![]() |
|
![]() |
BEETHOVEN, Ludwig van
БЕТХОВЕН, Людвиг ван
1770-1827
Родился в Бонне в семье певчего придворной капеллы. К занятиям музыкой приступил в раннем возрасте, обучаясь под руководством отца игре на клавире, органе и скрипке. Наибольшее влияние на юного Бетховена оказал Кристиан Готлиб Нефе (1748-1798), преподавший ему основы композиции, исполнительского мастерства, привлекший внимание к произведениям И.С. Баха и его сыновей. В 1784 году Бетховен назначается на должность придворного органиста.
Весной 1787 года семнадцатилетний музыкант совершает поездку в Вену, где по рекомендательному письму курфюрста Максимилиана был принят Моцартом, заслужив в целом благосклонную оценку своей игрой и способностями к импровизации. Существуют различные предположения относительно уроков, полученных Бетховеном у Моцарта, однако жизненные обстоятельства не способствовали длительности этих контактов: в конце мая Моцарт получает весть о смерти горячо любимого отца, а Бетховен должен спешно вернуться к тяжело больной матери. В 1792 году Бетховен переезжает в Вену, где и пройдет вся его дальнейшая жизнь. По прибытии он начинает заниматься у Й.Гайдна, которому был представлен незадолго до этого, во время посещения Гайдном Бонна. До 1795 года Бетховен занимается у Й.Гайдна, И.Шенка, И.Альбрехтсбергера. До 1802 года продолжались его эпизодические занятия с А.Сальери. В 1795 году произошло первое концертное выступление Бетховена в Вене в качестве пианиста, среди прочих произведений предположительно был исполнен второй (по времени написания - первый) фортепьянный концерт. В этом же году издаются фортепьянные трио, op.1. В статье в "Музыкальном ежегоднике Вены и Праги" можно было прочитать: "Он возбуждает всеобщее удивление необыкновенной техникой и легкостью, с которыми преодолевает самые трудные пассажи. Его игра отличается поразительной точностью, вкусом, чувством и создала ему все возрастающую славу. Существует уже несколько прелестных сонат, написанных им, среди них особенно замечательны последние". В 1796 году Бетховен совершает концертные поездки в Прагу, Дрезден, Берлин и Братиславу, приобретая известность как исполнитель и композитор. Годом позже появляются первые признаки ухудшения слуха. Являясь автором многочисленных сочинений, преимущественно камерных , Бетховен в 1800 году дебютирует как симфонист, представив венской публике, помимо первого фортепьянного концерта, симфонию № 1. В 1801 году впервые исполнен его балет "Творения Прометея". Усиливающаяся глухота не позволяет Бетховену после 1803 года широко продолжать концертные выступления. Со временем они ограничиваются премьерами собственных сочинений, на которых он выступает в качестве дирижера. Несмотря на это, в творчестве Бетховен наступает наиболее плодотворный период. В 1802-14 годах он создает семь симфоний, фортепьянные концерты, скрипичный и тройной концерты, оперу, квартеты, фортепьянные и скрипичные сонаты. Жанр оперы всегда интересовал композитора . "Фиделио", единственная опера Бетховена, потребовала, по его собственным высказываниям, большего творческого напряжения, чем какое-либо другое произведение. Более-менее заметный успех выпал тоолько на долю третьей редакции (1814). Опера послужила своеобразным мостом между популярной тогда "оперой спасения", черты которой в ней присутствуют, и позднейшей романтической оперой. Последний период жизни и творчества Бетховена характеризуется острым разладом с окружающей действительностью и трагическим одиночеством, которые были вызваны как прогрессирующей болезнью, так и неудачами в личной жизни. На этом фоне создаются такие грандиозные произведения, как 9-я симфония и Торжественная месса, а также не имеющие себе равных по глубине и оригинальности последние квартеты и сонаты для фортепьяно. История создания и первых исполнений Торжественной мессы достаточна печальна. Бетховен расчитывал, распространив произведение по подписке, поправить свое материальное положение. Но подписчиков нашлось всего около десяти человек. Среди них был князь Николай Голицын, большой любитель музыки, искренне преклонявшийся перед гением Бетховена. Он и организовал с максимально возможным старанием в Санкт-Петербурге первое публичное ее исполнение в марте 1824 года. Позднее в Вене прозвучали только несколько хоров из мессы. Родственная мессе по духу, девятая симфония, также законченная в 1824 году, потрясает своей масштабностью. Расширение инструментального состава, усиление группы духовых инструментов, необычное для того времени введение солистов и хора в заключительной части, написанной на слова шиллеровской "Оды к радости" - все подчинено глубокому идейно-философскому замыслу. Остался неосуществленными замысел десятой симфонии, музыки к "Фаусту" и др. произведений.
Этот набор, давно уже ставший хрестоматийным, был некоторое время назад переиздан в недорогой серии " Collectors Edition" - Deutsche Grammophon 463 088-2.
Эта запись, сделанная "вживую" в Stefaniensaal в Граце в 1990 и 1991 годах, не относится к основным рекомендациям. Но если вам уже несколько приелись симфонии Бетховена в разных, но так иногда похожих друг на друга исполнениях, послушайте этот набор. Многое покажется непривычным, но за этой непривычностью - живая мысль и тонкий вкус Николауса Арнонкура.
Две вышеназванные замечательные во всех отношениях записи сделаны на инструментах времен Бетховена.
«Более выражение настроения, чем звуковая живопись» — такую надпись сделал композитор на заглавном листе 6-й симфонии.
К сожалению, слабое знакомство с "историческими" записями бетховенских симфоний, заставляет оставить за пределами нашего рассмотрения интерпретации многих выдающихся дирижеров. Хотелось бы только обратить внимание на записи Вильгельма Фуртвенглера (1886-1954), доступные на недорогом итальянском лейбле "Virtuoso", встречающемся у нас довольно часто. Записи сделаны им в последние годы жизни. Моно звук несколько скудноват, но исполнение захватывает своей мощью и монументальностью.
И, чтобы закончить с симфониями, две записи фортепьянных транскрипций, сделанных Листом:
Слушая игру Глена Гульда, порой забываешь, что играет не оркестр.
"Missa solemnis" - Торжественная месса
Опера "Фиделио"
Эта запись начала 60-х остается непревзойденной до наших дней. Для этого последнего издания был сделан очень аккуратный ремастеринг.
Увертюры
Концерты
Замечательное, глубоко индивидуальное исполнение. Не обошлось без ложки дегтя: третий концерт несколько варварски разделен между двумя дисками - две части на одном, заключительное рондо - на другом. Впрочем, концерты доступны также по-отдельности: Nos.1 & 2 - 422 066-2; No.3. (+ Piano Sonata No.6) - 422 148-2; No.4 (+ 32 Variations WoO 80) - 416 144-2; No.5 "Emperor" - 416 215-2.
На сегодняшний день существует несколько записей бетховенских концертов на фортепьяно его эпохи. Эта запись была сделана раньше других, но до сих пор остается, пожалуй, наиболее убедительной попыткой нового подхода к этим произведениям.
Эта "живая" запись сделана через год после записи Арнонкуром симфоний, и к ней в полной мере относится все сказанное выше. Непривычно длительная каденция (Beethoven/Kremer) в первой части концерта основана на каденции, написанной Бетховеном для фортепьянного переложения этого концерта.
Квартеты
Записи, сделанные с 1967 по 1975 год, демонстрируют исключительное мастерство этого квартета. Для этого недорогого переиздания был сделан очень удачный ремастеринг, подобного звука не всегда удается достигнуть при современных записях.
Если по каким-то причинам приобретение полного собрания квартетов невозможно, обратите внимание на эти "двойники". Ромен Роллан так писал о последних квартетах: "Все они имеют общее - глубокую поэтическую настроенность, которая делает из каждого поэму, то эпическую, то эллегическую, то драматическую; им свойственны четкость и связность изложения, в то же время они проникают в подсознание глубже, чем прекраснейшие поэмы, выраженные на языке слов".
Диски фирмы ASV довольно редко встречаются в России, но если вам повезет - это одна из лучших записей бетховенских квартетов последнего десятилетия. И исполнение, и качество записи - на высшем уровне.
Трио
Скрипичные сонаты
Лейпцигская "Всеобщая музыкальная газета" писала после выхода сонат № 1-3 (Op.12): "Очевидно, г.Бетховен прокладывает себе новый путь; но сколько здесь терний и сколько колючек! Ученость и опять ученость! Всюду ученость! И ни тени естественного, ни одной мелодии. [...] Такое ужасное нагромождение трудностей, что волей-неволей теряешь терпение и отказываешься от борьбы". Из десяти бетховенских сонат для скрипки и фор-тепиано особой известностью пользуется 9-я, посвященная французскому скрипачу Родольфу Крейцеру. Сила ее эмоционального воз-действия запечатлена, хотя и не бесспорно, в повести Л. Н. Толстого «Крейцерова соната».
Легендарная парижская запись 1962 года. Вроде бы ничего особенного, но чем больше слушаешь, тем больше открывается.
Еще одно замечательное исполнение, подтверждающее мысль о неисчерпаемости шедевров.
Одна из наиболее интересных записей последних лет.
Сочинения для виолончели и фортепьяно
Уступая, возможно, своим более именитым коллегам в глубине понимания и тонкости нюансировки, Марина Тарасова и Франк Цихнер демонстрируют такое феноменальное чувство ансамбля, которого именитым исполнителям иногда не хватает. Эти диски, безусловно, доставят огромное удовольствие большинству слушателей. Необходимо, правда, отметить досадный технический момент: диск RDCD-00247 без дефектов звучания удалось приобрести только с четвертой попытки.
Сонаты для фортепьяно
Глубокое и своеобразное истолкование Бетховена знаменитым чилийским пианистом дает широкий простор для самостоятельного осмысления слушателями.
Это недавно сделанная третья (на Philips - вторая) по счету запись всех сонат Бетховена Альфредом Бренделем. Мастеру по-прежнему есть что сказать.
Последнее переиздание этого цикла, записанного в 1966 году, в составе "DG Complete Beethoven Edition": 453 724-2 (8 CD).
Отдельно доступны также последние сонаты (запись 1966 года):
Два этих выпуска составлены из более ранних записей Бренделя, сделанных им на Philips в 70-х годах. Работа зрелого мастера, имеющего собственное отношение к бетховенским сонатам. Очень хороший звук.
Самые поздние записи Аррау - свидетельство непрекращающейся внутренней работы пианиста.
Исполнение Рихтером трех последних сонат Бетховена - просто неподражаемо.
Это просто чудо, что столь блистательное исполнение позднего бетховенского шедевра доступно по столь незначительной цене.
|
люстры оптом, светильник своими руками
Мы советуем Регистрация иностранных граждан; рабочая виза в испанию . Минимальные сроки оформления. по оптовым ценам Далее |