![]() |
|
![]() |
SIBELIUS, Jean
СИБЕЛИУС, Ян
1865-1957
Юхан (Ян) Юлиус Кристиан Сибелиус родился в семье врача в маленьком городке на юге Финляндии. В детстве учился играть на рояле и скрипке, и уже в десять лет пробовал сочинять музыку.
После окончания лицея в 1885 году Ян поступает по настоянию семьи на юридический факультет Хельсинкского университета и параллельно начинает обучение в Музыкальном институте в Хельсинки по классам скрипки, теории музыки и композиции. Вскоре он всецело отдается любимому искусству, оставив занятия в юриспруденцией. На формирование Сибелиуса как музыканта в это время огромное влияние оказал выдающийся педагог Мартин Вегелиус, быстро распознавший в нем могучее композиторское дарование. Также не прошло даром дружеское общение с совсем молодым, но уже известным пианистом Ферруччо Бузони, который в 1888-90 годах вел класс рояля в институте. Весной 1888 года состоялось первое публичное исполнение одного из сочинений Сибелиуса, а через год он заканчивает обучение в Музыкальном институте. В 1889-91 годах композитор продолжил музыкальное образование в Берлине и Вене. Вернувшись на родину в 1891 году, Сибелиус заканчивает первую большую работу - симфонию "Куллерво" для оркестра, хора и солистов. Написанная на сюжет национального эпоса "Калевала", симфония была с огромным успехом исполнена под управлением автора. Следующие произведения - симфонические поэмы "Сага", "Туонельский лебедь", оркестровая сюита "Лемминкяйнен" сделали имя композитора известным в других странах, где его произведения исполнялись под управлением Ф.Бузони, Р.Штрауса, Р.Каянуса и др. Первая симфония, исполненная в 1899 году, упрочила положение Сибелиуса. Полученная от финского правительства небольшая стипендия позволила ему целиком посвятить себя композиторскому творчеству. Первое десятилетие XX века посвящено поискам своего самостоятельного стиля, осмыслению и преодолению внешних влияний. В 1904 году композитор поселился на вилле "Айнола" близ Хельсинки, где он и проживет среди северной природы больше пятидесяти лет. В это время был написан концерт для скрипки с оркестром, занявший видное место в мировом скрипичном репертуаре, а также началась работа над Третьей симфонией. Европейская известность Сибелиуса все возрастает, его произведения (Первая и Вторая симфония, "Финляндия", "Туонельский лебедь" и др.) с огромным успехом исполняются в Германии, Англии и Италии, где они звучат под управлением Тосканини. А композитор в тиши уединенной виллы создает все новые и новые произведения. В конце 1905 года он совершает поездку по Европе, дирижируя своими произведениями и встречая одинаково теплый прием в Берлине, Лондоне и Париже. Через год столь же радушно Сибелиус будет встречен музыкальной общественностью Петербурга. Высоко оценили его музыку русские композиторы, среди них Римский-Корсаков и Глазунов, с которым его свяжет прочная дружба на долгие годы. 25 сентября 1907 года в Хельсинки состоялось исполнение Третьей симфонии, затем она под управлением автора же исполнена в Петербурге, Москве, Лондоне. Сибелиус окончательно выдвинулся в ряды крупнейших композиторов. В 1908 году Сибелиус создает пятичастный струнный квартет, названный "Voces intimae" ("Сокровенные голоса"), который, по мнению многих исследователей, знаменует новый этап в творчестве композитора. Изменения, произошедшие в мироощущении музыканта, нашли свое отражение в полной раздумий аскетической музыке 4-й симфонии. Это произведение - одно из самых известных сочинений композитора. В 1914 году Сибелиус по приглашению концертных организаций приезжает в Америку для участия в музыкальном фестивале в Норфолке, пользующемся известностью в те годы. С триумфальным успехом проходит премьера специально написанной для фестиваля симфонической поэмы "Океаниды", а также исполнение других сочинений композитора. "Океаниды" и новая Пятая симфония прозвучали под управлением автора на торжественном концерте, посвященном его 50-летию. Симфония в основном проникнута светлыми, красочными образами. Празднование юбилея "величайшего сына Финляндии" вылилось в общенациональное торжество. К середине двадцатых годов творческая активность Сибелиуса постепенно сокращается. Последний раз на родине в качестве дирижера он выступил на премьере своей шестой симфонии весной 1923 года. Через год в Стокгольме прозвучала его одночастная седьмая симфония. Два последующих произведения, симфоническая поэма "Тапиола" и музыка к шекспировской "Буре", стали последними его сочинениями для оркестра. В дальнейшем композитором был написан ряд небольших вокальных и камерных сочинений. После 1929 года Сибелиус не публиковал новых работ. Возможно, объяснение этого отчасти можно найти в следующих его словах: "Требования, предъявляемые к самому себе, с годами растут. <...> Быть может, больше всего труда я положил на те работы, которые никогда не были завершены". И уже много позже прозвучит, как признание: "Я всегда сочинял. За шестьдесят лет я не помню такого времени, когда я не был погружен в музыку". Во второй половине XX века произведения композитора с новой силой привлекают внимание крупнейших дирижеров и исполнителей. С 1950 года каждое лето в Хельсинки проводится музыкальный фестиваль, на котором главное место занимают произведения Сибелиуса. Его имя присвоено хельсинкской Академии музыки.
Симфонии
Полные собрания симфоний
Это вторая запись всех симфоний Сибелиуса, сделанная Колином Дэвисом. Очень тепло принятое и критиками, и публикой (перед записью цикл полностью был исполнен на концертах в Лондоне), отмеченное различными наградами, это собрание также доступно по отдельности. Нужно отдельно отметить симфонию для солистов, хора и оркестра "Куллерво", в интерпретации Дэвиса не уместившуюся на одном диске (продолжительность исполнения - около 82 минут).
Очень известный цикл Владимира Ашкенази переиздан теперь на двух наборах из недорогой серии Decca Double с дополнием другими сочинениями Сибелиуса:
Если Колин Дэвис и уступает кому-нибудь в этой записи 70-х годов с Бостонским симфоническим оркестром, так это только самому себе в упомянутой выше записи на RCA с Лондонским симфоническим.
Из трех записей оркестровых работ Сибелиуса, сделанных знатоком его творчества Пааво Берглундом, включая самый последний цикл на фирме "Finlandia" с Chamber Orchestra of Europe, эти записи 80-х годов выглядят наиболее убедительными. Если даже музыкантам Хельсинкского Филармонического оркестра и не во всем удается соответствовать своим коллегам из более именитых оркестров, то их исполнение безусловно привлекает естественностью и открытостью.
Записи отдельных симфоний
Эта замечательная "живая" запись сделана в Бостоне в марте 1992 года.
Записи 1966-68 годов, переизданные теперь в серии "The Originals", радуют как качеством звука, так и глубиной интерпретации. Четвертая симфония под управлением Караяна уже больше трех десятилетий производит на слушателя сильнейшее впечатление.
Те же записи ранее были выпущены в относительно недорогой серии Galleria.
Оркестровые и вокально-оркестровые сочинения
Музыка к театральным постановкам
Одна из поздних записей произведений Сибелиуса Караяном - начала 80-х годов.
Для голоса и фортепиано
Этот сборник песен скандинавских композиторов называется "Черные розы", по самой известной песне из этого цикла Сибелиуса. И исполнение, и запись одинаково хороши.
Концерт для скрипки с оркестром
Камерная музыка
Для фортепиано
Нужно упомянуть еще одну запись, хотя слушая ее, пожалуй, думаешь больше об исполнительском своеобразии Глена Гульда, чем о фортепианных произведениях финского композитора.
Исторические записи
Набор содержит записи, сделанные в 30-х годах под управлением Роберта Каянуса (1856-1933), бывшего близким другом Сибелиуса с начала 1890-х годов и одним из самых активных пропагандистов его музыки. Эта их близость позволяет во многом расценивать интерпретации Каянуса, как максимально отвечающие замыслам автора, тем более, что дирижерское искусство Сибелиуса практически не зафиксировано в записи.
Безусловного внимания достойны два диска из "Beecham Edition" фирмы EMI Classics, содержащие преимущественно записи конца тридцатых годов (сюиты из музыки к "Буре" и "Исторические сцены" записаны в 50-х годах).
Как пишет один из финских биографов Сибелиуса, когда сэр Томас Бичем (1879-1961) позвонил композитору, чтобы уточнить детали исполнения 4-й симфонии, тот, не вполне понимающий беглую английскую речь, вынужден был поспешно согласиться с предложенным подходом дирижера. Насколько это соответствует действительности, сейчас установить трудно, но эта интерпретация по праву считается одной из самых примечтельных. А запись Шестой симфонии, по словам дочери Сибелиуса, была среди его любимых. К числу выдающихся относится также запись двух сюит из музыки к "Буре".
Вальтер Легге (1906-1979), художественный и репертуарный руководитель EMI и основатель оркестра "Филармония", подробно обсуждал с Караяном исполнение, прежде чем сделать в 1954 году эту запись Четвертой симфонии. После прослушивания записи Сибелиус сообщил Легге, что "Караян - единственный, кто действительно понимает мою музыку." Многие предпочитают эти ранние записи Караяна его же более поздним, сделанным в 60-х годах на Deutsche Grammophone.
Последние изменения - 24.10.2000.
|