главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

BRAHMS, Johannes
БРАМС, Иоганнес

1833-1897

Родился на севере Германии, в Гамбурге. Начальное музыкальное образование получил от отца, служившего городским музыкантом и владевшего многими инструментами. Крайняя нужда, в которой жила семья, заставила Иоганнеса с тринадцати лет играть на танцевальных вечерах, давать частные уроки, позже выступать в концертах. Брамс занимался композицией у известного педагога Эдуарда Марксена. Он много сочиняет в эти годы, но большую часть написанного собственноручно уничтожил впоследствии.

В 1853 году Брамс вместе с венгерским скрипачом Ременьи совершил поездку с концертами по городам Германии. Во время этой поездки состоялись его знакомства с Ф.Листом, Р.Шуманом и Кларой Шуман, со скрипачом Й.Иоахимом. Отношения с Листом впоследствии оставались более чем прохладными, а знакомство с Шуманами наложило свой отпечаток на всю последующую жизнь Брамса. Роберт Шуман, стоящий на пороге тяжелой болезни, которая через три года сведет его в могилу, приветствовал Брамса статьей с красноречивым названием "Новые пути". В ней он называет молодого композитора законченным мастером, который "в совершенстве выражает дух времени".

Будучи близок к семье Шуманов, а впоследствии (в течении четырех десятилетий) поддерживая отношения с Кларой Шуман, Брамс против воли оказывается втянут в междуусобицу двух враждующих лагерей - веймарской школы во главе с Листом и Вагнером, и лейпцигской, объединяющей последователей Мендельсона и Шумана - особенно обострившуюся на рубеже 50 - 60-х годов.

К 1860-61 годам относится начало работы над Немецким реквиемом, закончена работа на целым рядом значительных произведений, среди которых первый фортепьянный концерт op.15, струнный секстет op.18 и Вариации и фуга на тему Генделя op. 24. Последнее произведение, посвященное Кларе Шуман, стало этапным в творчестве Брамса.

В 1862 году Брамс переехал в Вену, ставшую для него второй родиной. Он успешно выступал как пианист, как руководитель хора в Певческой капелле (1863-64) и в Обществе друзей музыки (1872-75), все больше врастая в музыкальную жизнь Вены.

Начинается третий период в творчестве композитора - пора полной художественной зрелости. Открывают этот период такие значительные произведения, как Фортепьянный квинтет и Немецкий реквием, премьера которого в сокращенном варианте прошла неудачно. Но уже последующие исполнения под управлением автора в Бремене и Лейпциге делают Брамса знаменитым.

К жанру симфонии Брамс шел почти двадцать лет - эскизы Первой симфонии относятся к концу 50-х годов. Исполнение ее состоялось в конце 1876 года. Через год завершается работа над Второй симфонией. Следующие пятнадцать лет становятся наиболее продуктивными в творческой деятельности Брамса. Он создает концерты - скрипичный, второй фортепьянный, двойной (для скрипки и виолончели), третью и четвертую симфонии, множество камерных произведений (три скрипичные сонаты, фортепьянные трио, струнные квартеты, квинтеты и др.), различные вокальные произведения.

Приходит запоздалое общественное признание, в котором он так нуждался тридцать лет назад - избрание почетным гражданином Гамбурга, вручение ордена Леопольда, высшей австрийской награды, многочисленные иностранные награды и звания, широкие торжества по случаю 60-летия. При этом Брамс по-прежнему одинок и несчастен в личной жизни. Последние годы жизни композитора окрашены усталостью от жизненной борьбы, которой, возможно, и было вызвано его глубокое неприятие творчества музыкантов молодого поколения - Рихарда Штрауса и Густава Малера.

Краткий список сочинений И. Брамса

    Симфонии

    Symphonies Nos. 1-4. Academic Festival Overture, Op. 80. Alto Rhapsody, Op. 53. Schicksalslied, Op. 54. Tragic Overture, Op. 81. Variations on a Theme by Haydn, Op. 56a, "St Antoni". Gesang der Parzen, Op. 68. Nanie, Op. 82. Berlin Radio Chorus; Berlin Philharmonic Orchestra / Claudio ABBADO. Deutsche Grammophon 435 683-2 (4 CD, DDD) .

    Если вы хотите приобрести современную запись всех симфоний Брамса - этот набор будет главной рекомендацией. Замечательное исполнение, следующее в русле классических традиций. Помимо симфоний, набор включает ряд известных оркестровых и вокально-оркестровых сочинений Брамса.

    Symphonies Nos. 1-4. Berlin Philharmonic Orchestra / Herbert von KARAJAN. Deutsche Grammophon 429 644-2 (3 CD, ADD).

    Эта запись 1978 года, выпущенная на трех компакт-дисках как вторая часть "Karajan Symphony Edition", была переиздана на двух дисках в 1998 году : DG Double 453 097-2 (2 CD, ADD). Звук, к сожалению, не самого высокого качества, но размещенное на двух дисках, это собрание симфоний достойно всяческого внимания. Караян, несомненно, один из самых ярких интерпретаторов Брамса.

    Symphonies Nos. 1-4. Variations on a Theme by Haydn, “St Antoni”, Op. 56a. Academic Festival Overture, Op. 80. Scottish Chamber Orchestra / Sir Charles MACKERRAS.Telarc CD-80450 (3 CD, DDD)

    Symphonies Nos. 1-4. Variations on a Theme by Haydn, “St Antoni”, Op. 56a. Academic Festival Overture, Op. 80. Tragic Overture, Op. 81. Berlin Philharmonic Orchestra / Nikolaus HARNONCOURT. Teldec 0630-13136-2 (3 CD, DDD).

    Эти два набора предназначены тем, кому интересен новый, свежий подход к хорошо знакомым произведениям. Задавшись целью очистить исполнение этих симфоний от вековых штампов и приблизить из звучание к первозданному (заметим, что речь не идет об "аутентичном" исполнении в строгом смысле), дирижеры приходят к интересным, и во многом глубоко различающимся результатам. Каждая версия по-своему убедительна. Запись Николауса Арнонкура сделана во время выступлений в Берлине в конце 1996- начале 1997 года.

    Symphony No. 1 Op. 68 (+ SCHUMANN Symphony No. 1). Berlin Philharmonic Orchestra / Herbert von KARAJAN. Deutsche Grammophon 447 408-2 (ADD).

    Первая запись симфоний Брамса сделана Караяном для DG в 1964 году. Во многих отношениях она, возможно, интересней, чем более поздние, сделанные в конце 70-х и 80-х годах. К сожалению, набор, включающий все симфонии, в настоящее время отсутствует в каталоге DG. Этот диск, содержащий также незабываемое исполнение шумановской "Весенней" симфонии (запись начала 70-х), достоин самого пристального внимания.

    Symphonies Nos. 2, 3. Columbia Symphony Orchestra / Bruno WALTER. Sony SMK 64471 (ADD).

    Symphony No. 4 Op. 98. Warum ist das Licht gegeben, Op. 74 No. 1. Fest- und Gedenkspruche, Op. 109. Three Motets, Op. 110. Leipzig Radio Men's Chorus, Leipzig Gewandhaus Orchestra / Herbert BLOMSTEDT. Decca 455 510-2DH (DDD).

    Герберта Бломстедта уверенно можно отнести к самым тонким современным исполнителям музыки Брамса.

    Symphony No. 4 Op. 98. Vienna Philharmonic Orchestra / Carlos KLEIBER. Deutsche Grammophon 457 706-2 (DDD).

    Запись 1981 года доносит до нас одну из самых глубоких и своеобразных интерпретаций Четвертой симфонии.

    Вокальные сочинения

    Ein deutsches Requiem, Op. 45. Felicity LOTT, David WILSON-JOHNSON; London Symphony Chorus and Orchestra / Richard HICKOX. Chandos CHAN 8942 (DDD).

    Ein deutsches Requiem, Op. 45. Charlotte MARGIONO, Rodney GILFRY; Monteverdi Choir; Orchestre Revolutionnaire et Romantique / John Eliot GARDINER. Philips 432 140-2 (DDD).

    Choral Works: Gesang der Parzen, Op. 89. Nanie, Op. 82. Schicksalslied, Op. 54. Begrabnisgesang, Op. 13. Alto Rhapsody, Op. 53. Jard van NES, San Francisco Symphony Choir and Orchestra / Herbert BLOMSTEDT. Decca 430 281-2 (DDD).

    Этот замечательный диск переиздан в составе серии "Decca Double" ("два диска по цене одного"), вместе с записанными в конце 60-х годах кантатой "Ринальдо" в трепетной интерпретации молодого Клаудио Аббадо и рядом других вокальных работ. Лучшее введение в вокальную музыку Брамса:

    Choral Works: Gesang der Parzen, Op. 89. Nanie, Op. 82. Schicksalslied, Op. 54. Begrabnisgesang, Op. 13. Alto Rhapsody, Op. 53. Rinaldo, Op. 50*. 2 Motets Op.29**. 2 Motets Op.74. 3 Motets Op.110***. Jard van NES, San Francisco Symphony Choir and Orchestra / Herbert BLOMSTEDT; *James KING, Ambrosian Choir, New Philharmonia Orchestra / Claudio ABBADO; **New English Singers / Simon PRESTON. ***King's College Choir, Cambridge / Stephen CLEOBURY. Decca Double 452 582-2 (2 CD, DDD/ADD).

    Венгерские танцы

    Едва ли не самые популярные в наши дни у широкой публики произведения Брамса, написанные в оригинале для фортепьяно в 4 руки. Брамс много раз к ним возвращался, собственноручно переложив часть танцев для оркестра. Переложения для оркестра также делались Антонином Дворжаком.

    21 Hungarian Dances. Budapest Symphony Orchestra / Istvan BOGAR. Naxos 8.550110 (DDD).

    21 Hungarian Dances. Vienna Philharmonic Orchestra / Claudio ABBADO. Deutsche Grammophon 410615-2 (DDD).

    Концерты

    Concertos for Piano and Orchestra Nos. 1, 2. Seven Piano Pieces, Op. 116. Emil GILELS (piano); Berlin Philharmonic Orchestra / Eugen JOCHUM. Deutsche Grammophon 447 446-2 (2 CD, ADD).

    Записи 1972 (концерты) и 1976 годов, переизданные теперь в серии "Originals" остаются непревзойденными во многих отношениях.

    Concerto for Piano and Orchestra No. 2 (+ BEETHOVEN Sonata for Piano No. 23, Opus 57 "Appassionata"). Sviatoslav RICHTER (piano); Chicago Symphony Orchestra / Erich LEINSDORF. BMG/RCA 56518 (ADD).

    Concerto for Violin and Orchestra, Op. 77.(+ SCHUMANN Concerto for Violin and Orchestra, Op. posth.) Joshua BELL (violin); Cleveland Orchestra / Christoph von DOHNANYI. Decca 444 811-2 (DDD).

    Double Concerto Op. 102. Piano Quartet No. 3 Op. 60. Isaac STERN (violin); Jaime LAREDO (viola); Yo-Yo MA (violoncello); Emanuel AX (piano); Chicago Symphony Orchestra / Claudio ABBADO. CBS Masterworks CD42387 (DDD).

    Double Concerto Op. 102. (+ BACH Double Violin Concerto BWV1043*. MOZART Sinfonia Concertante K364/K320). Jascha HEIFETZ (violin), Gregor PIATIGORSKY (violoncello); *Erick FRIEDMAN (violin); **William PRIMROSE (viola); New Symphony Orchestra / Sir Malcolm SARGENT; *RCA Victor Symphony Orchestra / Alfred WALLENSTEIN; **RCA Orchestra / Izler SOLOMON. BMG/RCA Victor Red Seal 09026-61746-2 (переиздано RCA Victor Gold Seal GD86778, ADD).

    Замечательное исполнение, но запись среднего качества, сделанная в начале 60-х, местами выдает свой возраст.

    Камерная музыка

    String Sextets No. 1 Op.18; No.2 Op.36. The Raphael Ensemble. Hyperion CDA66276 (DDD).

    Clarinet Quintet Op.115; Piano Quintet Op. 34; String Quintet No.1 Op.88, No.2 Op.111. Herbert STAHR (clarinet), Werner HAAS (piano), Berlin Philharmonic Octet (members). Philips Duo 446 172-2 (2 CD, ADD).

    Piano Quartets No.1 Op.25, No.2 Op.26, No.3 Op. 60. Piano Trio No.4 Op. posth. Walter TRAMPLER, Beaux Arts Trio. Philips Duo 454 017-2 (2 CD, ADD)

    The Complete String Quartets. Alban Berg Quartet. EMI CDS7 54829-2 (2 CD, DDD).

    Piano Trios No.1 Op.8, No.2 Op.87, No.3 Op.101, No.4 Op. posth. Trio Fontenay. Teldec 9031 76036-2 (2 CD, DDD).

    Violin Sonatas No. 1 Op.78; No.2 Op.100; No.3 Op.108. Krysia OSOSTOWITCZ (violin), Susan TOMES (piano). Hyperion CDA66465 (DDD).

    Viola Sonatas Nos.1, 2 Op.120 (+ SCHUMANN Marchenbilder) Lars Anders TOMTER (viola), Leif Ove ANDSNES (piano). Virgin VC7 59309-2 (DDD).

    Cello Sonatas No. 1 Op.38; No.2 Op.99. Rudolf SERKIN (piano), Mstislav ROSTROPOVICH (violoncello). Deutsche Grammophon 410510-2 (DDD).

    Музыка для фортепьяно

    Piano Sonatas Nos. 1, 2. Sviatoslav RICHTER (piano). Decca 436 457-2 (DDD).

    Запись сделана в Италии, в феврале 1987 года.

    Piano Sonata No. 3, Op. 5. Capriccio, Op. 76 No. 2. Intermezzo, Op. 118 No. 6. Rhapsodies Op. 79 No. 1; Op. 119 No. 4. Murray PERAHIA (piano). Sony Classical CD47181 (DDD).

    Rhapsodies No. 1, 2 Op. 79. Three Intermezzos, Op. 117. Six Piano Pieces, Op. 118. Four Piano Pieces, Op. 119. Radu LUPU (piano). Decca 417 599-2 (ADD).


    Нельзя не упомянуть очень привлекательное предложение от фирмы Naxos: "12 дисков по цене девяти":

    Complete Piano Works. Idil BIRET(piano); Polish National Radio Symphony Orchestra Conductor / Antoni WIT. Naxos 8.501201 (12 CD, DDD).

    Эти диски (за исключением двух фортепьянных концертов) доступны также по-отдельности, и представляли бы несомненный интерес и по более высокой цене, чем запрашиваемая Naxos. Любители музыки старшего поколения могут помнить Идил Бирет по ее концертам во время неоднократных приездов в СССР в 60-х годах. Ее игра заслужила тогда признание не только широкой публики, но и высокие оценки специалистов.

    Произведения для органа

    11 Chorale Preludes, Op. 122. O Traurigkeit, O Herzeleid. Two Preludes and Fugues. Fugue. Robert PARKINS (organ). Naxos 8.550824 (DDD).

    Еще один интересный выпуск от Naxos.


Последние изменения - 27.06.2000. 

салон кухонь, кухонная мебель для кухни в Киеве

статистика
Ремонт ванной; ремонт офиса расценки качественно . Демонтажные работы. www.vtempe.ru