главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

SIBELIUS, Jean
СИБЕЛИУС, Ян

1865-1957

Юхан (Ян) Юлиус Кристиан Сибелиус родился в семье врача в маленьком городке на юге Финляндии. В детстве учился играть на рояле и скрипке, и уже в десять лет пробовал сочинять музыку.

После окончания лицея в 1885 году Ян поступает по настоянию семьи на юридический факультет Хельсинкского университета и параллельно начинает обучение в Музыкальном институте в Хельсинки по классам скрипки, теории музыки и композиции. Вскоре он всецело отдается любимому искусству, оставив занятия в юриспруденцией. На формирование Сибелиуса как музыканта в это время огромное влияние оказал выдающийся педагог Мартин Вегелиус, быстро распознавший в нем могучее композиторское дарование. Также не прошло даром дружеское общение с совсем молодым, но уже известным пианистом Ферруччо Бузони, который в 1888-90 годах вел класс рояля в институте. Весной 1888 года состоялось первое публичное исполнение одного из сочинений Сибелиуса, а через год он заканчивает обучение в Музыкальном институте. В 1889-91 годах композитор продолжил музыкальное образование в Берлине и Вене.

Вернувшись на родину в 1891 году, Сибелиус заканчивает первую большую работу - симфонию "Куллерво" для оркестра, хора и солистов. Написанная на сюжет национального эпоса "Калевала", симфония была с огромным успехом исполнена под управлением автора. Следующие произведения - симфонические поэмы "Сага", "Туонельский лебедь", оркестровая сюита "Лемминкяйнен" сделали имя композитора известным в других странах, где его произведения исполнялись под управлением Ф.Бузони, Р.Штрауса, Р.Каянуса и др. Первая симфония, исполненная в 1899 году, упрочила положение Сибелиуса. Полученная от финского правительства небольшая стипендия позволила ему целиком посвятить себя композиторскому творчеству.

Первое десятилетие XX века посвящено поискам своего самостоятельного стиля, осмыслению и преодолению внешних влияний. В 1904 году композитор поселился на вилле "Айнола" близ Хельсинки, где он и проживет среди северной природы больше пятидесяти лет. В это время был написан концерт для скрипки с оркестром, занявший видное место в мировом скрипичном репертуаре, а также началась работа над Третьей симфонией. Европейская известность Сибелиуса все возрастает, его произведения (Первая и Вторая симфония, "Финляндия", "Туонельский лебедь" и др.) с огромным успехом исполняются в Германии, Англии и Италии, где они звучат под управлением Тосканини. А композитор в тиши уединенной виллы создает все новые и новые произведения. В конце 1905 года он совершает поездку по Европе, дирижируя своими произведениями и встречая одинаково теплый прием в Берлине, Лондоне и Париже. Через год столь же радушно Сибелиус будет встречен музыкальной общественностью Петербурга. Высоко оценили его музыку русские композиторы, среди них Римский-Корсаков и Глазунов, с которым его свяжет прочная дружба на долгие годы. 25 сентября 1907 года в Хельсинки состоялось исполнение Третьей симфонии, затем она под управлением автора же исполнена в Петербурге, Москве, Лондоне. Сибелиус окончательно выдвинулся в ряды крупнейших композиторов.

В 1908 году Сибелиус создает пятичастный струнный квартет, названный "Voces intimae" ("Сокровенные голоса"), который, по мнению многих исследователей, знаменует новый этап в творчестве композитора. Изменения, произошедшие в мироощущении музыканта, нашли свое отражение в полной раздумий аскетической музыке 4-й симфонии. Это произведение - одно из самых известных сочинений композитора.

В 1914 году Сибелиус по приглашению концертных организаций приезжает в Америку для участия в музыкальном фестивале в Норфолке, пользующемся известностью в те годы. С триумфальным успехом проходит премьера специально написанной для фестиваля симфонической поэмы "Океаниды", а также исполнение других сочинений композитора.

"Океаниды" и новая Пятая симфония прозвучали под управлением автора на торжественном концерте, посвященном его 50-летию. Симфония в основном проникнута светлыми, красочными образами. Празднование юбилея "величайшего сына Финляндии" вылилось в общенациональное торжество.

К середине двадцатых годов творческая активность Сибелиуса постепенно сокращается. Последний раз на родине в качестве дирижера он выступил на премьере своей шестой симфонии весной 1923 года. Через год в Стокгольме прозвучала его одночастная седьмая симфония. Два последующих произведения, симфоническая поэма "Тапиола" и музыка к шекспировской "Буре", стали последними его сочинениями для оркестра. В дальнейшем композитором был написан ряд небольших вокальных и камерных сочинений. После 1929 года Сибелиус не публиковал новых работ. Возможно, объяснение этого отчасти можно найти в следующих его словах: "Требования, предъявляемые к самому себе, с годами растут. <...> Быть может, больше всего труда я положил на те работы, которые никогда не были завершены". И уже много позже прозвучит, как признание: "Я всегда сочинял. За шестьдесят лет я не помню такого времени, когда я не был погружен в музыку".

Во второй половине XX века произведения композитора с новой силой привлекают внимание крупнейших дирижеров и исполнителей. С 1950 года каждое лето в Хельсинки проводится музыкальный фестиваль, на котором главное место занимают произведения Сибелиуса. Его имя присвоено хельсинкской Академии музыки.

Список сочинений Я.Сибелиуса

    На шведской фирме "BIS" успешно продвигается масштабный проект "Jean Sibelius Complete Edition", призванный впервые в полном объеме представить в записи творчество великого финского композитора. Вышло около 50 дисков, упомянуть все из них не представляется возможным, но наиболее интересные из них упомянуты ниже.

    Симфонии

    Полные собрания симфоний

    Symphonies Nos.1-7. Kullervo Op.7. Rakastava Op.14. En saga, Op. 9. Hillevi MARTINPELTO (soprano) Karl-Magnus FREDRIKSSON (baritone); London Symphony Chorus and Orchestra / Colin DAVIS. BMG/RCA 74321 54034 2 (5 CD, DDD).

    Это вторая запись всех симфоний Сибелиуса, сделанная Колином Дэвисом. Очень тепло принятое и критиками, и публикой (перед записью цикл полностью был исполнен на концертах в Лондоне), отмеченное различными наградами, это собрание также доступно по отдельности. Нужно отдельно отметить симфонию для солистов, хора и оркестра "Куллерво", в интерпретации Дэвиса не уместившуюся на одном диске (продолжительность исполнения - около 82 минут).

    Symphonies Nos.1-7. Philharmonia Orchestra / Vladimir ASHKENAZY. Decca 421 069-2 (4 CD, DDD).

    Очень известный цикл Владимира Ашкенази переиздан теперь на двух наборах из недорогой серии Decca Double с дополнием другими сочинениями Сибелиуса:

    Symphonies No. 1, 2, 4. Finlandia. Karelia—suite. Philharmonia Orchestra / Vladimir ASHKENAZY. Decca Double 455 402-2 (2 CD, DDD).
    Symphonies No. 3, 5, 6, 7. Tapiola, Op. 112. En Saga, Op. 9. Philharmonia Orchestra / Vladimir ASHKENAZY. Decca Double 455 405-2 (2 CD, DDD).

    Symphonies No. 1, 2, 4, 5. Boston Symphony Orchestra / Colin DAVIS. Philips Duo 446 157-2 (2 CD, ADD).
    Symphonies No. 3, 6, 7. Finlandia. The Swan of Tuonela. Violin Concerto, Op. 47. Salvatore ACCARDO (violin). London Symphony Orchestra, Boston Symphony Orchestra / Colin DAVIS. Philips Duo 446 160-2 (2 CD, ADD).

    Если Колин Дэвис и уступает кому-нибудь в этой записи 70-х годов с Бостонским симфоническим оркестром, так это только самому себе в упомянутой выше записи на RCA с Лондонским симфоническим.

    Symphonies Nos.1-4. Helsinki Philharmonic Orchestra / Paavo BERGLUND. EMI Double Forte CZS 568643 2 (2 CD, DDD).
    Symphonies Nos.5-7. The Oceanides. Finlandia. Tapiola. Helsinki Philharmonic Orchestra / Paavo BERGLUND. EMI Double Forte CZS 568646 2 (2 CD, DDD).

    Из трех записей оркестровых работ Сибелиуса, сделанных знатоком его творчества Пааво Берглундом, включая самый последний цикл на фирме "Finlandia" с Chamber Orchestra of Europe, эти записи 80-х годов выглядят наиболее убедительными. Если даже музыкантам Хельсинкского Филармонического оркестра и не во всем удается соответствовать своим коллегам из более именитых оркестров, то их исполнение безусловно привлекает естественностью и открытостью.

    Записи отдельных симфоний

    Symphony No. 1, Op. 39. Karelia Suite, Op. 11. Finlandia, Op. 26. Oslo Philharmonic Orchestra / Mariss JANSONS. EMI CDC7 54273-2 (DDD).

    Symphonies No. 1 Op. 39; No. 4 Op. 63. Lahti Symphony Orchestra / Osmo VANSKA. BIS CD861 (DDD).

    Symphony No. 2, Op. 43. Romance, Op. 42. Valse triste (From Kuolema, Op. 44). Finlandia, Op. 26. Boston Symphony Orchestra / Vladimir ASHKENAZY. Decca 436 566-2 (DDD).

    Эта замечательная "живая" запись сделана в Бостоне в марте 1992 года.

    Symphony No. 2 in D, Op. 43. The Swan of Tuonela, Op. 22 No. 2. Valse triste(From Kuolema, Op. 44). Andante festivo for strings. Oslo Philharmonic Orchestra / Mariss JANSONS. EMI CDC7 54804-2 (DDD).

    Symphonies Nos 4-7. The Swan of Tuonela. Tapiola. Berlin Philharmonic Orchestra / Herbert von KARAJAN. Deutsche Grammophone 415 108-2 (2 CD, ADD).

    Записи 1966-68 годов, переизданные теперь в серии "The Originals", радуют как качеством звука, так и глубиной интерпретации. Четвертая симфония под управлением Караяна уже больше трех десятилетий производит на слушателя сильнейшее впечатление.

    Symphonies No. 4, Op. 63; No. 7, Op. 105. Valse triste (From Kuolema, Op. 44). Berlin Philharmonic Orchestra / Herbert von KARAJAN. Deutsche Grammophone Galleria 439 527-2 (ADD).
    Symphonies No. 5, Op. 82, No. 6, Op. 104. The Swan of Tuonela. Berlin Philharmonic Orchestra / Herbert von KARAJAN. Deutsche Grammophone Galleria 439 982-2 (ADD).

    Те же записи ранее были выпущены в относительно недорогой серии Galleria.

    Symphonies No. 4, Op. 63, No. 6, Op. 104. City of Birmingham Symphony Orchestra / Simon RATTLE. EMI CDM7 64121-2 (DDD).

    Symphony No. 5. (+ NIELSEN Symphony No. 4. Pan and Syrinx). Philharmonia Orchestra / Simon RATTLE. EMI CDM7 64737-2 (DDD).

    Symphony No. 5. En Saga. Lahti Symphony Orchestra / Osmo VANSKA. BIS CD800 (DDD).

    Symphony No. 5 Op. 82 (original and 1919 versions). Lahti Symphony Orchestra / Osmo VANSKA. BIS CD863 (DDD).

    Symphonies No. 6, Op. 104; No. 7, Op. 105. Tapiola, Op. 112. Lahti Symphony Orchestra / Osmo VANSKA. BIS CD864 (DDD).

    Оркестровые и вокально-оркестровые сочинения

    Kullervo, Op. 7. Monica GROOP (soprano), Jorma HYNNINEN (baritone); Polytech Choir; Finnish Radio Symphony Orchestra / Jukka-Pekka SARASTE. Finlandia 0630-14906-2 (DDD).

    Kullervo, Op. 7. Randi STENE (mezzo-soprano); Peter Mattei (baritone); National Male Voice Choir of Estonia; Royal Stockholm Philharmonic Orchestra / Paavo JARVI. Virgin Classics VC5 45292-2 (DDD).

    Kullervo, Op. 7. Eeva-Liisa SAARINEN (mezzo-soprano); Jorma Hynninen (baritone); Estonian State Academic Male Choir; Helsinki University Male Choir; Helsinki Philharmonic Orchestra / Paavo BERGLUND. EMI Matrix CDM565080-2 (DDD).
    Диск, к сожалению, отсутствует в текущем каталоге EMI.

    Karelia Suite, Op. 11. Finlandia, Op. 26. Luonnotar, Op. 70. Andante festivo. The Oceanides, Op. 73. King Christian II, Op. 27 – Suite. Soile ISOKOSKI (soprano); Gothenburg Symphony Orchestra / Neeme JARVI. Deutsche Grammophone 447 760-2 (DDD).

    Karelia Suite, Op. 11. Finlandia, Op. 26. Luonnotar, Op. 70. En Saga, Op. 9. Tapiola, Op. 112. Elisabeth SODERSTROM (soprano); Philharmonia Orchestra / Vladimir ASHKENAZY. Decca 430 757-2 (DDD).

    Four Legends, Op. 22 'Lemminkainen Suite'. Tapiola, Op. 112. Helsinki Philharmonic Orchestra / Leif SEGERSTAM. Ondine ODE852-2 (DDD).

    Four Legends, Op. 22 'Lemminkainen Suite'. Gothenburg Symphony Orchestra / Neeme JARVI. BIS CD294 (DDD).

    Four Legends, Op. 22 'Lemminkainen Suite'. Finlandia, Op. 26. Karelia Suite, Op. 11. Iceland Symphony Orchestra / Petri SAKARI. Naxos 8 554265 (DDD).

    Four Legends, Op. 22 'Lemminkainen Suite'. Philadelphia Orchestra / Eugene ORMANDY. EMI CDM5 65176-2 (ADD).
    Этот диск упомянут не в начале списка только по единственной причине - он также отсутствует в текущем каталоге EMI. Но если вам попадется эта запись 70-х годов - не сомневайтесь, она достойна всяческого внимания.

    The Wood-Nymph, Op. 15. The Wood-Nymph (melodrama). A lonely ski-trail. Swanwhite, Op. 54 – incidental music (original version). Lasse POYSTI (narrator); Lahti Symphony Orchestra / Osmo VANSKA. BIS CD815 (DDD).

    Swanwhite—suite, Op. 54. Belshazzar's Feast—suite, Op. 51. The Dryad No. 1, Op. 45. Dance Intermezzo No. 2, Op. 45 (orch. composer). Pan and Echo, Op. 53. Gothenburg Symphony Orchestra / Neeme JARVI. BIS CD359 (DDD).

    Scenes historiques—Suite, Op. 25 No. 1; Suite, Op. 66 No. 2. En saga, Op. 9. Gothenburg Symphony Orchestra / Neeme JARVI. BIS CD295 (DDD).

    Scenes historiques — Suite, Op. 25 No. 1; Suite, Op. 66 No. 2. Rakastava, Op. 14. Valse lyrique, Op. 96 No. 1. Scottish National Orchestra / Alexander GIBSON. Chandos CHAN8393 (ADD).

    Scaramouche (incidental music), Op. 71. The Language of the Birds — wedding march. Gothenburg Symphony Orchestra / Neeme JARVI. BIS CD502 (68 minutes: DDD).

    Orchestral Works: Spring song, Op. 16. The bard, Op. 64. Valse lyrique, Op. 96. Autrefois (Scene pastorale), Op. 96. (Monica EINARSON, soprano; Charlotte FORSBERG, mezzo). Valse chevaleresque, Op. 96. Suite mignonne, Op. 98. Suite champetre, Op. 98b. Suite caracteristique, Op. 100. Presto for string orchestra in D major. Gothenburg Symphony Orchestra / Neeme JARVI. BIS CD384 (DDD).

    Orchestral works: Six Humoresques, Opp. 87, 89. Two Serenades, Op. 69. Two Pieces, Op. 77. Overture in E major (1891). Ballet scene (1891). Dong-Suk KANG (violin); Gothenburg Symphony Orchestra / Neeme JARVI. BIS CD472 (DDD).

    Музыка к театральным постановкам

    The Tempest (complete incidental music to Shakespeare's play), Op. 109. Kirsi TIIHONEN, Lilli PAASIKIVI, Anssi HIRVONEN, Paavo KEROLA, Heikki KEINONEN; Lahti Opera Chorus and Symphony Orchestra / Osmo VANSKA. BIS CD581 (DDD).

    Incidental Music – Everyman, Op. 83; Belshazzar’s Feast, Op. 51. The Countess’s Portrait, Op. posth. Lilli PAASIKIVI, Petri LEHTO, Sauli TIILIKAINEN, Pauli PIETILAINEN, Leena SAARENPAA; Lahti Chamber Choir; Lahti Symphony Orchestra / Osmo VANSKA. BIS CD735 (DDD).

    Incidental Music – Karelia; Kuolema, Op. 44. Valse triste (1904 versions). Heikki LAITINEN, Taito HOFFREN, Kirsi TIIHONEN, Raimo LAUKKA; Lahti Symphony Orchestra / Osmo VANSKA. BIS CD915 (DDD).

    Pelleas and Melisande—incidental music, Op. 46. (+ GRIEG Peer Gynt - Suite No. 1, Op. 46; Suite No. 2, Op. 55). Berlin Philharmonic Orchestra / Herbert von KARAJAN. Deutsche Grammophone 410 026-2 (DDD).

    Одна из поздних записей произведений Сибелиуса Караяном - начала 80-х годов.

    Pelleas and Melisande—incidental music, Op. 46. Swanwhite, Op. 54—excerpts. King Christian II—incidental music, Op. 27. Sauli TIILIKAINEN (baritone); Iceland Symphony Orchestra / Petri SAKARI. Chandos CHAN9158 (DDD).

    Incidental music – King Christian II; Pelleas and Melisande (all original versions). Karelia Suite, Op. 11. Anna-Lisa JAKOBSSON, Raimo LAUKKA; Lahti Symphony Orchestra / Osmo VANSKA. BIS CD918 (DDD).

    Для голоса и фортепиано

    Six Songs, Op.36 (+ GRIEG, NIELSEN, RANGSTROM Songs). Solveig KRINGELBORN, Malkolm MARTINEAU (piano). Virgin VC5 45273-2 (DDD).

    Этот сборник песен скандинавских композиторов называется "Черные розы", по самой известной песне из этого цикла Сибелиуса. И исполнение, и запись одинаково хороши.

    Концерт для скрипки с оркестром

    Violin Concerto, Op. 47 (+ NIELSEN Violin Concerto). Cho-Liang LIN; Philharmonia Orchestra, Swedish Radio Symphony Orchestra / Esa-Pekka SALONEN. Sony Classical SK44548 (DDD).

    Violin Concerto, Op. 47. Itzhak PERLMAN, Pittsburgh Symphony Orchestra / Andre PREVIN. EMI CDC7471672 (ADD).

    Violin Concerto, Op. 47 (+ MENDELSSOHN Concerto for Violin and Orchestra Op. 64). Sarah CHANG; Berlin Philharmonic Orchestra / Mariss JANSONS. EMI CDC556418-2 (DDD).
    "Живая" запись была сделана в ноябре 1996 года в Берлинской Филармонии.

    Violin Concerto, Op. 47. Symphony No. 5, Op. 82. Nigel KENNEDY; City of Birmingham Symphony Orchestra / Simon RATTLE. EMI CDC7 49717-2 (DDD).

    Violin Concerto, Op. 47 (original 1903-04 version and final 1905 version). Leonidas KAVAKOS (vn); Lahti Symphony Orchestra / Osmo VANSKA. BIS CD500 (DDD).

    Камерная музыка

    Complete String Quartets: E flat; A minor; B flat, Op. 4; D minor "Voces intimae", Op. 56. Sibelius Academy Quartet. Finlandia 4509 95851-2 (2 CD, ADD/DDD).

    String Quartet in A minor. String Quartet in D minor, Op. 56, "Voces intimae". Jean Sibelius Quartet. Ondine ODE773-2 (DDD).

    String Quartet in D minor, Op. 56, "Voces intimae" (+ GRIEG Quartet in G minor, Op.56). New Helsinki Quartet. Finlandia 3984 21445-2 (DDD).

    Piano Quintet in G minor (1890). String Quartet in D minor, Op. 56, "Voces intimae". Gabrieli Quartet, Anthony GOLDSTONE (piano). Chandos CHAN8742 (DDD).

    Piano Quintet in G minor (1890) . Piano Trio in C, "Loviisa" (1888). String Quartet in E flat (1885). Tapiola Trio; Sibelius Academy Quartet, Erik TAWASTSTJERNA (piano). Finlandia 4509-95858-2 (DDD).

    Music for violin and piano. Nils-Erik SPARF (violin); Bengt FORSBERG (piano). BIS CD525 (DDD).

    Five Pieces, Op. 81. Novelette, Op. 102. Five Danses champetres, Op. 106. Four Pieces, Op. 115. Three Pieces, Op. 116. Nils-Erik SPARF (violin); Bengt FORSBERG (piano). BIS CD625 (DDD).

    Для фортепиано

    Kyllikki, Op. 41. Three Sonatinas, Op. 67. Two Rondinos, Op. 68. Piano Sonata, Op. 12. Finlandia, Op. 26. Marita VIITASALO (piano). Finlandia 4509-98984-2 (DDD).

    Kyllikki, Op. 41. Five Characteristic impressions, Op.103. Six Impromptus, Op.5. Five Pieces, Op. 75. Five Pieces, Op. 85. Finlandia, Op. 26 (arr. composer). Risto LAURIALA (piano). Naxos 8.553661 (DDD).

    Kyllikki, Op. 41. Barcarola, Op. 24 No. 10. Five Pieces, Op. 75. Ten Bagatelles, Op. 34. Five Esquisses, Op. 114. Valse triste (arr. composer). Finlandia, Op. 26 (arr. composer). Ralf GOTHONI (piano). Ondine ODE847-2 (DDD).

    Нужно упомянуть еще одну запись, хотя слушая ее, пожалуй, думаешь больше об исполнительском своеобразии Глена Гульда, чем о фортепианных произведениях финского композитора.
    Three Sonatinas, Op. 67. Kyllikki, Op. 41. (+ GRIEG Piano Sonata Op.7, BIZET Premier Nocturne, Variations chromatiques). Glenn GOULD (piano). SONY Classical SM2K 52654 (2CD, ADD).

    Исторические записи

    Symphonies No. 1, Op. 39; No. 2, Op. 43; No. 3, Op. 52; No. 5, Op. 82. Belshazzar's Feast (incidental music), Op. 51. Pohjola's daughter, Op. 49. Karelia Suite, Op. 11. Tapiola, Op. 112. London Symphony Orchestra, Symphony Orchestra / Robert KAJANUS. Finlandia mono 4509-95882-2 (3 CD, ADD).

    Набор содержит записи, сделанные в 30-х годах под управлением Роберта Каянуса (1856-1933), бывшего близким другом Сибелиуса с начала 1890-х годов и одним из самых активных пропагандистов его музыки. Эта их близость позволяет во многом расценивать интерпретации Каянуса, как максимально отвечающие замыслам автора, тем более, что дирижерское искусство Сибелиуса практически не зафиксировано в записи.

    Безусловного внимания достойны два диска из "Beecham Edition" фирмы EMI Classics, содержащие преимущественно записи конца тридцатых годов (сюиты из музыки к "Буре" и "Исторические сцены" записаны в 50-х годах).

    The Tempest: suites Nos.1-2, Op. 109. Scenes historiques: Op.25 - No.3, Festivo; Op.66. Karelia Suite - No.1, Intermezzo; No.3, Alla marcia. Finlandia. Royal Philharmonic Orchestra / Thomas BEECHAM. EMI mono CDM763397-2 (ADD).
    Symphonies No. 4, Op. 63; No. 6, Op. 104. Prelude from The Tempest, Op. 109. Lemminkainen’s return from Legends, Op. 22. The Bard, Op. 64. London Philharmonic Orchestra, Royal Philharmonic Orchestra / Thomas BEECHAM. EMI mono CDM7 64027-2 (ADD).

    Как пишет один из финских биографов Сибелиуса, когда сэр Томас Бичем (1879-1961) позвонил композитору, чтобы уточнить детали исполнения 4-й симфонии, тот, не вполне понимающий беглую английскую речь, вынужден был поспешно согласиться с предложенным подходом дирижера. Насколько это соответствует действительности, сейчас установить трудно, но эта интерпретация по праву считается одной из самых примечтельных. А запись Шестой симфонии, по словам дочери Сибелиуса, была среди его любимых. К числу выдающихся относится также запись двух сюит из музыки к "Буре".

    Symphonies Nos.2, 5. Philharmonia Orchestra / Herbert von KARAJAN. EMI mono CDM 566599 2 (ADD).
    Symphonies Nos. 4, 5. Finlandia. Philharmonia Orchestra / Herbert von KARAJAN. EMI mono CDM 566600 2 (ADD).

    Вальтер Легге (1906-1979), художественный и репертуарный руководитель EMI и основатель оркестра "Филармония", подробно обсуждал с Караяном исполнение, прежде чем сделать в 1954 году эту запись Четвертой симфонии. После прослушивания записи Сибелиус сообщил Легге, что "Караян - единственный, кто действительно понимает мою музыку." Многие предпочитают эти ранние записи Караяна его же более поздним, сделанным в 60-х годах на Deutsche Grammophone.

    Symphonies Nos.6, 7. Tapiola. Philharmonia Orchestra / Herbert von KARAJAN. EMI mono CDM 566602 2 (ADD).


    Последние изменения - 24.10.2000. 

© 1999-2001     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved


статистика