главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

Bellini

BELLINI, Vincenzo
БЕЛЛИНИ, Винченцо

1801-1835

Родился в г. Катанья на Сицилии. Музыкантами были и отец, и дед Винченцо. Выдающиеся способности мальчика проявились в самом раннем возрасте. В пять с небольшим он уже хорошо играл на рояле, в шесть лет - написал несколько небольших вокальных сочинений, с успехом исполненных. Вскоре сочинения юного автора зазвучали в соборе Катаньи.

В 1819-25 годах Беллини учился в Королевском музыкальном колледже (консерватории) "Сан-Себастьяно" в Неаполе. Примечательно, что когда Винченцо поступал в Колледж, его заканчивал Саверио Мерканданте (1795-1890), в будущем один из виднейших итальянских оперных композиторов.

Первая опера Беллини ("Адельсон и Сальвини") была поставлена в 1825 году в театре консерватории. На премьере присутствовал Доницетти, который, несмотря на молодость, уже был прославленным мастером. Он в самых теплых тонах отозвался о спектакле, предсказав Беллини великое будущее. После еще большего успеха второй оперы, "Бианка и Фернандо" (1826), композитор, заключив контракт с известным импресарио Доменико Барбайя, переезжает в Милан, где в 1827 году в театре "Ла Скала" была поставлена опера "Пират". Ее успех ввел Беллини в круг самых известных композиторов Италии.

Следующие оперы - "Чужестранка" (1829, "Ла Скала", Милан), "Сомнамбула" (1831, театр "Каркано", Милан) и особенно «Норма» (1831, "Ла Скала", Милан) приносят ему европейскую известность. Две последние оперы с огромным успехом, свидетелем которого стал автор, были поставлены в Лондоне (1833). Заглавные роли в его операх исполняли лучшие певицы того времени - Джудитта Паста и Мария Малибран.

Опера "Беатриче ди Тенда" (1833), менее популярная в наши дни, чем "Норма" или "Сомнамбула", также писалась в расчете на мастерство Джудитты Паста.

После Лондона композитор едет в Париж, где его оперы уже несколько лет шли в Итальянском театре. Беллини с некоторыми опасениями прибыл в эту оперную Мекку, где было множество известнейших музыкантов. Среди них - Джоаккино Россини, больше не пишуший опер, но пользующийся огромным авторитетом в музыкальном мире.

В первую же их встречу Россини проявил свое благожелательное отношение к соотечественнику, и в дальнейшем оказывал ему дружескую поддержку. В Итальянском театре идут "Пират" и "Капулети и Монтекки", а композитор начинает работу над новой оперой.

Премьера оперы «Пуритане» с грандиозным успехом прошла 25 января 1835 года в Итальянском театре. Беллини удостаивается и официальных почестей - его награждают Рыцарским крестом Ордена Почетного легиона. К несчастью, этой опере суждено было стать последней работой композитора. Заболев в начале сентября 1835 года, Беллини вскоре скончался.

    Пират, 1827

    Il pirata. Piero CAPPUCCILLI, Montserrat CABALLE, Bernabe MARTI, Giuseppe BARATTI, Ruggero RAIMONDI, Flora RAFFANELLI; Rome RAI Chorus and Orchestra / Gianandrea GAVAZZENI. EMI 567121-2 (2 CD, ADD).

    Капулети и Монтекки, 1830

    I Capuleti e I Montecchi. Agnes BALTSA, Edita GRUBEROVA, Gwynne HOWELL, Dano RAFFANTI, John TOMLINSON; Chorus and Orchestra of the Royal Opera House, Covent Garden / Riccardo MUTI. EMI 7648462 (2 CD, DDD).

    "Живая" запись, сделанная в Королевском оперном театре "Ковент Гарден" в апреле 1984 имеет временами немного жестковатый звук, но хорошо передает подлинную театральную атмосферу. Блестяще исполнены главные партии.

    I Capuleti e I Montecchi. Eva MEI, Vesselina KASAROVA, Umberto CHIUMMO, Ramon VARGAS, Simone ALBERGHINI; Bavarian Radio Chorus; Munich Radio Orchestra/Roberto ABBADO. RCA Red Seal 09026 68899 2 (3 CD, DDD).

    Этот набор содержит на третьем диске альтернативный финал оперы, принадлежащий Никола Ваккаи, с которым опера часто исполнялась в XIX веке, а также варианты нескольких других фрагментов оперы.

    Сомнамбула, 1831

    La Sonnambula. Joan SUTHERLAND, Luciano PAVAROTTI, Nicolai GHIAUROV, Della JONES, Isobel BUCHANAN, John TOMLINSON, Piero De PALMA; National Philharmonic Orchestra; London Opera Chorus / Richard BONYNGE. Decca 417 424-2 (2 CD, DDD).

    La Sonnambula. Maria CALLAS, Nicola MONTI, Nicola ZACCARIA, Fiorenza COSSOTTO, Eugenia RATTI, Giuseppe MORRESI, Franco RICCIARDI; Chorus and Orchestra of La Scala, Milan / Antonio VOTTO. EMI 556278-2 (2 CD, ADD).

    Норма, 1831

    "Норма" - наиболее часто записываемая опера Беллини, на компакт-дисках доступно более десятка различных версий. А ария Нормы "Casta diva" из первого действия - один из наиболее известных и популярных шедевров мирового оперного репертуара.

    Norma. Maria CALLAS, Ebe STIGNANI, Mario FILIPPESCHI, Nicola ROSSI-LEMENI, Paolo CAROLI, Rina CAVALLARI; Chorus and Orchestra of La Scala, Milan / Tullio SERAFIN. EMI 562638-2 (3 CD, ADD). Избранные арии и сцены - EMI 764419-2.

    Norma. Maria CALLAS, Franco CORELLI, Christa LUDWIG, Nicola ZACCARIA, Piero De PALMA, Edda VINCENZI; Chorus and Orchestra of La Scala, Milan / Tullio SERAFIN. EMI 566428-2 (3 CD, ADD). Избранные арии и сцены - EMI 566662-2.

    Во второй половине XX века непревзойденной исполнительницей партии Нормы была Мария Каллас (1923-1977). Из двух доступных записей этой оперы с дирижером Тулио Серафином лучшей считается запись 1954 года (моно), сделанная певицей на пике карьеры. Нужно отметить также участие представительницы старшего поколения - Эбе Стиньяни (1903-1974) в роли Адальжизы. Эта запись сравнительно недавно была переиздана в серии EMI "Great Recordings of the Century". Более поздняя запись, относящаяся к 1960 году (стерео), имеет свои неоспоримые достоинства. Среди них более ясное звучание оркеста, но главное - это партнеры Каллас - выдающийся тенор Франко Корелли в роли Поллиона и Криста Людвиг в роли Адальжизы. Трудный выбор немного облегчает доступность для каждой из записей избранных мест на одном компакт-диске.

    Norma. Joan SUTHERLAND, Marilyn HORNE, John ALEXANDER, Richard CROSS, Yvonne MINTON, Joseph WARD; London Symphony Orchestra & Chorus / Richard BONYNGE. Decca 425 488-2 (3 CD, ADD).

    Другая знаменитая исполнительница опер Беллини - Джоан Сазерленд записывала "Норму" дважды. Предпочтительнее представляется первая запись, сделанная в середине 60-х годов.

    Беатриче ди Тенда, 1833

    Beatrice di Tenda. Joan SUTHERLAND, Josephine VEASEY, Luciano PAVAROTTI, Joseph WARD; Ambrosian Opera Chorus, Covent Garden; London Symphony Orchestra / Richard BONYNGE. Decca 433 706-2 (3 CD, ADD).

    Пуритане, 1835

    I Puritani. Joan SUTHERLAND, Luciano PAVAROTTI, Piero CAPPUCCILLI, Nicolai GHIAUROV, Anita CAMINADA, Gian Carlo LUCCARDI, Renato CAZZANIGA; Chorus of the Royal Opera House, Covent Garden; London Symphony Orchestra / Richard BONYNGE. Decca 417 588-2 (3 CD, ADD).

    I Puritani. Montserrat CABALLE; Alfredo KRAUS; Matteo MANUGUERRA; Agostino FERRIN; Julia HAMARI; Stefan ELENKOV; Dennis O'NEILL; Ambrosian Opera Chorus; Philharmonia Orchestra / Riccardo MUTI. EMI 769663-2 (3 CD, ADD).

    I Puritani. Maria CALLAS, Giuseppe di STEFANO, Rolando PANERAI, Nicola ROSSI-LEMENI, Aurora CATTELANI, Carlo FORTI, Angelo MERCURIALI; Chorus and Orchestra of La Scala, Milan / Tullio SERAFIN. EMI 556275-2 (2 CD, ADD). Избранные арии и сцены - EMI 566665-2.

    Дискография и комментарий - Сергей Чижик.

Последние изменения - 26.02.2004. 


главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

© 1999-2004     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved

статистика