главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

SCHUTZ, Heinrich
ШЮТЦ, Генрих

1585-1672

Немецкий композитор. В 1590 семья Ш. обосновалась в Вайсенфельсе. В 1598 ландграф Мориц, восхищенный музыкальными способностями мальчика, взял его с собой в Кассель, где Ш. служил хористом и учился музыке у придворного капельмейстера Отто. В 1609 Ш. поступил на юридический факультет Марбургского университета, однако по совету ландграфа и при его финансовой поддержке оставил университет и отправился в Венецию, чтобы продолжить обучение музыке у Дж. Габриели. В 1613, проведя в Венеции более 3 лет, вернулся к кассельскому двору своего покровителя. Год спустя был послан на 2 месяца ко двору курфюрста Саксонии в Дрезден. В 1615 курфюрст Иоганн Георг I изъявил желание, чтобы Ш. остался у него на следующие 2 года. Ландграф Мориц неохотно согласился, по политическим соображениям он был вынужден подчиниться, когда курфюрст решил назначить Ш. на постоянную придворную должность.
В качестве дрезденского придворного капельмейстера Ш. отвечал за музыкальное оформление важнейших дворцовых церемоний. Он обязан был также обеспечивать капеллу квалифицированными исполнителями и наблюдать за музыкальным воспитанием мальчиков-хористов. У Ш. учились будущие композиторы Бернгард, Тейле и Векман. Первый сборник духовной музыки Ш. "Псалмы Давида" вышел в 1619 с посвящением курфюрсту. В том же году Ш. женился на Магдалене Вильдек (Wildeck). В 1625 она умерла, оставив двух дочерей (заботы по их воспитанию взяла на себя ее мать).
Ш. часто отлучался из Дрездена как по собственным делам, так и по поручению курфюрста. В 1627 он находился в Торгау, где по случаю свадьбы дочери курфюрста Софии Элеоноры была поставлена его "Дафна" - произведение, с которого началась история немецкой оперы. В том же году Ш. выезжал в Мюльхаузен и, возможно, в Геру. В конце 1620-х на жизни саксонского двора начали сказываться экономические трудности, вызванные Тридцатилетней войной, заработки музыкантов резко снизились, и в 1628 Ш. решил еще раз посетить Венецию. Здесь он общался с Монтеверди и познакомился с новейшими тенденциями итальянской оперной и церковной музыки. В 1629 Ш. вернулся в Дрезден. Два года спустя, после того как Саксония вступила в войну и музыкальная жизнь при дворе фактически прекратилась, он воспользовался приглашением датского короля Кристиана IV и в конце 1633 выехал в Копенгаген, чтобы взять в свои руки музыкальное оформление свадьбы наследника престола. До своего возвращения в Дрезден (май 1635) получал жалованье как датский придворный капельмейстер. Осенью 1639 Ш. вновь покинул Дрезден и следующие 15 месяцев провел на службе у Георга Каленбергского. За время его отсутствия положение в дрезденской капелле не улучшилось, музыканты продолжали влачить жалкое существование, в 1642 Ш. еще раз выехал в Данию, где проработал до 1644 Проведя примерно год в Брауншвайге, он отошел от активной деятельности и поселился в Вайсенфельсе, сохранив за собой титул и обязанности саксонского придворного капельмейстера. Конец Тридцатилетней войны (1648) не привел к быстрому подъему музыкальной жизни, и в 1651 Ш. в очередной раз подал прошение об отставке, которое, однако, не было удовлетворено. Ш. смог уйти в почетную отставку лишь после смерти курфюрста (1656). Оставшиеся годы он писал церемониальную музыку для Дрездена, много путешествовал и создал произведения, принадлежащие к вершинам его творчества: "Историю Рождества Христова", 3 пассиона, Псалмы 119 и 100.
Ш. - величайший немецкий композитор XVII в и первая фигура европейского масштаба в истории немецкой музыки. В его наследии преобладает духовная музыка на библейские тексты в немецких переводах, лишь немногие его композиции основаны на напевах лютеранских хоралов. Раннее творчество Ш. многообразно в стилистическом и жанровом отношениях. Его многохорные "Псалмы Давида" (1619) богаты динамическими и фактурными контрастами, в сборнике "Священные песнопения" (1625) представлены мотеты раз личных типов, от полифонических композиции a cappella до произведений в новом стиле кончертато. Позднее, особенно в 3 книгах "Священных симфоний" (1629-50), Ш. развил и углубил итальянскую модель духовного вокально-инструментального "концерта", фактически уравняв в правах голоса и инструменты. Датированные военным временем "Маленькие духовные концерты" (1636, 1639) предназначены для небольшого вокально-инструментального состава и сочетают полифоническое письмо с принципами монодии, первостепенное зна чение в них придается ясной и выразительной декламации. В позднем творчестве Ш. преобладают формы ораториального типа и Страсти без оркестрового аккомпанемента. Творчество Ш. - наиболее совершенное для своего времени воплощение протестантской и гуманистической идеи "поэтической музыки" (musica poetica), оно способствовало утверждению немецкого языка в качестве богослужебного. Каталог произведений Ш. (Schutz-Werke-Verzeichnis, сокр SWV) был составлен В. Биттингером (Bittmger) и В. Брайгом (Breig) (1960,1979).

Основные произведения Генриха Шютца

"Псалмы Давида" (Psalmen Davids), 26 псалмов (1619); "История Воскресения Христова" (Historia der Auferstehung Christi, 1623); "Священные песнопения" (Cantiones sacrae), 41 мотет (1641); муз. к рифмованной Псалтири К. Беккера (1628, 2-я ред. 1661); "Священные симфонии" (Symphoniae sacrae), 1-й сб., 20 мотетов (1629), 2-й сб., 27 мотетов (1647), 3-й сб., 21 мотет (1650); "Заупокойные песнопения" (Musicalische Exequien, 1636); "Маленькие духовные концерты" (Kleine geistliche Concerte), 1-й сб., 24 мотета (1636), 2-й сб., 32 мотета (1639); "Духовная хоровая музыка" (Geistliche Chor-Musik), 29 мотетов (1648); "12 духовных песен" (12 geistliche Gesange, 1657); "Семь слов Иисуса Христа" (Die sieben Worte Jesu Christi, ок. 1660[?]); "История Рождества Христова" (Historia der Geburt Christi/Wehnachtshistorie, 1664); "Страсти по Матфею" (Matthaus-Passion), "Страсти по Иоанну" (Johannes-Passion), "Страсти по Луке" (Lukas-Passion) (все - 1666).

Музыкальный словарь Гроува
© Издательство «Практика», 2001


    Духовная вокальная музыка

    Psalmen Davids, SWV22-47. Kammerchor Stuttgart, Musica Fiata Koln / Frieder BERNIUS. Sony Classical S2K 48042 (2CD, DDD).

    Psalmen Davids, SWV22-47. Cantus Colln / Konrad JUNGHANEL. Harmonia Mundi HMC 901652/3 (2 CD, DDD).

    Historia der Auferstehung Christi, SWV50. Meine Seele erhebt den Herren, SWV344*. Martin HUMMEL (Evangelist), * Maria Cristina KIEHR, soprano; Ensemble Instrumental, Concerto Vocale / Rene JACOBS. Harmonia Mundi HMT 7901311 (DDD).

    Cantiones Sacrae, op. 4. Weser-Renaissance Bremen / Manfred CORDES. CPO 999405-2 (2CD, DDD).

    Symphoniae sacrae I, SWV 257-276. Barbara BORDEN, Nele GRAMSS, Rogers COVEY-CRUMP, John POTTER, Douglas NASRAWI, Harry Van DER KAMP; Concerto Palantino. Accent ACC 9178/79D (2CD, DDD)

    Symphoniae sacrae II, SWV341-67. Vater Abraham, erbarme dich mein, SWV477. La Capella Ducale; Musica Fiata / Roland WILSON. Sony Classical S2K68261 (2 CD, DDD).

    Symphoniae sacrae III, SWV398-418. Kammerchor Stuttgart, Musica Fiata / Frieder BERNIUS. Deutsche Harmonia Mundi RD 77910 (2CD, DDD).

    Musikalische Exequien op. 7, SWV 279-81. Motets - SWV 379, 380, 386, 391. Kleine Geistliche Konzerte - SWV 287, 324. La Chapelle Royale / Philippe HERREWEGHE. Harmonia Mundi HMC 901261 (DDD).

    Kleine geistliche Konzerte, SWV282, 283, 285, 288, 290, 307, 308, 311, 313. Symphoniae sacrae SWV 343, 348, 353, 357. Sebastian HENNIG, Rene JACOBS; Concerto Vocale. Harmonia Mundi HMC 901097 (ADD).

    Kleine geistliche Konzerte Op.8, SWV282-305 & Op. 9, SWV306-337. Weser-Renaissance Bremen / Manfred CORDES. CPO 999 675-2 (3CD, DDD).

    Geistliche Chor-Musik 1648, Op.11: SWV377, 378, 379, 381, 383, 386, 387, 388, 390, 391. Kleine geistliche Konzerte: SWV 182, 285, 291, 310, 316, 392. Agnes MELLON; Mark PADMORE; Peter KOOY; Collegium Vocale / Philippe HERREWEGHE. Harmonia Mundi HMC 901534 (DDD).

    Geistliche Chor-Musik 1648 (complete), op. 11 SWV 369-97. Psalm 116, SWV 51. Litania, SWV 458. Weser-Renaissance Bremen / Manfred CORDES. CPO 999546-2 (2CD, DDD).

    Die sieben Worte Jesu Christi am Kreutz, SWV 478; Magnificat, SWV 468; Erbarm dich mein, o Herre Gott, SWV 447; Quemadmodum desirat, SWV 336; Anima mea, SWV 263 and Adjuro vos, SWV 264; Ach, Herr, du Schopfer aller Ding, SWV 450; Meine Seele erhebt den Herren, SWV 344; Die mit Tranen saen, SWV 42. Konrad JUNGHANEL; Jonathan CABLE; Willem JANSEN; Ensemble Clement Janequin and Les Saqueboutiers de Toulouse. Harmonia Mundi HMC 901255 (DDD).

    Weihnachtshistorie, SWV435. Kleine geistliche Konzerte SWV315, SWV322, SWV323, SWV333. Heute ist Christus der Herr geboren, SWV439. Concerto Vocale / Rene JACOBS. Harmonia Mundi HMC 901310.

    Weihnachtshistorie, SWV435 (+ PRAETORIUS Christmas Motets). Emma KIRKBY, Nigel ROGERS, David THOMAS; Taverner Consort and Players/ Andrew PARROTT. Virgin 5613532 (DDD).

    St Matthew Passion, SWV479. Hilliard Ensemble/Paul HILLIER. EMI Classics 7492002 (DDD).
    Нельзя не упомянуть эту запись, но с сожалением приходится добавить, что она отсутствует в текущем каталоге EMI/Virgin и, как следствие, практически недоступна.

    Opus ultimum (Der Schwanengesang - Psalm 119 SWV482-492, Psalm 100 SWV493, Deutsches Magnificat SWV 494). The Hilliard Ensemble, Knabenchor Hannover, London Baroque/ Heinz HENNING. Virgin 5613062 (2CD, ADD).

    Cветские произведения

    Madrigaux italiens, Op.1. Cantus Colln / Konrad JUNGHANEL. Harmonia Mundi France HMC 901686 (DDD).

    Secular Works. Weser-Renaissance Bremen / Manfred CORDES. CPO 999 518-2 (DDD).

Последние изменения - 02.06.2002. 


главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

© 1999-2003     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved

статистика