![]() |
|
![]() |
BIBER, Heinrich Ignaz Franz von
Музыкальный словарь Гроува
Замечательная запись, обязательная для любого интересующегося музыкой Бибера.
Rosenkranz-[Mysterien-]Sonaten
Цикл включает в себя 15 сонат, символизирующих 15 Таинств и заключительной Пассакальи для скрипки соло. Все элементы цикла увязаны в единую символическую картину. Сонаты делятся на три группы:
I. Таинства Радости
II. Таинства страдания
III. Таинства Славы
Цикл многократно записывался - приведенными здесь записями дискография далеко не исчерпывается. Его исполнение открывает широкие возможности для скрипача-солиста и дает возможность самых разнообразных подходов в реализации континуо. Главная техническая (конечно, напрямую связанная с его символикой) особенность цикла в том, что для каждой сонаты композитор предписывает особую настройку струн скрипки (скордатуру Бибер также использовал в "Harmonia artificioso-ariosa"). Это заставляет музыкантов использовать несколько различных инструментов как при "живом" исполнении цикла, так и в большинстве случаев при записи. Так, Рейнхард Гёбель использовал для записи четыре (!) различные скрипки - больше, чем остальные исполнители.
Записи Холлоуэя и Гёбеля - самые ранние из рассматриваемых здесь. Они появились в 1990 и 1991 году соответственно. Тогда музыка Бибера еще только возвращалась к слушателям и не существовало такого бесчисленного множества дисков, как сейчас, а каждый новый привлекал пристальное внимание.
Подход Холлоуэя, хотя правильнее, наверно, сказать - подход Дэвита Морони, который и являлся автором довольно объемной и интересной статьи в буклете первоначального издания (сейчас доступен только недорогой вариант - "2 по цене 1" - в котором буклет, естественно, "усох".), характеризовался общим созерцательным настроем, неспешными темпами, особым вниманием к континуо и его расширенным составом.
Исполнение Гёбеля - довольно, если можно так выразиться, прямолинейное, сосредоточенное, со сравнительно быстрыми темпами (весь цикл у него звучит 1 час 54 минуты, у Холлоуэя - на 17 минут больше), с простым сопровождением - в большинстве сонат это виолончель с органом или клавесином, во второй сонате скрипке сопутствует один клавесин.
Это, несомненно, самая броская и эффектная из рассматриваемых записей. Если бы потребовалось одним словом охарактеризовать исполнение Гунара Летцбора - больше всего подошло бы "страстное". Как он сам пишет в буклете:"Мы часто слышим, что эти сонаты не должны быть чересчур перегружены личностным выражением, а исполнение должно оставаться, насколько возможно, нейтральным и объективным (что бы под этим ни понималось). Я совершенно не разделяю это мнение. На самом деле этим сонатам нужна интерпретация огромной эмоциональной и духовной силы, что должно чувствоваться и слышаться во время исполнения." Кстати, только к двум записям статьи написаны самими скрипачами - Гёбель и Летцбор не поскупились на комментарии относительно музыки Бибера и, конечно, собственных подходов к её исполнению. После изложения своих взглядов Летцбор заключает: "Моя музыка - зеркало моей души".
Что ж, в результате имеем очень интересную запись, которую, однако, вряд ли можно рекомендовать в качестве первой и, тем более, единственной.
Примечательно, что продолжительность заключительной Пассакальи у столь противоположных Холлоуэя и Летцбора (в чьей записи темпы в целом одни из самых быстрых) практически одинаковая - около девяти минут (8:50 и 8:56 соответственно). Обоих, впрочем, превзошел по длительности Эндрю Манзи (см. выше) - 10:06! И для полноты: Пассакалья у Гёбеля - 6:42, Одиль Эдуар - 7:20, Алис Пьеро - 8:23.
Запись 2001 г., выпущенная французской фирмой K617, интересна и отлична от прочих прежде всего тем, что был использован большой орган постройки Жана-Андре Зильбермана (1746), добавляющий звучанию особый масштаб. В целом же это исполнение, если и не самое запоминающееся среди приведенных здесь, то вполне достойное находиться в этом списке.
Очень интересная запись, сделанная молодыми французскими музыкантами (2002 г.). Подход к исполнению напоминает запись Холлоуэя. Скрипка в руках Алис Пьеро звучит очень мягко, и если иногда кажется, что в её игре не достаёт индивидуальности, то эти редкие моменты с лихвой искупаются рядом совершенно замечательных находок в реализации континуо. Особо хочется отметить игру Паскаля Монтелье. Тем, кто впервые захочет услышать это сочинение Бибера, можно посоветовать начать с этой записи, особенно с учетом её отличного технического качества.
Вот, наконец, и вышла эта долгожданная запись. Очевидно, что подход самый что ни на есть аскетичный - лишь в 12 сонате появляется виолончель. Пока без комментариев - слушаем.
Что в итоге? Отдать предпочтение одной единственной записи, пожалуй, невозможно. Каждая из них открывает какие-то новые стороны этого сочинения. Остается пожелать слушателю, чтобы у него нашлась возможность и время послушать хотя бы некоторые из этих записей, что бы глубже понять и прочувствовать эту замечательную музыку.
Вокальные сочинения
Дискография и комментарий - Сергей Чижик.
Последние изменения - 16.10.2004.
БИБЕР, Генрих Игнац Франц фон
1644-1704
Австрийский композитор и скрипач родом из Богемии. В середине 1660-х - музыкант на службе у князя-епископа Ольмюцского, владевшего великолепным оркестром. Ок. 1670 поступил в придворную капеллу Зальцбурга (с 1684 - капельмейстер). Обладал феноменальной техникой, о чем свидетельствуют прежде всего его 8 сонат для скрипки и цифр. баса (Sonatae violino solo, 1681); во вступлениях, вариациях и масштабно разработанных финалах этих сонат встречаются многочисленные виртуозные пассажи (достигающие 6-й и 7-й позиций), двойные ноты, аккорды. В большинстве из 15 сонат сборника Б. "Розарий", или "Тайны (из жизни Девы Марии)" (Rosenkranz-[Mysterien-]Sonaten, ок. 1676), использован прием скордатуры (от итал. scordare - "расстраивать" [музыкальный инструмент] - изменение обычной настройки одной или нескольких струн инструмента). В сборник входит также Пассакалья g-moll для скрипки соло, включающая 65 остинатных проведений нисходящего тетрахорда; это самое выдающееся полифоническое произведение для скрипки соло, созданное до Чаконы из 3-й партиты Баха. Весьма примечательна и богатая звукоизобразительными эффектами "Битва" (Battalia) для скрипки, струнных и цифр. баса. Помимо произведений для скрипки Б. сочинял духовную музыку как в традиционном стиле a cappella, так и в стиле кончертато для солирующих голосов и ripieno, оперы (сохранилась только одна - "Упорный побеждает" [Chi la dura la vince] о битве Арминия с римлянами [пост. 1687]), инструментальные ансамбли (иногда необычного состава, в т. ч. с участием медных духовых). Особенно примечательны Реквием in f, Месса св. Генриха (Missa Sancti Henrici, 1701), 32-голосная Вечерня (Vesperae a 32, 1693), мотет Laetatus sum (1676) и Соната св. Поликарпа (Sonata Sancti Polycarpi) для 8 труб и литавр. По-видимому, Б. является автором 53-голосной "Зальцбургской мессы" (Missa salisburgensis), которая долгое время приписывалась др. композиторам, в т. ч. Беневоли и Хоферу.
© Издательство «Практика», 2001
Sonatae tam aris quam aulis servientes, 1676. The Rare Fruits Council. Astree E 8630 (DDD).
Sonatae tam aris quam aulis servientes, 1676. Katherine McGILLIVRAY, Jane ROGERS, Tim CRONIN, violas; Mark BENNETT, Michael LAIRD, trumpets; The Purcell Quartet. Chandos CHAN 0591 (DDD).
Harmonia artificioso-ariosa (7 Partitas), 1696. The Rare Fruits Council (Manfredo KRAEMER, violin and viola d'amour; Pablo VALETTI, violin, viola, and viola d'amour; Balasz MATE, cello; Lorenz DUFTSCHMID, violа and viola da gamba; Mara GALASSI, harp; Rolf LISLEVAND, theorbo and guitar; Alessandro DE MARCHI, organ and harpsichord). Astree E 8572 (DDD).
8 Sonatae a Violino Solo (Salzburg, 1681). Sonata Representativa. Sonata ''La pastorella.'' Passacaglia for Solo Lute. Passacaglia for Solo Violin. Romanesca (Andrew MANZE, violin; Nigel NORTH, lute, theorbo; John TOLL, harpsichord, organ). Harmonia Mundi France 2907344.45 (2 CD, DDD).
12 Sonatas, "Fidicinium sacro-profanum", 1682. Nisi Dominus. Battalia a 10. Laetatus sum. Balletti lamentabili, 1670. Serenada, "Der Nachtwachter", 1673. Passacaglia for Violin. HARVEY Peter, bass; WISTREICH Richard, bass; The Purcell Quartet. Chandos Chaconne CHAN0605 (2CD, DDD).
6 Sonatas for Small Ensemble, "Mensa sonora", 1683. Sonata representativa. Musica Antiqua Koln/ Reinhard GOEBEL. Archiv 423701-2 (DDD).
1) Благовещение Лука, 1:26-38
2) Посещение Елизаветы Лука, 1:40-55
3) Рождество Лука, 2:6-20
4) Сретение Лука, 2:21-39
5) Отрок Иисус во Храме Лука, 1:26-38
1) В Гефсиманском саду Матф. 26:36-46
2) Бичевание Христа Матф. 27:26
3) Терновый венец Матф. 27:29
4) Несение креста Лука, 23:26-32
5) Распятие Лука, 23:33-46
1) Воскресение Иисуса Христа Лука, 24:1-12
2) Вознесение Лука, 24:50-51
3) Схождение Святого Духа Деяния, 2:1-4
4) Успение Девы Марии
5) Коронация Девы Марии
Rosenkranz-[Mysterien-]Sonaten. John HOLLOWAY, violin; Davitt MORONEY, chamber organ, harpsichord; Ensemble Tragicomedia (Stephen STUBBS, lute, chitarrone; Andrew LAWRENCE-KING, double harp, regal; Erin HEADLEY, viola da gamba, lirone). Virgin 5620622 (2 CD, DDD).
Rosenkranz-[Mysterien-]Sonaten. Musica Antiqua Koln (Reinhard GOEBEL, violin; Konrad JUNGHANEL, lute; Phoebe CARRAI, cello; Andreas SPERING, harpsichord, organ.) Archiv 431656-2 (2 CD, DDD).
Rosenkranz-[Mysterien-]Sonaten. Gunar LETZBOR, violin; Lorenz DUFTSCHMID, basse viola; Wolfgang ZERER, organ; Wolfgang GLUXAM, harpsichord; Axel WOLF, lute; Michael OMAN, viola da gamba; Ulli FUSSENEGGER, contrebasse. Arcana A401 (2 CD, DDD).
Rosenkranz-[Mysterien-]Sonaten. Odile EDOUARD, violin; Alain GERVREAU, cello; Pascale BOQUET, theorbe; Angelique MAUILLON, harp; Freddy EICHELBERGER, organ. K617 617119/2 (2 CD, DDD).
Rosenkranz-[Mysterien-]Sonaten. Ensemble Les Veilleurs de Nuit (Alice PIEROT, violin; Pascal MONTEILHET, theorbe; Marianne MULLER, viola da gamba; Elisabeth GEIGER, claviorganum). ALPHA 038 (2 CD, DDD).
Rosenkranz-[Mysterien-]Sonaten. Andrew MANZE, violin; Richard EGARR, organ & harpsichord; Alison McGILLIVRAY, cello. Harmonia Mundi 907321.22 (2 CD, DDD).
Missa Salisburgensis; Sonata Sancti Polycarpi; Sonatae tam aris quam aulis servientes: Nos. 5, 12. Musica Antiqua Koln/ Reinhardt GOEBEL; Gabrieli Consort & Players/Paul McCREESH.
Archiv 457 611-2 (DDD).
Missa Bruxellensis. La Capella Reial de Catalunya, Le Concert des Nations/Jordi SAVALL. Alia Vox AV9808 (DDD).
Requiem F minor. (+Francisco VALLS (1665-1747) Missa Scala Aretina). Mieke van der SLUIS, Sandrine PIAU; Bouke LETTINGA, David CORDIER; John ELWES; Harry van der KAMP; Netherlands Bach Society Choir & Baroque Orchestra /Gustav LEONHARDT. Deutsche Harmonia Mundi 05472 77842 2 (DDD).
Requiem a 15 in A. Battalia a 10. La Capella Reial de Catalunya, Le Concert des Nations/Jordi SAVALL. Alia Vox AV9825 (DDD).
Requiem a 15 in A . (+STEFFANI Stabat mater). Marta ALMAJANO, Mieke van der SLUIS; John ELWES, Mark PADMORE; Frans HUIJTS; Harry van der KAMP; Netherlands Bach Society Choir & Baroque Orchestra / Gustav LEONHARDT. Deutsche Harmonia Mundi 05472 77344-2 (DDD).
Arminio. Barbara SCHLICK; Gotthold SCHWARZ; Gerd TURK; Xenia MEIJER; Gerd KENDA; Bernhard LANDAUER; Markus FORSTER; Hermann OSWALD; Otto RASTBICHLER; Irena TROUPOVA; Regina SCHWARZER; Florian MEHLTRETTER; Salzburg Hofmusik / Wolfgang BRUNNER. CPO 999258-2 (3 CD, DDD).
главная
от а до я
новые диски
рецензии
книжная полка
пестрые листки
ссылки
© 1999-2004     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved