главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

Mahler

MAHLER, Gustav
МАЛЕР, Густав

1860-1911

Малер (Mahler), Густав (7.7.1860, Калишт, ныне Калиште, близ Иглау, ныне Йиглава, 18.5.1911, Вена). Австрийский композитор и дирижер. Начал учиться игре на фп. и теории в Иглау, куда семья М. переехала вскоре после его рождения. В 1875-78 занимался в консерватории венского Общества друзей музыки, где среди его педагогов были Юлиус Эпштейн (фп.), Р. Фукс (гармония), Франц Кренн (композиция). В 1878-80 посещал лекции на философском факультете Венского университета и работал над кантатой "Жалобная песнь"; ее музыкальный язык, хотя и отмеченный влиянием опер Вебера и Вагнера, уже несет на себе печать малеровской индивидуальности.

В 1880-83 М. работал оперным дирижером в Бад-Халле, Лейбахе (ныне Любляна) и Ольмюце (ныне Оломоуц), а в 1883-85 - вторым дирижером оперного театра в Касселе. Кассельские годы были отмечены трениями с руководством театра и несчастной любовью к одной из певиц. Любовная драма М. нашла свое отражение в его первом шедевре - вокальном цикле "Песни странствующего подмастерья", на материале которого несколько лет спустя была создана 1-я симфония.

В начале 1885 М. был назначен вторым дирижером Городского театра в Лейпциге. Через несколько месяцев он ушел из кассельского театра и до вступления в новую должность (июль 1886) работал в пражском Немецком театре, где дирижировал операми Глюка, Моцарта, Бетховена и Вагнера. В Лейпциге репертуар М. поначалу ограничивался менее серьезными произведениями, однако в январе 1887 он, заменив заболевшего Никиша, принял на себя руководство исполнением "Кольца нибелунга". Вскоре М. завершил неоконченную комическую оперу Вебера "Три Пинто"; ее премьера (1888) была восторженно встречена публикой и критикой и сделала М. знаменитым. Тогда же М. подружился с семьей внука Вебера, благодаря которой открыл для себя сборник "Волшебный рог мальчика"; почти все вокальные произведения, созданные им до начала 1900-х, написаны на стихи из этого сборника.

В мае 1888 М. из-за разногласий с коллегами покинул лейпцигский театр. Спустя несколько месяцев его по аналогичной причине отстранили от работы в Праге, куда он был приглашен ставить "Три Пинто" и оперу Корнелиуса "Багдадский цирюльник". Вскоре М. получил назначение на более почетную должность музыкального директора будапештской Королевской оперы. Под руководством М. этот театр вступил в полосу художественных и финансовых успехов. Поскольку М. тяготился зависимостью от интенданта (административного директора) графа Зичи, он в 1891 в очередной раз сменил место работы, став первым дирижером Городского театра в Гамбурге. Гамбургский период жизни М. продлился до 1897. Немотря на большую нагрузку и частые конфликты с интендантом театра Бернгардом Поллини (Pollini), M. находил время и силы для сочинения музыки; во время летних каникул в Зальцкаммергуте он завершил 2-ю и 3-ю симфонии. В конце 1895 премьера 2-й симфонии с успехом прошла в Берлине. Имя М. - теперь уже не только дирижера, но и композитора, - приобрело европейскую известность; перед ним открылась перспектива возглавить венскую Придворную оперу. Единственным препятствием оставалось еврейское происхождение М. Весной 1897 он принял католичество и несколько месяцев спустя был назначен капельмейстером этого погрязшего в рутине и интригах, но тем не менее самого блестящего театра Австро-Венгрии.

Десятилетие работы М. в Вене стало эпохой расцвета Придворной оперы. За это время М. дирижировал 63 различными операми (чаще других - "Свадьбой Фигаро" Моцарта). Особенно плодотворными оказались годы с 1903 по 1907, когда в постановках опер под руководством М. участвовал художник-сценограф Альфред Роллер (Roller). В 1901 М. выстроил себе виллу в Майернигге (Каринтия) и каждое лето проводил на ней, сочиняя музыку. В 1902 он женился на Альме Шиндлер (Schindler, 1879- 1964), дочери венского художника и скульптора Эмиля Якоба Шиндлера. Этот союз не был безоблачным (в 1910 напряженность в семейных отношениях побудила М. даже обратиться за консультацией к 3. Фрейду); тем не менее обретенная стабильность благотворно сказалась на его творчестве. В Майернигге были написаны симфонии с 5-й по 8-ю и вокальный цикл "Песни об умерших детях" на стихи немецкого романтика Фридриха Рюккерта (1904). Этим произведением М. словно предугадал трагическое событие собственной жизни: в 1907 его старшая дочь умерла от скарлатины. Тогда же у М. была диагностирована тяжелая болезнь сердца.

В Вене М. был окружен молодыми композиторами "радикального" направления - такими, как Цемлински, Шёнберг, Берг, Веберн. Он всячески поощрял и поддерживал их творчество. Что касается стремления М. сделать собственную музыку достоянием широкой публики, то оно вызывало активное противодействие части венской музыкальной элиты. Антисемитская пресса вела против М. яростную кампанию, которая в конечном счете вынудила его уйти из Придворной оперы. В 1907 он был назначен дирижером нью-йоркского театра Метрополитен-опера (дебютировал в начале 1908 спектаклем "Тристан и Изольда"), а в 1909 - Нью-Йоркского ФО. В Нью-Йорке М. провел свои последние зимы. На летние месяцы он возвращался в Европу, где выступал как дирижер и писал музыку. В 1909 М. завершил вокальную симфонию на стихи средневековых китайских поэтов; он не решился присвоить ей порядковый номер девять (оказавшийся роковым для Бетховена и Брукнера) и назвал ее "Песнь о земле". Впрочем, вскоре он написал чисто инструментальную 9-ю симфонию и начал работать над 10-й, но успел завершить только ее 1-ю часть. "Песнь о земле" и 9-я симфония впервые прозвучали вскоре после смерти М. п/у Б. Вальтера.

Самые значительные достижения М.-дирижера были связаны с оперным театром; между тем творческие интересы М.-композитора ограничивались жанрами симфонии, песни и вокального цикла. Уже в ранней "Жалобной песни" обнаруживаются такие характерные приемы зрелого стиля М., как сближение трагических и жанрово-бытовых моментов, широкое использование народнопесенного тематизма, трактовка тонального плана как одного из важнейших элементов музыкально-драматургической "фабулы" произведения. Этот последний прием использован и в цикле "Песни странствующего подмастерья", тональный план которого отражает эволюцию душевного состояния героя от горестных размышлений, через умиротворенное единение с природой, к отчаянию и трагической отрешенности. Для большинства симфоний М. характерен "открытый" тональный план, когда произведение завершается не в той тональности, в которой оно начиналось; тем самым подчеркивается преобладание повествовательного начала над конструктивным, предполагающим внутреннюю цельность формы.

В 1890-х М. находился под сильным влиянием "Волшебного рога мальчика". Трогательные, иногда иронично-наивные стихи этого сборника вдохновили его на ряд песен для голоса или двух голосов с оркестром. Вокальные части на тексты из "Волшебного рога" фигурируют во 2, 3 и 4-й симфониях, проясняя концепцию каждой симфонии и "досказывая" то, что композитор не считал возможным выразить средствами чисто инструментальной музыки. В первых 4 симфониях М. важную роль играет элемент юмора, пародии, гротеска; многие их темы наделены нарочито инфантильным обликом. Если 1-я и 4-я симфонии построены по традиционной четырехчастной схеме, то 2-я симфония пятичастна (между скерцо и хоровым финалом в ней помещена песня "Изначальный свет" [Urlicht] из "Волшебного рога"), а 3-я шестичастна. Стилистическая и жанровая пестрота первых частей симфоний "снимается" в финалах, наделенных значительным философским смыслом (Пауль Беккер, имея в виду эту особенность симфонических циклов М., назвал их "симфониями финала" - в противоположность симфониям венских классиков, где центр тяжести обычно приходится на первую часть).

5, 6 и 7-я симфонии М. чисто инструментальны. В пятичастной 5-й симфонии подчеркнуто героическое начало; она открывается траурным маршем и завершается торжественным апофеозом. Adagietto этой симфонии, играющее роль лирического интермеццо перед финалом, часто исполняется как отдельная концертная пьеса. Четырехчастная 6-я симфония глубоко трагична; кульминация ее финала выразительно рисует гибель подразумеваемого "героя". В пятичастной 7-й симфонии наиболее интересны 3 средние части, образный строй которых ассоциируется с ночью и тьмой; насыщенная конфликтами первая часть симфонии несколько тяжеловесна, а оптимизм непомерно растянутого финала оборачивается помпезностью.

Самая монументальная из всех симфоний М. - 8-я, предназначенная для большого ансамбля солистов-певцов, 3 хоров и огромного оркестра. Ее первая часть, католический духовный гимн Veni Creator Spiritus ("Приди, Дух животворящий"), служит развернутым вступлением ко второй, главной части, где использован текст последней сцены "Фауста" Гёте. В этой части объединены жан-ровые признаки кантаты, оратории, вокального цикла, симфонии с хором в духе Листа и инструментальной симфонии классического типа. После 8-й симфонии, обращенной к большим массам слушателей, М. создал одно из своих самых интимных произведений - "Песнь о земле". В ней также сочетаются признаки разных жанров - вокального цикла (в 6 частях "Песни о земле" солируют попеременно тенор и контральто [или баритон]) и "симфонии финала". Проявившаяся в "Песни о земле" тенденция к разреженному оркестровому письму с частыми соло деревянных духовых обусловлена интересом позднего М. к Баху. В последней части цикла, "Прощание", господствует настроение покорности и смирения, оно же определяет пафос медленного финала четырехчастной 9-й симфонии. По распространенному мнению, последняя наряду с 6-й является самой многозначной и содержательной из всех оркестровых драм М.

Творчество М. - связующее звено между романтизмом и экспрессионизмом. Внушительные масштабы симфоний М., грандиозный размах их кульминаций, характерный венский жанровый облик многих малеровских тем - все это давало основание считать М. наследником Брукнера. С другой стороны, пристрастие М. к экзальтированно-изломанным мелодическим линиям, тонально неопределенным последованиям альтерированных гармоний, наложениям разнородных слоев фактуры, чрезвычайно густому контрапункту, напряженным тембрам инструментов, играющих в крайне высоких регистрах, существенно повлияло на Шёнберга и Берга. Различные аспекты творчества М. были восприняты и др. крупными композиторами XX в., в т. ч. Шостаковичем, Бриттеном, Шнитке.

Основные произведения Густава Малера

Симфонии: № 1 ("Титан", 1888, 2-я ред. 1896); № 2 ("Воскресение") с сопр., к.-а. и хором, сл. из "Волшебного рога мальчика" и Клопштока (1894, 2-я ред. 1903); № 3 с к.-а, смешанным и дет. хорами, сл. Ницше и из "Волшебного рога мальчика" (1896, 2-я ред. 1906); № 4 с сопр., сл. из "Волшебного рога мальчика" (1900, 2-я ред. 1910); № 5 (1902); № 6 ("Трагическая", 1904, 2-я ред. 1906); № 7 (1905); № 8 ("Симфония тысячи участников") с 8 вок. солистами, 2 смешанными и дет. хорами (1906); № 9 (1909); № 10 Fis (1910, неоконч.).

Песни и вок. циклы: 3 песни, тен. и фп. (1880); "Жалобная песнь" (Das klagende Lied), солисты, хор, орк., сл. М. (1880, 2-я ред. 1899); 15 песен, гол. и фп., сл. разных поэтов (1880-90); "Песни странствующего подмастерья" ([4] Lieder eines fahrenden Gesellen), гол. и фп. или орк., сл. М (1885); 12 песен из "Волшебного рога мальчика", 1 или 2 гол. с фп. или орк (1892-98); 5 песен, гол. и фп. или орк., сл. Рюккерта (1901-02), "Песни об умерших детях" ([5] Kindertotenlieder), гол. и орк., сл его же (1904); "Песнь о земле" (Das Lied von der Erde), тен., к.-а (или бар.) и орк., сл. ср.-век. кит. поэтов, пер. Бетге (1909).

Др. произв.: Фп. квартет, неоконч. (1876[?]-78); "Рюбецаль" (Rubezahl), опера (1879[?]-83, утеряна); Blumine, орк. пьеса, входила в 1-ю ред. 1-й симфонии.

Орк. ред. и обр. произв. др. композиторов.

Музыкальный словарь Гроува
© Издательство «Практика», 2001


    Симфонии

    Symphony No. 1. Lieder eines fahrenden Gesselen. Dietrich FISCHER-DIESKAU; Bavarian Radio Symphony Orchestra / Rafael Kubelik. Deutsche Grammophon 449735-2 (ADD).

    Symphony No. 1 & 2*. Lieder eines fahrenden Gesellen. *Emilia CUNDARI, *Maureen FORRESTER, *Westminster Choir; *New York Philharmonic Orchestra; Mildred MILLER, Columbia Symphony Orchestra/Bruno WALTER. Sony SM2K 64447 (2 CD, ADD).

    Symphony No. 2, 'Resurrection'. Heather HARPER, Janet BAKER; Bavarian Radio Symphony Orchestra /Otto KLEMPERER. EMI Classics 566867-2 (ADD).

    Symphony No. 2, 'Resurrection'. Arleen AUGER, Janet BAKER; City of Birmingham Symphony Chorus and Orchestra / Simon RATTLE. EMI Classics 747962-8 (2 CD, DDD).

    Symphony No. 2, 'Resurrection'. Elisabeth SCHWARZKOPF; Hilde ROSSL-MAJDAN; Philharmonia Orchestra; Philharmonia Chorus/Otto KLEMPERER. EMI Great Recordings of the Century 567235-2 (ADD).

    Symphony No. 3. Norma PROCTER, Ambrosian Singers; London Symphony Orchestra; Wandsworth School Boys' Choir/Jascha HORENSTEIN. Unicorn-Kanchana UKCD2006/7 (ADD).

    Symphony No. 3*. Kindertotenlieder. Three Ruckert-Lieder. *Martha LIPTON, Jennie TOUREL, Schola Cantorum Choir, Boys' Choir of Church of Transfiguration; New York Philharmonic Orchestra / Leonard BERNSTEIN. Sony SM2K 47576 (2 CD, ADD).

    Symphony No. 4. Margaret PRICE; London Philharmonic Orchestra/Jascha HORENSTEIN. EMI Classics for Pleasure 5748822 (ADD).

    Symphony No. 4. Lieder eines fahrenden Gesellen*. Judith RASKIN, Cleveland Orchestra/ George SZELL; *Frederica von STADE, London Philharmonic Orchestra/ Andrew DAVIS. Sony SBK 46335 (ADD).

    Symphony No. 5. New Philharmonia Orchestra / Sir John BARBIROLLI. EMI Great Recordings of the Century 566962-2 (ADD).

    Symphony No. 5. Vienna Philharmonic Orchestra / Leonard BERNSTEIN. Deutsche Grammophon 423 608-2 (DDD).

    Symphony No. 6. Vienna Philharmonic Orchestra / Pierre BOULEZ. Deutsche Grammophon 445835-2 (DDD).

    Symphony No 6. (+ R.STRAUSS Ein Heldenleben, Op. 40). London Symphony Orchestra; New Philharmonia Orchestra/John BARBIROLLI. EMI 569349-2 (2 CD, ADD).

    Symphony No. 7. City of Birmingham Symphony Orchestra / Simon RATTLE. EMI Classics 754344-2 (DDD).

    Symphony No. 7. Chicago Symphony Orchestra / Claudio ABBADO. Deutsche Grammophon 445 513-2 (DDD).

    Symphony No. 7. New York Philharmonic Orchestra /Leonard BERNSTEIN. Deutsche Grammophon 419 211-2 (DDD).

    Symphony No 7. New York Philharmonic Orchestra/Leonard Bernstein. Sony Classical SMK60564 (ADD).

    Symphony No. 8. Heather HARPER, Lucia POPP, Arleen AUGER, Yvonne MINTON, Helen WATTS, Rene KOLLO, John SHIRLEY-QUIRK, Martti TALVELA; Vienna State Opera Chorus; Vienna Singverein; Chicago Symphony Orchestra; Vienna Boys Choir / Sir Georg SOLTI. Decca Legends 460 972-2 (ADD).

    Symphony No. 8. Elizabeth CONNELL, Edith WIENS, Felicity LOTT, Trudeliese SCHMIDT, Nadine DENIZE, Richard VERSALLE, Jorma HYNNINEN, Hans SOTIN; London Philharmonic Choir and Orchestra; Tiffin Boys' School Choir / Klaus TENNSTEDT. EMI Classics 5756612 (2 CD, DDD).

    Symphony No 9. Berlin Philharmonic Orchestra/John BARBIROLLI. EMI Great Recordings of the Century 567925-2 (ADD).

    Symphony No. 9. Kindertotenlieder. Five Ruckert-Lieder. Christa LUDWIG (mez); Berlin Philharmonic Orchestra / Herbert von KARAJAN. Deutsche Grammophon 453040-2 (2 CD, ADD).

    Symphony No 9. Columbia Symphony Orchestra / Bruno WALTER. Sony SM2K 64452 (2 CD, ADD).

    Symphony No 9. Das Lied von der Erde. Janet BAKER, James KING; Amsterdam Concertgebouw Orchestra / Bernard HAITINK. Philips 462 299-2 (2 CD, ADD).

    Symphony No. 10 (ed. Cooke). Berlin Philharmonic Orchestra / Sir Simon RATTLE. EMI 556972-2 (DDD).

    Песни и вокальные циклы

    Das klagende Lied. Helena DOSE, Alfreda HODGSON, Robert TEAR, Sean RAE; City of Birmingham Symphony Orchestra/ Simon RATTLE. EMI 566406-2 (DDD).

    Das Lied von der Erde. Christa LUDWIG, Fritz WUNDERLICH; Philharmonia Orchestra; New Philharmonia Orchestra / Otto KLEMPERER. EMI Great Recordings of the Century 566892-2 (ADD).

    Lieder eines fahrenden Gesellen. Kindertotenlieder*. 5 Gesange aus "Des Knaben Wunderhorn". 5 Ruckertlieder**. Dietrich FISCHER-DIESKAU, baritone; Philharmonia Orchestra / Wilhelm FURTWANGLER; *Berlin Philharmonic Orchestra / Rudolf KEMPE; **Daniel BARENBOIM, piano. EMI Great Recordings of the Century 567556-2 (ADD).

    Des Knaben Wunderhorn. Elisabeth SCHWARZKOPF, Dietrich FISCHER-DIESKAU; London Symphony Orchestra/George SZELL. EMI Great Recordings of the Century 567236-2 (ADD).

    Das Lied von der Erde. Lieder eines fahrenden Gesselen*. Kindertotenlieder*. Lieder aus "Des Knaben Wunderhorn"**. Janet BAKER, James KING; *Hermann PREY, **Jessye Norman, **John SHIRLEY-QUIRK; Amsterdam Concertgebouw Orchestra / Bernard HAITINK. Philips 454 014-2 (2 CD, ADD).

    Das Lied von der Erde. Janet BAKER, James KING; Amsterdam Concertgebouw Orchestra / Bernard HAITINK. Eloquence 468 182-2 (ADD).

    Das Lied von der Erde (Arr. Schoenberg/Riehm). Birgit REMMERT, Hans-Peter BLOCHWITZ; Ensemble Musique Oblique/Philippe HERREWEGHE. Harmonia Mundi HMC 901447 (DDD).

Последние изменения - 13.02.2004. 


главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

© 1999-2004     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved

статистика
Остров себу; предложения оператора филиппины . Что посетить на филиппинах. Далее