![]() |
|
![]() |
BELLINI, Vincenzo
БЕЛЛИНИ, Винченцо
1801-1835
Родился в г. Катанья на Сицилии. Музыкантами были и отец, и дед Винченцо. Выдающиеся способности мальчика проявились в самом раннем возрасте. В пять с небольшим он уже хорошо играл на рояле, в шесть лет - написал несколько небольших вокальных сочинений, с успехом исполненных. Вскоре сочинения юного автора зазвучали в соборе Катаньи.
В 1819-25 годах Беллини учился в Королевском музыкальном колледже (консерватории) "Сан-Себастьяно" в Неаполе. Примечательно, что когда Винченцо поступал в Колледж, его заканчивал Саверио Мерканданте (1795-1890), в будущем один из виднейших итальянских оперных композиторов. Первая опера Беллини ("Адельсон и Сальвини") была поставлена в 1825 году в театре консерватории. На премьере присутствовал Доницетти, который, несмотря на молодость, уже был прославленным мастером. Он в самых теплых тонах отозвался о спектакле, предсказав Беллини великое будущее. После еще большего успеха второй оперы, "Бианка и Фернандо" (1826), композитор, заключив контракт с известным импресарио Доменико Барбайя, переезжает в Милан, где в 1827 году в театре "Ла Скала" была поставлена опера "Пират". Ее успех ввел Беллини в круг самых известных композиторов Италии. Следующие оперы - "Чужестранка" (1829, "Ла Скала", Милан), "Сомнамбула" (1831, театр "Каркано", Милан) и особенно «Норма» (1831, "Ла Скала", Милан) приносят ему европейскую известность. Две последние оперы с огромным успехом, свидетелем которого стал автор, были поставлены в Лондоне (1833). Заглавные роли в его операх исполняли лучшие певицы того времени - Джудитта Паста и Мария Малибран. Опера "Беатриче ди Тенда" (1833), менее популярная в наши дни, чем "Норма" или "Сомнамбула", также писалась в расчете на мастерство Джудитты Паста. После Лондона композитор едет в Париж, где его оперы уже несколько лет шли в Итальянском театре. Беллини с некоторыми опасениями прибыл в эту оперную Мекку, где было множество известнейших музыкантов. Среди них - Джоаккино Россини, больше не пишуший опер, но пользующийся огромным авторитетом в музыкальном мире. В первую же их встречу Россини проявил свое благожелательное отношение к соотечественнику, и в дальнейшем оказывал ему дружескую поддержку. В Итальянском театре идут "Пират" и "Капулети и Монтекки", а композитор начинает работу над новой оперой. Премьера оперы «Пуритане» с грандиозным успехом прошла 25 января 1835 года в Итальянском театре. Беллини удостаивается и официальных почестей - его награждают Рыцарским крестом Ордена Почетного легиона. К несчастью, этой опере суждено было стать последней работой композитора. Заболев в начале сентября 1835 года, Беллини вскоре скончался.
Пират, 1827
Капулети и Монтекки, 1830
"Живая" запись, сделанная в Королевском оперном театре "Ковент Гарден" в апреле 1984 имеет временами немного жестковатый звук, но хорошо передает подлинную театральную атмосферу. Блестяще исполнены главные партии.
Этот набор содержит на третьем диске альтернативный финал оперы, принадлежащий Никола Ваккаи, с которым опера часто исполнялась в XIX веке, а также варианты нескольких других фрагментов оперы.
Сомнамбула, 1831
Норма, 1831
"Норма" - наиболее часто записываемая опера Беллини, на компакт-дисках доступно более десятка различных версий. А ария Нормы "Casta diva" из первого действия - один из наиболее известных и популярных шедевров мирового оперного репертуара.
Во второй половине XX века непревзойденной исполнительницей партии Нормы была Мария Каллас (1923-1977). Из двух доступных записей этой оперы с дирижером Тулио Серафином лучшей считается запись 1954 года (моно), сделанная певицей на пике карьеры. Нужно отметить также участие представительницы старшего поколения - Эбе Стиньяни (1903-1974) в роли Адальжизы. Эта запись сравнительно недавно была переиздана в серии EMI "Great Recordings of the Century".
Более поздняя запись, относящаяся к 1960 году (стерео), имеет свои неоспоримые достоинства. Среди них более ясное звучание оркеста, но главное - это партнеры Каллас - выдающийся тенор Франко Корелли в роли Поллиона и Криста Людвиг в роли Адальжизы. Трудный выбор немного облегчает доступность для каждой из записей избранных мест на одном компакт-диске.
Другая знаменитая исполнительница опер Беллини - Джоан Сазерленд записывала "Норму" дважды. Предпочтительнее представляется первая запись, сделанная в середине 60-х годов.
Беатриче ди Тенда, 1833
Пуритане, 1835
Дискография и комментарий - Сергей Чижик.
Последние изменения - 26.02.2004.
|
![]() |
|
![]() |