главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

ROSSINI, Gioacchino
РОССИНИ, Джоаккино

1792-1868

Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень - Орфей.
Не внемля критике суровой,
Он вечно тот же, вечно новый,
Он звуки льет - они кипят,
Они текут, они горят,
Как поцелуи молодые,
Все в неге, в пламени любви,
Как зашипевшего аи
Струя и брызги золотые...
Но, господа, позволено ль
С вином равнять do-re-mi-sol?

А.С.Пушкин
"Отрывки из путешествия Онегина"

Итальянский композитор. Сын валторниста и певицы, с детства обучался игре на разных инструментах и пению. Пел в церковных хорах и театрах Болоньи, куда семья Россини перехала в 1804. В 14 лет поступил в Болонский музыкальный лицей, где его педагогом по контрапункту был Маттеи. Свою первую оперу, одноактный фарс "Брачный вексель" (для венецианского театра Сан-Мойзе), сочинил возрасте 18 лет. Затем последовали заказы из Болоньи, Феррары, снова из Венеции и из Милана; написанная для театра Ла Скала опера "Пробный камень" (1812) принесла Россини первый крупный успех. За 16 месяцев 1811-12 Россини создал 7 опер, из них 6 в жанре оперы-буффа.
В последующие годы творческая активность не снижалась. В 1813 появились 2 оперы, завоевавшие международный успех. Обе они создавались для театров Венеции.
Опера-сериа "Танкред" богата запоминающимися ариями и гармоническими оборотами, моментами (него оркестрового письма; в опере-буффа "Итальянка в Алжире" сочетаются комический гротеск, чувствительность и патриотический пафос. Менее успешными оказались 2 оперы, предназначенные для Милана (в т. ч. "Турок в Италии", 1814). К тому времени утвердились основные черты стиля Pоссини, в т. ч. знаменитое "россиниевское crescendo": прием постепенного усиления интенсивности путем многократных повторов короткой музыкальной фразы с добавлением все новых и новых инструментов, расширением диапазона, дроблением длительностей, варьированием артикуляции. 15 P. по приглашению импресарио Барбайи отправился в Неаполь, чтобы занять должность постоянного дирижера и музыкального руководителя театра Сан-Карло. Для Неаполя Россини писал главным образом серьезные оперы, одновременно он выполнял заказы, поступавшие из др. городов, в т. ч. из Рима. Именно для римских театров предназначены 2 лучшие оперы-буффа Россини - "Севильский цирюльник" и "Золушка". Первая, с ее изящными мелодиями, возбуждающими ритмами и мастерски выполненными ансамблями, считается вершиной буффонного жанра в итальянской опере. На премьере (1816) "Севильский цирюльник" провалился, однако немного времени спустя он завоевал любовь публики всех стран Европы; им одинаково восхищались Бетховен и Верди. Годом позже появилась прелестная и трогательная сказка "Золушка"; партия ее героини начинается с простой песенки в народном духе и завершается великолепной колоратурной арией, подобающей принцессе (музыка арии заимствована из "Севильского цирюльника").
Среди серьезных опер Pоссини, созданных в тот же период для Неаполя, выделяется "Отелю"; 3-й акт этой оперы с прочной, цельной структурой свидетельствует об уверенном и зрелом мастерстве Россини-драматурга. В своих неаполитанских операх Россини отдал необходимую дань стереотипной вокальной "акробатике" и вместе с тем существенно расширил спектр музыкальных средств. Многие ансамблевые сцены опер весьма обширны, хор играет непривычно активную роль, облигатные речитативы насыщены драматизмом, оркестр часто выдвигается на первый. По-видимому, стремясь с самого начала вовлечь аудиторию в перипетии драмы, Россини в ряде опер отказался от традиционной увертюры. В Неаполе Россини познакомился с популярнейшей примадонной, подругой Барбайи Кольбран; в 1822 они поженились, однако их семейное счастье длилось недолго (окончательный разрыв произошел в 1837).
Неаполитанская карьера Россини завершилась операми-сериа "Магомет II" и "Зельмира"; его последней оперой, созданной в Италии, стала "Семирамида" (1823, Венеция). Несколько месяцев 1822 года Россини с женой провели в Вене, где Барбайя организовал оперный сезон; затем они вернулись в Болонью, а в 1823-24 совершили путешествие в Лондон и Париж. В Париже Россини занял пост музыкального руководителя труппы Театр-итальен (Theatre Italien). Среди его произведений, созданных для этой труппы и для Парижской оперы, есть редакции ранних опер ("Осада Коринфа", "Моисей и фараон"), частично новые композиции ("Граф Ори") и оперы, новые от начала до конца ("Вильгельм Телль"). Последняя - прототип французской героической большой оперы - нередко считается вершиной творчества Россини Она велика по объему, содержит множество вдохновенных страниц, изобилует сложными ансамблями, балетными сценами и шествиями в традиционном французском духе. По богатству и утонченности оркестровки, смелости гармонического языка и насыщенности драматическими контрастами "Вильгельм Телль" превосходит все прежние произведения Россини
После "Вильгельма Телля" 37-летний композитор, достигший вершины славы, решил отказаться от сочинения опер. В 1837 он уехал из Парижа в Италию и 2 года спустя был назначен советником Болонского музыкального лицея (Liceo musicale). Тогда же (в 1839) он тяжело заболел. В 1846, через год после смерти Изабеллы, Россини женился на Олимпии Пелисье (Рelissier), с которой он к тому времени жил уже 15 лет (именно Олимпия заботилась о Россини во время его болезни). Все это время он практически не сочинял (его Stabat mater относится еще к парижскому периоду). В 1848 чета Россини переехала во Флоренцию. Возвращение в Париж (1855) благотворно сказалось на здоровье и творческом тонусе композитора; последние годы жизни Россини были отмечены созданием ряда изящных и остроумных фортепианных и вокальных пьес, которые он называл "грехами старости" (peches de vieillesse), и "Маленькой торжественной мессы". В конце жизни Россини был окружен всеобщим почтением. Был похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез; в 1887 его прах перенесен во флорентийскую церковь Санта-Кроче.

Основные произведения Джоаккино Россини

Оперы:"Брачный вексель" (La cambiale di matrimonio, 1810); "Счастливый обман" (L'inganno felice, 1812); "Шелковая лестница" (La scala di seta, 1812); "Пробный камень" (La pietra del paragone, 1812); "Синьор Брускино" (II signer Bruschino, 1813); "Танкред" (Tancredi, 1813); "Итальянка в Алжире" (L'italiana in Algeri, 1813); "Турок в Италии" (II turco in Italia, 1814); "Елизавета, королева Англии" (Elisabetta, regina dinghilterra, 1815); "Севильский цирюльник" (II barbiere di Siviglia, 1816, первоначальное назв. "Альмавива, или Тщетная предосторожность" [Almaviva, ossia L'inutile precauzione]); "Отелло" (Otello, 1816); "Золушка" (La Cenerentola, 1817); "Сорока-воровка" (La gazza ladra, 1817); "Армида" (Armida, 1817); "Моисей в Египте" (Моse in Egitto, 1818); "Гермиона"(Ermione, 1819); "Дева озера"(La donna del lago, 1819); "Магомет II" (Maometto II, 1820); "Зельмира" (Zelmira, 1822); "Семирамида" (Semiramide, 1823); "Путешествие в Реймс" (II viaggio a Reims, 1825); "Осада Коринфа" (Le siege de Corinthe, 1826, франц. ред. оперы "Магомет II"); "Моисей и фараон" (Моisе et Pharaon, 1827, франц. ред. оперы "Моисей в Египте"); "Граф Ори" (Le comte Оry, 1828); "Вильгельм Телль" (Guillaume Tell, 1829); 14 др. опер.
Др. вок. произв.: Stabat mater (1832,2-я ред. 1841); "Маленькая торжественная месса" (Petite messe solennelle, 1863); свыше 20 др. произв. для церкви; ок. 16 кантат; гимны, хоры; песни, арии, дуэты, трио; этюды, упражнения, каденции.
Инстр, муз.: 6 сонат для стр. (ок. 1804); 3 симфонии; др. пьесы для орк. и кам.-инстр. произв.; пьесы для дух. орк.; свыше 60 пьес для фп.

Музыкальный словарь Гроува
© Издательство «Практика», 2001


    Танкред, 1813

    Tancredi. Ewa PODLES, Sumi JO, Stanford OLSEN, Pietro SPAGNOLI, Anna Maria di MICCO, Lucretia LENDI; Capella Brugensis, Collegium Instrumentale Brugense / Alberto ZEDDA. Naxos 8 660037/8 (2 CD, DDD).

    Итальянка в Алжире, 1813

    L'italiana in Algeri. Jennifer LARMORE, Raul GIMENEZ, Alessandro CORBELLI, John del CARLO, Darina TAKOVA, Laura POLVERELLI, Carlos CHAUSSON; Geneva Grand Theatre Chorus, Lausanne Chamber Orchestra / Jesus LOPEZ-COBOS. Teldec 0630-17130-2 (2 CD, DDD).

    Альмавива, или Тщетная предосторожность (известна под названием "Севильский цирюльник"), 1816

    Il barbiere di Siviglia. Sesto BRUSCANTINI; Victoria de LOS ANGELES, Luigi ALVA, Ian WALLACE, Carlo CAVA, Laura SARTI, Duncan ROBERTSON; Glyndebourne Festival Chorus, Royal Philharmonic Orchestra / Vittorio GUI. EMI CLASSICS CMS 7 64162 2 (2 CD, ADD).

    С этой прекрасной записью 1962 года, сделанной силами Глайндборнского фестиваля, музыкальным директором которого был в эти годы Витторио Гуи (1885 - 1975), неизбежно сравниваются все последующие. Опытнейшие певцы во главе с выдающимся дирижёром, так тонко чувствующим музыку Россини, создали удивительно гармоничную версию этой оперы.

    Il barbiere di Siviglia. Hermann PREY; Teresa BERGANZA; Luigi ALVA; Paolo MONTARSOLO; Enzo DARA; Renato CESARI; Stefania MALAGU; Luigi RONI; London Symphony Orchestra; Ambrosian Opera Chorus / Claudio Abbado. DG Originals 457 733-2 (2 CD, ADD).

    Il barbiere di Siviglia. Thomas ALLEN, Agnes BALTSA, Domenico TRIMARCHI, Robert LLOYD, Francisco ARAIZA, Matthew BEST, Sally BURGESS, John NOBLE; Ambrosian Opera Chorus, Academy of St Martin in the Fields / Neville MARRINER. Philips 446 448-2 (2CD, DDD).

    Отелло, 1816

    Otello. Jose CARRERAS; Frederica von STADE; Gianfranco PASTINE; Salvatore FISICHELLA; Nucci CONDO; Samuel RAMEY; Keith LEWIS; Alfonso LEOZ; Ambrosian Opera Chorus; Philharmonia Orchestra / Jesus LOPEZ-COBOS. Philips 432 456-2 (2 CD, ADD).

    Золушка, или Торжество добродетели, 1817

    La Cenerentola. Teresa BERGANZA, Luigi ALVA, Renato CAPECCHI, Paolo MONTARSOLO, Margherita GUGLIELMI, Laura ZANNINI, Ugo TRAMA; London Symphony Orchestra; Scottish Opera Chorus / Claudio ABBADO. Deutsche Grammophon 423 861-2 (2 CD, ADD).
    Переиздано как 459 448-2 (2 CD, без либретто).

    La Cenerentola. Cecilia BARTOLI , William MATTEUZZI, Alessandro CORBELLI, Enzo DARA, Fernanda COSTA, Gloria BANDITELLI, Michele PERTUSI; Bologna Teatro Communale Chorus and Orchestra / Riccardo CHAILLY. Decca 436 902-2 (2 CD, DDD).

    Моисей в Египте, 1818

    Mose in Egitto. Ruggero RAIMONDI, June ANDERSON, Zehava GAL, Sandra BROWNE, Salvatore FISICHELLA, Ernesto PALACIO, Keith LEWIS, Siegmund NIMSGERN; Ambrosian Opera Chorus; Philharmonia Orchestra / Claudio SCIMONE.Philips 420 109-2 (2 CD, ADD).

    Вильгельм Тель, 1829

    Guillaume Tell. Gabriel BACQUIER; Montserrat CABALLE; Nicolai GEDDA; Kolos KOVACS; Gwynne HOWELL; Mady MESPLE; Jocelyne TAILLON; Louis HENDRIKX; Charles BURLES; Ricardo CASSINELLI; Nicholas CHRISTOU; Ambrosian Opera Chorus; Royal Philharmonic Orchestra / Lamberto GARDELLI. EMI Classics 7699512 (4 CD, ADD).
    Блестящее исполнение французской версии оперы.

    Guglielmo Tell. Sherrill MILNES, Luciano PAVAROTTI, Mirella FRENI, Della JONES, Elizabeth CONNELL, Ferrucio MAZZOLI, Nicolai GHIAUROV, John TOMLINSON, Cesar Antonio SUAREZ, Piero De PALMA, Richard Van ALLAN; National Philharmonic Orchestra, Ambrosian Opera Chorus / Riccardo CHAILLY. Decca 417 154-2 (4 CD, DDD).
    Итальянская версия.

    Увертюры к операм

    Overtures. Academy of St Martin in the Fields / Neville MARRINER. Philips 434 016-2 (3 CD, ADD).

    Замечательно полная подборка, включающая, помимо самых известных, увертюры к практически забытым операм, вдохновенное исполнение, хорошая запись.

    Overtures. London Symphony Orchestra / Claudio ABBADO. Deutsche Grammophon 419 869-2 (ADD).

    У этого диска только один недостаток - встреча с блистательным Клаудио Аббадо длится всего около 47 минут.

    Вокальные произведения

    Stabat mater. Krassimira STOYANOVA; Petra LANG; Bruce FOWLER; Daniel BOROWSKI; Akademie fur Alte Musik Berlin; Berlin RIAS Chamber Choir/Marcus CREED. Harmonia Mundi HMC 901693 (DDD).

    Stabat mater. Helen FIELD; Della JONES; Arthur DAVIES; Roderick EARLE; London Symphony Chorus; City of London Sinfonia / Richard HICKOX. Chandos CHAN8780 (DDD).

    Petite messe solennelle. Stabat mater*. Lucia POPP; Brigitte FASSBAENDER; Nicolai GEDDA; Dimitri KAVRAKOS; Katia LABEQUE , Marielle LABEQUE; David BRIGGS; King's College Choir, Cambridge/ Stephen CLEOBURY. *Catherine MALFITANO, Agnes BALTSA, Robert GAMBILL, Gwynne HOWELL; Florence Maggio Musicale Chorus; Florence Maggio Musicale Orchestra/Riccardo MUTI. EMI Classics Double Forte 5686582 (2 CD; DDD).
    Беспроигрышный вариант - главные духовные сочинения Россини в весьма достойном исполнении и к тому же в экономичном издании "два по цене одного".

Последние изменения - 07.04.2002. 


главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

© 1999-2003     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved
статистика