главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

PERGOLESI, Giovanni Battista
ПЕРГОЛЕЗИ, Джованни Батиста

(1710-1736)

Итальянский композитор. Учился в Неаполе (у Дуранте, Л. Винчи и др.), одновременно работая скрипачом в оркестре. В 1731 было поставлено первое сценическое произведение П. (в жанре священной драмы [dramma sacro]). В 1732 П. стал придворным капельмейстером князя Стильяно, а в 1734 - герцога Маддалони. В последующие годы написал еще несколько произведений для театров Неаполя и оперу-сериа "Олимпиада" для Рима. В возрасте 26 лет умер от туберкулеза.
П. вошел в историю как основоположник жанра оперы-буффа. В двух его "музыкальных комедиях" (соmmedie musicali) сочетаются элементы комической оперы и оперы-сериа. Более важное историческое значение имеют комические интермеццо П. к его же операм-сериа. Он написал 3 таких интермеццо; шедевром жанра явилась "Служанка-госпожа" (к опере "Гордый пленник", 1733), принесшая П. посмертную европейскую славу и вызвавшая знаменитый парижский спор о "буффонах" (1752). Популярностью пользовалось и комическое интермеццо П. "Ливьетта и Траколло" (известно также под названием "Лукавая крестьянка" [La contadina astuta], 1734, Неаполь). Перу П. принадлежат также произведения для церкви (в т. ч. популярное Stabat mater для сопрано, контральто и оркестра, 1735), камерные кантаты и немногочисленные инструментальные пьесы. Ему ошибочно приписывался ряд произведений др. композиторов (некоторые из них были обработаны Стравинским для балета с пением "Пульчинелла").

Основные произведения Перголези

Муз. театр: "Салюстия" (Salustia, 1732); "Влюбленный брат" (Lo frate 'nnamorato, 1732); "Гордый пленник" (II prigionier superbo, 1733); "Служанка-госпожа" (La serva padrona), интермеццо (1733); "Ливьетта и Траколло" (Livietta e Tracollo), интермеццо (1734); "Адриан в Сирии" (Adriano in Siria, 1734); "Олимпиада" (L'Olimpiade, 1735); "Фламиний" (Flaminio, 1735); 2 священные драмы.
Духовная вок. муз.: 2 мессы; Вечерня; Stabat mater (1736); 2 Salve Regina; 2 мотета.
Светская муз.: 5 арий и кантат; 4 сонаты.

Музыкальный словарь Гроува
© Издательство «Практика», 2001

    Stabat mater

    Stabat mater dolorosa (Стояла мать скорбящая) - текст неизвестного автора, используемый со средних веков в католической практике. Существуют его многочисленные музыкальные воплощения, начиная с Жоскена Депре и Палестрины и вплоть до Дж. Верди и А. Дворжака. Перголези закончил своё произведение, написанное для камерного состава (сопрано, альт и струнный квартет в сопровождении органа), за несколько дней до смерти. Его "Stabat Mater" - едва ли не самое известное сочинение этого рода.

    Stabat mater. Salve regina. Emma KIRKBY, James BOWMAN, The Academy of Ancient Music / Cristopher HOGWOOD. DECCA/L'Oiseau-Lyre 425 692-2 (DDD)

    Stabat mater. Salve regina. In coelestibus regnis. Gillian FISHER, Michael CHANCE, The King's Consort / Robert KING. Hyperion CDA 66240 (DDD).

    Stabat Mater. Sebastian HENNIG, Rene JACOBS, Dirk VERMEULEN (violin), Staas SWIERSTRA (violin), Ruth HESSELING (viola), Richte van der MEER (violoncello); Anthony WOODROW, violin; Johan HUYS, organ. Harmonia Mundi HMA 1901119 (ADD). Переиздано как HMA 1951119.

    Все три версии записаны замечательными артистами и имеют множество достоинств. Но особо хочется сказать об этом последнем диске. Произведение записано небольшим числом музыкантов и исполнение нельзя назвать особо выдающимся с точки зрения инструментальной игры. Но поистине удивителен тут юный Себастьян Хенниг, кристальной чистоты голос которого, услышав один раз, забыть уже не возможно. Немного жаль сознавать, что с того времени (1983 год) он уже давно вырос! Себастьян Хенниг участвовал также в известной записи баховских кантат на Telefunken/Teldec c Г.Леонхардтом и Н.Арнонкуром. Так что, несмотря на краткость звучания этого диска (менее 40 минут), он, безусловно, достоин всяческого внимания.

    "Служанка-госпожа"

    La serva padrona. Isabelle POULENARD; Philippe CANTOR; Nice Baroque Ensemble / Gilbert BEZZINA. Pierre Verany PV795111 (DDD).

    "Служанка-госпожа", впервые исполненная в антракте оперы-сериа "Il Prigioniero superbo" ("Гордый пленник") в 1733 году, быстро приобрела самостоятельное значение и стала первой классической оперой-буффа. Сюжет прост и не нов: хозяин, ворчливый холостяк (бас-буффо), и служанка (сопрано), задумавшая женить его на себе, для чего в ход пускаются всевозможные уловки. В итоге цель достигнута и все, как водится, вполне счастливы.

    La serva padrona. Livietta e Tracollo. Patricia BICCIRE, Donato di STEFANO, Nancy ARGENTA, Werner van MECHELEN; La Petite Bande / Sigiswald KUIJKEN. Accent ACC96123D (DDD).

    "Живая" запись 1996 года, включающая раннюю версию "Служанки-госпожи" и интермеццо к опере-сериа "Адриан в Сирии" ("Adriano in Siria", 1734), за немудрёным названием которого ("Ливьетта и Траколло") скрывается столь запутанный и надуманный сюжет, что лучше и не пытаться глубоко вникать в его перипетии, а просто поддаться обаянию живой музыки Перголези.

Последние изменения - 02.06.2002. 


статистика