|
LULLY, Jean Baptiste
Люлли (Lully), Жан-Батист, собств. Джованни Баттиста Лулли (Lulli) (28.11.1632, Флоренция, - 22.3.1687, Париж). Французский композитор итальянского происхождения. Родился в семье мельника. В 1646 Роже де Лоррен, шевалье де Гиз (Guise) взял Л. с собой в Париж и определил его на службу к своей племяннице, мадемуазель де Монпансье (Montpensier). При ее дворе в Тюильри Л. познакомился с лучшими достижениями французской музыки; при этом, несмотря на нелюбовь своей покровительницы (активной участницы Фронды) к кардиналу Мазарини, Л. не остался чужд и итальянскому влиянию. После поражения Фронды (1653) де Монпансье была выслана из Парижа, и Л. был назначен "композитором инструментальной музыки" (compositeur de la musique instrumentale) при дворе юного Людовика XIV. С 1655 слава Л. как танцора, актера и композитора стремительно росла; дополнительное признание ему принесли успехи в качестве руководителя малого королевского оркестра (la petite bande). В 1661 Л. стал придворным музыкальным суперинтендантом и композитором камерной музыки (surintendant de la musique et compositeur de la musique de la chambre), а в 1662 - магистром музыки королевской семьи (maitre de la musique de la famille royale). К тому времени Л. уже принял французское подданство; в июле 1662 он женился на дочери композитора М. Ламбера.
Вскоре появились первые комедии-балеты Л., созданные в сотрудничестве с Мольером. Вершиной жанра явилась комедия "Мещанин во дворянстве" (1670). Затем Л. сосредоточился на оперном жанре; этому способствовало вмешательство короля, который передал Л. патент на Королевскую академию музыки, пожалованный несколькими годами раньше Перрену и Камберу. Вместе со своим постоянным либреттистом Кино Л. разработал новый, чисто французский тип оперы - т. н. лирическую трагедию. Между 1673 и 1686 Л. сочинил 13 произведений этого жанра, из них 11 на либретто Кино.
Все это время Л. продолжал пользоваться поддержкой короля (последний выражал лишь сдержанное недовольство открыто гомосексуальным поведением Л.); что касается большинства музыкантов, то они дружно ненавидели Л. за его высокомерный и самоуверенный нрав. В 1681 Людовик XIV пожаловал Л. звание королевского секретаря (secretaire du Roy). После женитьбы короля на г-же де Ментенон (1683) в придворной жизни утвердился более сдержанный и умеренный стиль; в творчестве Л. этого периода на первый план вышла музыка для церкви. В январе 1687, дирижируя своим Те Deum, Л. повредил себе ногу жезлом для отбивания такта. Спустя неполных 3 месяца он умер от гангрены, оставив неоконченной лирическую трагедию "Ахилл и Поликсена" (Achille et Polyxene).
Музыка Л. принадлежит к самым характерным порождениям блестящего века Людовика XIV. Все его произведения создавались ради того, чтобы удовлетворить пристрастия и политические интересы короля. Его придворные балеты (1653-63) и комедии-балеты (1663-72) служили для развлечения короля, который нередко сам танцевал в них. В лирических трагедиях Л. выведены царственные персонажи, вовлеченные в классический конфликт между славой (la Gloire) и любовью (l'Amour); по меньшей мере 4 из этих трагедий написаны на сюжеты, предложенные королем. Тщеславию Людовика XIV, несомненно, льстили прологи к трагедиям Л. - масштабные сцены с хорами, инструментальной музыкой и танцами, не имеющие прямого отношения к сюжету и посвященные аллегорическому восхвалению короля. В оперной музыке Л. - прежде всего в увертюрах (от Л. ведет свое начало т. н. французская увертюра), речитативах и хорах - господствует возвышенное, торжественное настроение. Судя по многим ариям из опер Л., стремление угодить галантным придворным вкусам занимало его не меньше, чем логика сценического действия. Утвердившийся в творчестве Л. версальский "большой мотет" предназначался для восхваления Короля-солнца в той же мере, что и для прославления Царя небесного.
Основные произведения Ж.-Б. Люлли
Театр. муз.: "Кадм и Гермиона" (Cadmus et Hermione, 1673); "Тесей" (Thesee, 1675); "Альцеста" (Alceste, 1674); "Атис" (Atys, 1676); "Исида" (Isis, 1677); "Персей" (Persee, 1682); "Фаэтон" (Phaeton, 1683); "Амадис" (Amadis, 1684); "Роланд" (Roland, 1685); "Армида" (Armide, 1686); 3 др. лирические трагедии; 36 балетов (в т. ч. в соавторстве с др. композиторами); 14 комедий-балетов, в т. ч. "Любовь-целительница" (L'amour medecin, 1665), "Блистательные любовники" (Les amants magnifiques, 1670), "Мещанин во дворянстве" (Le bourgeois gentilhomme, 1670).
Музыкальный словарь Гроува
Acis et Galatee. Jean-Paul FOUCHECOURT; Veronique GENS; Monique SIMON; Jean-Louis MEUNIER; Howard CROOK; Francoise MASSET; Rodrigo del POZO; Mireille DELUNSCH; Laurent NAOURI; Thierry FELIX. Les Musiciens du Louvre/Marc MINKOWSKI. Archiv 453497-2 (2 CD, DDD).
Atys. Bernard DELETRE; Monique ZANETTI; Jean-Paul FOUCHECOURT; Gilles RAGON; Arlette STEYER; Agnes MELLON; Guy de MEY; Guillemette LAURENS; Francoise SEMELLAZ; Jacques BONA; Noemi RIME; Jean-Francois GARDEIL; Michel LAPLENIE; Stephan MACIEJEWSKI; Isabelle DESROCHERS; Veronique GENS. Les Arts Florissants/ William CHRISTIE. Harmonia Mundi France HMC 901257/59 (3 CD, DDD).
Выдающаяся запись. Пожалуй, это вообще одна из лучших записей старинной оперы, когда-либо сделанных.
Atys (excerpts). Gui de MEY, Guillemette LAURENS, Agnes MELLON, Jean-Francois GARDEIL. Les Arts Florissants/ William CHRISTIE. Harmonia Mundi France HMT 7901249 (DDD).
Persee. Paul AGNEW; Anna Maria PANZARELLA, Salome HALLER; Jerome CORREAS; others. Les Talens Lyriques; Maitrise de Centre de Musique Baroque de Versailles /Christophe ROUSSET. Naive-Astree E8874 (3CD, DDD).
Phaeton. Howard CROOK; Rachel YAKAR; Jennifer SMITH; Veronique GENS; Gerard THERVEL; Jean-Paul FOUCHECOURT; Philippe HUTTENLOCHER; Laurent NAOURI; Virginie POCHON; Jerome VARNIER; Florence COUDERC; Sagittarius Vocal Ensemble; Les Musiciens du Louvre / Marc MINKOWSKI. Erato 4509-91737-2 (2 CD, DDD).
Armide. Guillemette LAURENS; Howard CROOK; Veronique GENS; Noemi RIME; Bernard DELETRE; Gilles RAGON; John HANCOCK; Luc COADOU. Collegium Vocale; La Chapelle Royale Chorus and Orchestra/ Philippe HERREWEGHE. Harmonia Mundi France 901456.57 (2 CD, DDD).
Нет, наверно, лучшего способа начать знакомство с творчеством Люлли, чем эта, по словам современника композитора, "пьеса наивысшей красоты, где красота растет от действия к действию". Исполнение на таком же высоком уровне, как и в случае "Атиса".
Lully-Moliere: Les Comedies-Ballets (excepts). Isabelle POULENARD; Agnes MELLON; Gilles RAGON; Michel VERSCHAEVE; Bernard DELETRE; Michel LAPLENIE; Philippe CANTOR. Les Musiciens du Louvre/Marc MINKOWSKI. Erato 2292-45286-2 (DDD).
Les Divertissements de Versailles: Scenes from Psyche, L'Amour Medecin, Georges Dandin, Armide, Isis, Roland, Ballets des Muses, Les Plaisirs de L'ile Enchantee. Sophie DANEMAN, Rinat SHAHAM, Emmanuelle HALIMI, Isabelle OBADIA, Paul AGNEW, Cyril AUVITY, Laurent SLAARS, Boris GRAPPE, Olivier LALLOUETTE, Francois BAZOLA. Les Arts Florissants /William CHRISTIE. Erato 0927 446552 (DDD).
Духовная музыка
Grands Motets. Donna BROWN; Guillemette LAURENS; Henri LEDROIT; Howard CROOK; Herve LAMY; Ulrich STUDER; Peter KOOY. La Chapelle Royale / Philippe HERREWEGHE. Harmonia Mundi France HMC 901167 (ADD).
Grands Motets Vol.1. Te Deum; Miserere; Plaude laetare Gallia. Le Concert Spirituel/ Herve NIQUET. Naxos 8.554397 (DDD).
Grands Motets Vol.2. Quare fremuerunt; O Lachrymae; Dies irae; De profundis. Le Concert Spirituel/Herve NIQUET. Naxos 8.554398 (DDD).
Grands Motets Vol.3. Benedictus; Notus in Judaea Deus. Le Concert Spirituel / Herve NIQUET. Naxos 8.554399 (DDD).
Petit Motets. Monique ZANETTI; Arlette STEYER; Marie BOYER; Gerard LESNE; Jean-Paul FOUCHECOURT; FAUCHE Francois; Les Arts Florissants / William CHRISTIE. Harmonia Mundi France HMC 901274 (DDD).
Инструментальная музыка
L'Orchestre du Roi Soleil: Suite Le Bourgeois gentilhomme (1670). Alceste ou le triomphe d'Alcide (1674). Suite Le Divertissement Royal (1664-1670). Le Concert des Nations/Jordi SAVALL. Alia Vox AV9807 (DDD).
Больше часа пышной музыки Короля-Солнца, да еще сыгранной с такой ошеломляющей красотой - это, пожалуй, немного чересчур для современного уха. От этого фейерверка звуков вскоре устаешь. Несомненно, однако, что к этому диску захочется вернуться вновь и вновь.
Последние изменения - 12.04.2003.
ЛЮЛЛИ, Жан Батист
1632-1687
Духовная муз.: 13 "больших мотетов" (grands motets), в т. ч. Miserere (1664); Те Deum (1677); De profundis (1683); 14 "малых мотетов" (petits motets).
Инстр. муз.: танцы, увертюры ("симфонии"), арии.
© Издательство «Практика», 2001
Театральная музыка
главная
от а до я
новые диски
рецензии
книжная полка
пестрые листки
ссылки