игра отличается поразительной точностью, вкусом, чувством и создала ему все возрастающую славу. Существует уже несколько прелестных сонат, написанных им, среди них особенно замечательны последние". В 1796 году Бетховен совершает концертные поездки в Прагу, Дрезден, Берлин и Братиславу, приобретая известность как исполнитель и композитор. Годом позже появляются первые признаки ухудшения слуха. Являясь автором многочисленных сочинений, преимущественно камерных , Бетховен в 1800 году дебютирует как симфонист, представив венской публике, помимо первого фортепьянного концерта, симфонию № 1. В 1801 году впервые исполнен его балет "Творения Прометея".
Усиливающаяся глухота не позволяет Бетховену после 1803 года широко продолжать концертные выступления. Со временем они ограничиваются премьерами собственных сочинений, на которых он выступает в качестве дирижера. Несмотря на это, в творчестве Бетховен наступает наиболее плодотворный период. В 1802-14 годах он создает семь симфоний, фортепьянные концерты, скрипичный и тройной концерты, оперу, квартеты, фортепьянные и скрипичные сонаты.
Жанр оперы всегда интересовал композитора . "Фиделио", единственная опера Бетховена, потребовала, по его собственным высказываниям, большего творческого напряжения, чем какое-либо другое произведение. Более-менее заметный успех выпал тоолько на долю третьей редакции (1814). Опера послужила своеобразным мостом между популярной тогда "оперой спасения", черты которой в ней присутствуют, и позднейшей романтической оперой.
Последний период жизни и творчества Бетховена характеризуется острым разладом с окружающей действительностью и трагическим одиночеством, которые были вызваны как прогрессирующей болезнью, так и неудачами в личной жизни. На этом фоне создаются такие грандиозные произведения, как 9-я симфония и Торжественная месса, а также не имеющие себе равных по глубине и оригинальности последние квартеты и сонаты для фортепьяно.
История создания и первых исполнений Торжественной мессы достаточна печальна. Бетховен расчитывал, распространив произведение по подписке, поправить свое материальное положение. Но подписчиков нашлось всего около десяти человек. Среди них был князь Николай Голицын, большой любитель музыки, искренне преклонявшийся перед гением Бетховена. Он и организовал с максимально возможным старанием в Санкт-Петербурге первое публичное ее исполнение в марте 1824 года. Позднее в Вене прозвучали только несколько хоров из мессы.
Родственная мессе по духу, девятая симфония, также законченная в 1824 году, потрясает своей масштабностью. Расширение инструментального состава, усиление группы духовых инструментов, необычное для того времени введение солистов и хора в заключительной части, написанной на слова шиллеровской "Оды к радости" - все подчинено глубокому идейно-философскому замыслу. Остался неосуществленными замысел десятой симфонии, музыки к "Фаусту" и др. произведений.

    Симфонии

    9 Symphonies (First Release 1963). Berlin Philharmonic Orchestra / Herbert von KARAJAN (with Gundula JANOWITZ, Hilde ROSSEL-MAJDAN, Waldemar KMENTT, BERRY Walter, Vienna Singverein in No. 9). Deutsche Grammophon 429 036-2 (5 CD, ADD).

    Этот набор, давно уже ставший хрестоматийным, был некоторое время назад переиздан в недорогой серии " Collectors Edition" - Deutsche Grammophon 463 088-2.

    9 Symphonies. Chamber Orchestra of Europe / Nikolaus HARNONCOURT (with Charlotte MARGIONO, Birgit REMMERT, Rudolf SCHASCHING, Robert HOLL, Arnold Schonberg Choir in No. 9). Teldec 2292-46452-2 (5 CD, DDD).

    Эта запись, сделанная "вживую" в Stefaniensaal в Граце в 1990 и 1991 годах, не относится к основным рекомендациям. Но если вам уже несколько приелись симфонии Бетховена в разных, но так иногда похожих друг на друга исполнениях, послушайте этот набор. Многое покажется непривычным, но за этой непривычностью - живая мысль и тонкий вкус Николауса Арнонкура.

    Symphonies No. 2 Op.36, No. 8 Op.93. London Classical Players / Roger NORRINGTON. Virgin Veritas VM 5 61375-2 (DDD).

    Symphonies No. 5 Op. 67, No. 7 Op.92. Orchestre Revolutionnaire et Romantique / John Eliot GARDINER. Deutsche Grammophon 459 060-2 (DDD).

    Две вышеназванные замечательные во всех отношениях записи сделаны на инструментах времен Бетховена.

    Symphony No.3, "Eroica". Egmont Overture. Dresden Staatskapelle / Sir Colin DAVIS. Philips 434 120-2 (DDD).

    Symphonies Nos.4 Op. 60, 7 Op.92. Nicolaus Esterhazy Sinfonia / Bela DRAHOS. Naxos 8.553477 (DDD).

    Symphonies No. 5 Op. 67, No. 7 Op.92. Vienna Philharmonic Orchestra / Carlos KLEIBER. Deutsche Grammophon 447 400-2 (ADD).

    Symphony No. 6, "Pastoral" (+ SCHUBERT Symphony No.5). Vienna Philharmonic Orchestra / Karl BOHM. Deutsche Grammophon 447 433-2 (ADD).

    «Более выражение настроения, чем звуковая живопись» — такую надпись сделал композитор на заглавном листе 6-й симфонии.

    Symphony No. 9 Op.125. Berlin Philharmonic Orchestra / Herbert von KARAJAN (with Anna TOMOWA-SINTOV, Agnes BALTSA, Peter Schreier, Jose van DAM; Vienna Singverein). Deutsche Grammophon 415 832-2 (ADD).

    К сожалению, слабое знакомство с "историческими" записями бетховенских симфоний, заставляет оставить за пределами нашего рассмотрения интерпретации многих выдающихся дирижеров. Хотелось бы только обратить внимание на записи Вильгельма Фуртвенглера (1886-1954), доступные на недорогом итальянском лейбле "Virtuoso", встречающемся у нас довольно часто. Записи сделаны им в последние годы жизни. Моно звук несколько скудноват, но исполнение захватывает своей мощью и монументальностью.

    Symphony No.3 Op.55 "Eroica"; Overture "Leonora" No.3. Vienna Philharmonic Orchestra / Wilhelm FURTWANGLER. Virtuoso 2697182.
    Symphonies No. 7 Op.92, No. 8 Op.93. Vienna Philharmonic Orchestra / Wilhelm FURTWANGLER. Virtuoso 2697172.
    Symphony No. 9 Op.125. Vienna Philharmonic Orchestra / Wilhelm FURTWANGLER (with Irmgard SEEFRIED, Rosette ANDAY, Anton DERMOTA, Paul SCHOFFLER; Wiener Singakademie). Virtuoso 2697202.

    И, чтобы закончить с симфониями, две записи фортепьянных транскрипций, сделанных Листом:

    Symphonies No. 5 Op.67, No. 6 Op.68 (1 Movement). Glenn GOULD (piano). Sony Classical SMK 52636 (ADD).
    Symphony No. 6 Op.68. Glenn GOULD (piano). Sony Classical SMK 52637 (ADD).

    Слушая игру Глена Гульда, порой забываешь, что играет не оркестр.

    "Missa solemnis" - Торжественная месса

    Mass in D major, Op. 123, "Missa solemnis". Charlotte MARGIONO, Catherine ROBBIN, William KENDALL, Alastair MILES; Monteverdi Choir, Orchestre Revolutionnaire et Romantique / John Eliot GARDINER. Archiv 429 779-2 (DDD).

    Mass in D major, Op. 123, "Missa solemnis". Christa LUDWIG, Martti TALVELA, Margaret PRICE, Wieslaw OCHMAN; Vienna State Opera Choir, Vienna Philharmonic Orchestra / Karl BOHM. Deutsche Grammophon 437 925-2 (2 CD, ADD)

    Mass in D major, Op. 123, "Missa solemnis" (+ MOZART Coronation Mass). Gundula JANOWITZ, Christa LUDWIG, Fritz WUNDERLICH, Walter BERRY; Vienna Singverein, Berlin Philharmonic Orchestra / Herbert von KARAJAN. Deutsche Grammophon 453 016-2 (2 CD, ADD).

    Опера "Фиделио"

    Fidelio. Christa LUDWIG, Jon VICKERS, Walter BERRY, Gottlob FRICK, Ingeborg HALLSTEIN, Gerhard UNGER, Franz CRASS, Kurt WEHOFSCHITZ, Raymond WOLANSKY; Philharmonia Choir and Orchestra / Otto KLEMPERER. EMI CDS5 55170-2 (2 CD, ADD).

    Эта запись начала 60-х остается непревзойденной до наших дней. Для этого последнего издания был сделан очень аккуратный ремастеринг.

    Увертюры

    Der Geschopfe des Prometheus. Konig Stefan. Die Ruinen von Athen. Die Weihe des Hauses. Namensfeier, Op. 115. Coriolan, Op. 62. Egmont Overture. Fidelio Overture. Leonore Overture No. 1, Op. 138; Leonore Overture No. 2; Leonore Overture No. 3. Vienna Philharmonic Orchestra / Claudio ABBADO. Deutsche Grammophon 429762-2 (2CD, DDD).

    Концерты

    Piano Concertos Nos.1-5. Claudio ARRAU (piano); Staatskapelle Dresden / Sir Colin DAVIS. Philips 422 149-2 (3 CD, DDD).

    Замечательное, глубоко индивидуальное исполнение. Не обошлось без ложки дегтя: третий концерт несколько варварски разделен между двумя дисками - две части на одном, заключительное рондо - на другом. Впрочем, концерты доступны также по-отдельности: Nos.1 & 2 - 422 066-2; No.3. (+ Piano Sonata No.6) - 422 148-2; No.4 (+ 32 Variations WoO 80) - 416 144-2; No.5 "Emperor" - 416 215-2.

    Piano Concertos Nos.1-5. Murray PERAHIA (piano); Concertgebouw Orchestra / Bernard HAITINK. Sony Classical S3K 44575 (3 CD, DDD).

    Piano Concertos Nos.1-5. Steven LUBIN (piano); Academy of Ancient Music / Christopher HOGWOOD. L'Oiseau-Lyre 421 408-2OH3 (3 CD, DDD).

    На сегодняшний день существует несколько записей бетховенских концертов на фортепьяно его эпохи. Эта запись была сделана раньше других, но до сих пор остается, пожалуй, наиболее убедительной попыткой нового подхода к этим произведениям.

    Piano Concertos No. 1 Op.15; No. 2 Op.19. Vienna Philharmonic Orchestra / Krystian ZIMERMAN (piano). Deutsche Grammophon 437 545-2 (DDD).

    Violin Concerto in D major, Op. 61. Two Romances No. 1 Op. 40; No. 2 Op. 50. Arthur GRUMIAUX (violin); Concertgebouw Orchestra / Sir Colin DAVIS (Op. 61); New Philharmonia Orchestra / Edo de WAART (Opp. 40 & 50). Philips 420 348-2 (ADD).

    Violin Concerto in D, Op. 61. Itzhak PERLMAN (violin); Philharmonia Orchestra / Carlo Maria GIULINI. EMI CDC7 47002 2 (DDD).

    Concerto for Violin and Orchestra in D, Op. 61. Two Romances. Gidon KREMER (violin); Chamber Orchestra of Europe / Nikolaus HARNONCOURT. Teldec 9031-74881-2 (DDD).

    Эта "живая" запись сделана через год после записи Арнонкуром симфоний, и к ней в полной мере относится все сказанное выше. Непривычно длительная каденция (Beethoven/Kremer) в первой части концерта основана на каденции, написанной Бетховеном для фортепьянного переложения этого концерта.

    Квартеты

    The Complete String Quartets. Quartetto Italiano. Philips 454062-2 (10 CD, ADD).

    Записи, сделанные с 1967 по 1975 год, демонстрируют исключительное мастерство этого квартета. Для этого недорогого переиздания был сделан очень удачный ремастеринг, подобного звука не всегда удается достигнуть при современных записях.

    The Late Quartets, vol.1: Nos. 12 Op.127; 13 Op.130; 16 Op.135; Grosse Fuge Op.133. Quartetto Italiano. Philips DUO 454 711-2 (2 CD, ADD).

    The Late Quartets, vol.2: Nos. 14 Op.131; 15 Op.132. Quartetto Italiano. Philips DUO 454 712-2 (2 CD, ADD).

    Если по каким-то причинам приобретение полного собрания квартетов невозможно, обратите внимание на эти "двойники". Ромен Роллан так писал о последних квартетах: "Все они имеют общее - глубокую поэтическую настроенность, которая делает из каждого поэму, то эпическую, то эллегическую, то драматическую; им свойственны четкость и связность изложения, в то же время они проникают в подсознание глубже, чем прекраснейшие поэмы, выраженные на языке слов".

    String Quartets Nos. 1-6 Op.18; 10 Op.74; 11 Op.95. Lindsay Quartet. ASV CDDCS305 (3 CD, DDD).
    String Quartets Nos. 7-9 Op.59 "Rasumovsky". Lindsay Quartet. ASV CDDCS207 (2 CD, DDD).
    String Quartets Nos. 12-16; Grosse Fuge Op.133. Lindsay Quartet. ASV CDDCS403 (4 CD, DDD).

    Диски фирмы ASV довольно редко встречаются в России, но если вам повезет - это одна из лучших записей бетховенских квартетов последнего десятилетия. И исполнение, и качество записи - на высшем уровне.

    Трио

    String Trios. Anne-Sophie MUTTER (violin), Bruno GUIRANNA (viola), Mstislav ROSTROPOVICH (cello). Deutsche Grammophon 427687-2 (2 CD, DDD).

    Piano Trios. Wilhelm KEMPFF (piano), Henryk SZERYNG (violin) Pierre FOURNIER (cello). Deutsche Grammophon 415879-2 (3 CD, ADD).

    Piano Trios. Vladimir ASHKENAZY (piano), Itzhak PERLMAN (violin), Lynn HARRELL (cello). EMI CDS7 47455 (4 CD, DDD).

    Скрипичные сонаты

    Лейпцигская "Всеобщая музыкальная газета" писала после выхода сонат № 1-3 (Op.12): "Очевидно, г.Бетховен прокладывает себе новый путь; но сколько здесь терний и сколько колючек! Ученость и опять ученость! Всюду ученость! И ни тени естественного, ни одной мелодии. [...] Такое ужасное нагромождение трудностей, что волей-неволей теряешь терпение и отказываешься от борьбы". Из десяти бетховенских сонат для скрипки и фор-тепиано особой известностью пользуется 9-я, посвященная французскому скрипачу Родольфу Крейцеру. Сила ее эмоционального воз-действия запечатлена, хотя и не бесспорно, в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната».

    Violin Sonatas Nos. 1-10. David OISTRAKH (violin), Lev OBORIN (piano). Philips 412570-2 (4 CD, ADD).

    Легендарная парижская запись 1962 года. Вроде бы ничего особенного, но чем больше слушаешь, тем больше открывается.

    Violin Sonatas Nos. 1-10. Vladimir ASHKENAZY (piano), Itzhak PERLMAN (violin). Decca 421 453-2 (4 CD, ADD).

    Еще одно замечательное исполнение, подтверждающее мысль о неисчерпаемости шедевров.

    Violin Sonatas Nos. 1-10. Martha ARGERICH (piano), Gidon KREMER (violin). Deutsche Grammophon 447 058-2 (3 CD, DDD).

    Одна из наиболее интересных записей последних лет.

    Сочинения для виолончели и фортепьяно

    Complete Music for cello and piano. Sonatas: Sviatoslav RICHTER (piano), Mstislav ROSTROPOVICH (cello). Variations: Jean FRANCAIX (piano), Maurice GENDRON (cello). Philips DUO 442 565-2 (2 CD, ADD).

    Complete Music for cello and piano. Wilhelm KEMPFF (piano), Pierre FOURNIER (cello). Deutsche Grammophon 453 013-2 (2 CD, ADD).

    Sonatas for Cello and Piano No. 1 Op.5(1), No. 2 Op.5(2), No. 3 Op.69. Marina TARASOVA (piano), Frank Immo ZICHNER (cello). Russian Disc RDCD-00247 (DDD).
    Sonatas for Cello and Piano No. 4 Op.102(1), No. 5 Op.102(2), Variations WoO 45, Op.66, WoO 46. Marina TARASOVA (piano), Frank Immo ZICHNER (cello). Russian Disc RDCD-00248 (DDD).

    Уступая, возможно, своим более именитым коллегам в глубине понимания и тонкости нюансировки, Марина Тарасова и Франк Цихнер демонстрируют такое феноменальное чувство ансамбля, которого именитым исполнителям иногда не хватает. Эти диски, безусловно, доставят огромное удовольствие большинству слушателей. Необходимо, правда, отметить досадный технический момент: диск RDCD-00247 без дефектов звучания удалось приобрести только с четвертой попытки.

    Сонаты для фортепьяно

    Complete Sonatas Nos.1-32, Variations. Claudio ARRAU (piano). Philips 432 301-2 (11 CD, ADD).

    Глубокое и своеобразное истолкование Бетховена знаменитым чилийским пианистом дает широкий простор для самостоятельного осмысления слушателями.

    Complete Sonatas Nos.1-32. Alfred BRENDEL (piano). Philips 446 909-2 (10 CD, DDD).

    Это недавно сделанная третья (на Philips - вторая) по счету запись всех сонат Бетховена Альфредом Бренделем. Мастеру по-прежнему есть что сказать.

    Complete Sonatas Nos.1-32. Wilhelm KEMPFF (piano). Deutsche Grammophon 429 306-2 (9 CD, ADD).

    Последнее переиздание этого цикла, записанного в 1966 году, в составе "DG Complete Beethoven Edition": 453 724-2 (8 CD).
    Доступна также предыдущая моно-запись 1951-1956 всех сонат Бетховена, также представляющая огромный интерес:

    Complete Sonatas Nos.1-32. Wilhelm KEMPFF (piano). Deutsche Grammophon 447 966-2 (8 CD, ADD Mono).

    Отдельно доступны также последние сонаты (запись 1966 года):

    Piano Sonatas Nos. 27 Op.90, 28 Op.101, 29 Op.106 "Hammerklavier", 30 Op.109, 31 Op.110, 32 Op.111. Wilhelm KEMPFF (piano). Deutsche Grammophon 453 010-2 (2 CD, ADD).

    Piano Sonatas No. 8 Op.13 "Pathetique", No. 14 Op.27(2) "Moonlight"; No. 15 Op.28 "Pastorale" No. 17 Op.31(2) "The Tempest"; No. 21 Op.53 "Waldstein",No. 23 Op.57 "Appassionata" No. 26 Op.81a "Les Adieux". Alfred BRENDEL (piano). Philips Duo 438 730-2 (2 CD, ADD)

    Late Piano Sonatas: No. 27 Op. 90, No. 28 Op. 101, No. 29 Op. 106 "Hammerklavier", No. 30 Op. 109, No. 31 Op. 110, No. 32 Op. 111. Alfred BRENDEL (piano). Philips Duo 438 374-2 (2 CD, ADD)

    Два этих выпуска составлены из более ранних записей Бренделя, сделанных им на Philips в 70-х годах. Работа зрелого мастера, имеющего собственное отношение к бетховенским сонатам. Очень хороший звук.

    Piano Sonatas No. 3 Op.2 (3), No. 8 Op.13 "Pathetique". Claudio ARRAU (piano). Philips 420 153-2 (DDD).

    Piano Sonatas No. 5 Op.10 (1), No. 32 Op.111. Claudio ARRAU (piano). Philips 420 154-2 (DDD).

    Piano Sonatas No. 12 Op.26, No. 15 Op.28 "Pastorale", No. 19 Op.49 (1), No. 20 Op.49 (2). Claudio ARRAU (piano). Philips 426 256-2 (DDD).

    Самые поздние записи Аррау - свидетельство непрекращающейся внутренней работы пианиста.

    Piano Sonatas No. 8 Op.13 "Pathetique", No. 13 Op.27(1), No. 14 Op.27(2) "Moonlight". Emil GILELS (piano). Deutsche Grammophon 400 036-2 (DDD).

    Piano Sonatas Nos. 19 Op.49 (1), 20 Op.49 (2), 22 Op.54, 23 Op.57, 30 Op.109, 31 Op.110, 32 Op.111. Sviatoslav RICHTER (piano). Philips 438 486-2 (2 CD, DDD).

    Исполнение Рихтером трех последних сонат Бетховена - просто неподражаемо.

    Piano Sonatas Nos. 8, 29 "Hammerklavier", Fantasia Op.77. Rudolf SERKIN (piano). Sony Classical SBK 47666 (ADD).

    33 Variations "Diabelli" Op. 120. Sviatoslav RICHTER (piano). Gramzapis GCD 00251 (DDD).

    Это просто чудо, что столь блистательное исполнение позднего бетховенского шедевра доступно по столь незначительной цене.

люстры оптом, светильник своими руками

статистика
Мы советуем Регистрация иностранных граждан; рабочая виза в испанию . Минимальные сроки оформления. по оптовым ценам Далее