главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

Гендель

HANDEL, George Frideric
ГЕНДЕЛЬ, Георг Фридрих

1685-1759

Родился в немецком городе Галле 23 февраля 1685 года (21 марта того же года сравнительно неподалеку - в Эйзенахе, родился Иоганн Себастьян Бах). Рано проявившиеся музыкальные способности мальчика поначалу наталкивались на сопротивление его отца, желающего для своего сына достойной карьеры юриста. Через некоторое время отец смирился и маленький Георг начал обучение у лучшего музыканта города Фридриха Вильгельма Цахау (1663-1712), человека знающего и добросовестного. Занятия с Цахау заложили прочный фундамент для дальнейшего развития его ученика.

Весной 1703 года Гендель переезжает в Гамбург, город с богатой музыкальной жизнью, где существал оперный театр, возглавляемый молодым, но уже знаменитым Рейнгардом Кайзером (1674-1739). В Гамбурге Гендель близко знакомится также с Иоганном Маттезоном (1681-1764), который впоследствии станет крупнейшим немецким музыкальным критиком и теоретиком. Маттезон и ввел начинающего композитора в музыкальные круги города. В 1703 году они вместе совершают поездку в Любек, чтобы познакомиться с искусством Дитриха Букстехуде. В Гамбурге Гендель делает первые шаги на оперном поприще - его оперы "Альмира" и "Нерон" пользуются успехом, который, впрочем, не удается развить - Кайзер терпит финансовый крах и гамбургская опера закрывается.

В 1706 году Гендель отправляется в Италию. Во Флоренции он пишет оперу на итальянском языке, она имеет некоторый успех. Гендель стремился к большему, он едет завоевывать Венецию, оперную столицу Италии, где в многочисленных театрах шел нескончаемый поток опер, написанные крупнейшими мастерами. Этому городу, переполненному музыкой, было не до Генделя. Больше посчастливилось ему в Риме, где о нем уже слышали, и он принят в обществе, объединявшем на почве любви к прекрасному итальянскую знать, высшее духовенство и деятелей искусства, таких как, Арканджело Корелли, Алессандро Скарлатти, Бенедетто Марчело. Для концертов, проходивших во дворце кардинала Оттобони, известном как покровитель Корелли и многих других музыкантов, Гендель пишет две оратории:"La Resurrezione" ("Воскресение") и "Il Trionfo del Tempo e del Disinganno" ("Триумф Времени и Истины"). Гендель блестяще усвоил итальянский музыкальный стиль. В этих сочинениях еще нет ничего от величия и драматизма поздних ораторий, но они полны красоты, и мастерство Генделя уже проявилось вполне определенно.
Примерно на год он обосновывается в Неаполе, где его принимают на высшем уровне. Основным итогом пребывания в Неаполе стала опера "Агриппина", либретто которой было написано наполитанским вице-королём, кардиналом Гримани. Семье Гримани принадлежал театр в Венеции, где опера Генделя и была поставлена с ошеломляющим успехом, открыв карнавальный сезон 1709/10 годов. Это был триумф, от прошлого равнодушия венецианцев к Генделю не осталось и следа.
Но ему уже становится тесно в Италии. В первый свой приезд в Венецию он познакомился с принцами Ганноверским и Манчестерским. Видимо, ему ещё тогда делались какие-то предложения. По крайней мере, следующие несколько лет он будет метаться между Германией и Англией. Сначала он едет в Ганновер, но уже 24 февраля 1711 года в лондонском театре "Хеймаркет" Гендель одерживает очередную победу: с огромным успехом прошла его опера "Ринальдо". Снова Ганновер, и снова постановки в Лондоне: пастораль "Il Pastor Fido" и опера "Teseo". Гендель также сочиняет музыку на политическое событие, важное для Англии - заключение Утрехтского мира. Гендель пишет Te Deum и Jubilate. Ему очень хочется стать первейшим английским композитором. И он им уже практически стал, вызывая неудовольствие ганноверского двора, где он все ещё состоит на службе. В 1714 году неожиданно умирает королева Анна. Политика настигает Генделя: принц Ганноверский становится Георгом I, королем Англии. Но будучи большим любителем музыки, король прощает Генделю былую "измену".

Следующие произведения, созданные с учетом английских традиций в 1716-1720 годах, - Псалмы (Anthems) для солистов, хора и оркестра, маска "Ацис и Галатея" и первая редакция оратории "Эсфирь". Сам Гендель рассматривал 1720 год как окончание своего ученичества. В это время он берет на себя руководство антрепризой Королевской музыкальной академии, созданной для постановок итальянской оперы. Вряд ли Гендель подозревал, сколько сил, душевных и физических, отнимет у него это предприятие. В последующие годы (примерно до 1728) Гендель создает по одной-две оперы в год. Многие из них пользуются успехом. К подлинным шедеврам принадлежат "Юлий Цезарь" (Giulio Cesare, 1724), Тамерлан ("Tamerlano", 1724), Роделинда ("Rodelinda", 1725). Тем не менее деятельность Генделя непрерывно подвергается нападкам. С одной стороны его теснят поклонники "истинно итальянской" оперы, приверженцы Джованни Бонончини, с другой - борцы за "национальное" искусство, среди которых был, к примеру, язвительный Джонатан Свифт. Постановка сатирической "Оперы нищих" ("Beggar's Opera", текст Джона Гея, музыка Дж. Пепуша) нанесла тяжелый удар его деятельности. Как пишет Р.Роллан:"Ее громадный успех принял характер национальной манифестации. Это была реакция народного здравого смысла на пышную наивность итальянской оперы." Направление удара явно - во втором действии шайка воров шествует под музыку марша крестоносцев из генделевского "Ринальдо"...

Антреприза, возглавляемая Генделем, пришла в упадок и прекратила деятельность. Однако композитор и не думал сдаваться. Он отправляется в Италию за новыми впечатлениями и новыми певцами и по возвращении продолжает писать и ставить оперы. Шедевром этого периода стал "Орландо" (1733). Одновременно Гендель заново редактирует "Эсфирь" и создает новые произведения на библейскую тематику в английском стиле: "Дебора", "Аталия".
Он снова оказывается втянут недоброжелателями в состязание с итальянцами. На сей раз это Николо Порпора, соперник вполне достойный. Гендель находит блестящий выход, позволивший завоевать интерес слушателей: он вводит в свои произведения элементы французской оперы-балета. Так появляются прекрасные "Ариодант" и "Альцина" (обе - 1735).
Напряжение всех этих лет не прошло даром, весной 1737 года здоровье композитора пошатнулось. Генделя разбил паралич, отказала правая рука. Полгода длилась борьба с недугом, лечение на водах. Уже к осени Гендель принялся за работу, зимой он начинает "Ксеркса" ("Serse"), чей комедийный стиль в который раз демонстрирует неистощимость подлинного гения.
Упорную борьбу на оперном поприще Гендель будет вести до 1741 года, когда была создана последняя из его опер - "Деидамия" ("Deidamia"), но со второй половины 30-х годов все большее внимание он уделяет жанру оратории.

Летом 1738 года он пишет "Саула", осенью - "Израиль в Египте". Ни первое произведение - бурная эпическая драма, ни второе - хоровая эпопея, не нашли понимания у публики. Больший успех имела лирическая оратория "L'Allegro, il Pensieroso ed il Moderato" (1740; буквальный перевод итальянского названия, начисто лишенный изящества оригинала, может выглядеть как "Радостный, задумчивый и умеренный" - речь идет о различных человеческих темпераментах).

Положение Генделя в который раз пошатнулось после того, как он восстановил против себя аристократические круги Лондона. Что явилось конкретным поводом - история умалчивает, но независимый нрав Генделя давал предостаточно причин для неудовольствия знати. Начался бойкот его концертов, нападки в прессе. В поисках поддержки композитор принимает приглашение королевского наместника в Ирландии выступить с концертами в Дублине. Знаком глубокой признательности за теплый прием, оказанный ему в Ирландии, стало в апреле 1742 году первое исполнение оратории "Мессия", незадолго до этого написанной на либретто Чарльза Дженненса по библейским текстам. Успех этого произведения, ставшего впоследствии наиболее известной из генделевских ораторий, был значительным.

Полный новых сил, Гендель возвращается в Лондон, где в феврале 1743 года впервые звучит его героическая оратория "Самсон" - гимн самопожертвованию (герой оратории, ослепленный Самсон, сокрушая врагов гибнет и сам). Трудно представить произведение более далекое по духу от "Самсона", чем следующая оратория, "Семела", написанная на вполне оперный сюжет из античных времен. 27 ноября 1743 года прозвучал монументальный Te Deum, посвященный победе над французами в битве при Деттингене, одержанной герцогом Кумберлендским, а 1744 год ознаменовался двумя значительнейшими, хотя и поразительно различными по тематике и кругу образов, произведениями - "Геракл" в духе античной трагедии и величественный "Валтасар" ("Belsazar") на библейский сюжет.

Между тем над почти шестидесятилетним композитором опять сгустились тучи. В который уже раз он оказался на пороге разорения. Травля усиливалась. По свидетельству современника, в свете стало модным ходить в итальянскую оперу в те дни, когда Гендель дирижировал своими ораториями. Исторические события 1745 года помогли ему устоять. Пытаясь восстановить власть Стюартов, претендент на королевский престол Карл-Эдуард высадился в Шотландии и во главе войска двинулся к столице. Патриотическое движение охватило Лондон, Гендель не остался в стороне. Он пишет "Гимн для лондонских добровольцев", а чуть позже - "Ораторию на случай" ("Occasional Oratorio"), в которой призывает на борьбу с противником. Одержанной победе Гендель посвятил написанную летом 1746 года ораторию "Иуда Маккавей" ("Judas Maccabaeus"). Как пишет Р.Роллан в своей книге, посвященной композитору, "эти две патриотические оратории, где сердце Генделя забилось в унисон с сердцем Англии, содействовали удаче Генделя более, чем все остальные его работы. После тридцатипятилетней упорной борьбы он наконец навсегда одержал победу."

Гендель, окруженный всеобщим признанием, создает один за другим подлинные шедевры в жанре оратории, не меньше прежних удивляющие своим разнообразием: "Соломон", "Сусанна", "Теодора", "Иевфай". Последнюю из них он пишет долго, с большими перерывами. Здоровье, подорванное напряжением предыдущих десятилетий, сдало, резко ухудшилось зрение. В январе 1753 года он совсем ослеп. Роллан пишет: "Вместе со зрением он потерял лучший источник своего вдохновения. Этот человек, не бывший ни интеллектуалом, ни мистиком, этот человек, любивший свет, природу, прекрасные картины, внешний вид вещей, живший глазами более, чем большинство немецких музыкантов, - теперь погружен в ночь." Последующие годы пройдут в борьбе с болезнью. Гендель находит в себе силы переделывать некоторые прежние сочинения и изредка принимать участие в исполнении своих ораторий, играя на органе.
Смерть Генделя в 1759 году англичане восприняли как общенациональную потерю.

Рекомендуемые записи Г. Ф. Генделя на компакт-дисках


Последние изменения - 18.06.2001. 

© 1999-2005     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved

статистика