![]() |
|
![]() |
VIVALDI, Antonio
ВИВАЛЬДИ, Антонио
1675-1741
Вивальди (Vivaldi), Антонио (Лючио) (4.3.1678, Венеция, - 28.7.1741, Вена). Итальянский композитор. Его отец, профессиональный скрипач, играл в капелле собора св. Марка и, возможно, занимался организацией оперных постановок. В 1703 В. принял духовный сан, однако вскоре перестал служить мессу, объясняя это своим слабым здоровьем (по-видимому, страдал астмой или стенокардией). В 1703-09 и 1711-16 преподавал игру на скрипке воспитанницам венецианской консерватории Пьета, затем был назначен концертмейстером консерватории (maestro de' concerti). Позднее, находясь вне Венеции, сохранял связь с консерваторией (некоторое время посылал туда по 2 концерта в месяц). В 1735-38 служил консерваторским капельмейстером; после ухода с этой должности продолжал писать концерты для консерватории и руководил особо важными музыкальными исполнениями. Широкую известность принесли В. его первые публикации - трио-сонаты (1703-05[?]), скрипичные сонаты (1709) и, особенно, 12 концертов соч. 3, изданных в 1711 под названием "Гармоническая причуда" (L'estro armoniсо). Сборник концертов соч. 3, содержащий некоторые из лучших произведений В., вышел в Амстердаме и распространялся по всей Северной Европе. Музыканты из разных стран, приезжая в Венецию, искали встречи с В.; он стал получать заказы, в т. ч. от дрезденского двора. Стилю В. начали подражать многие немецкие композиторы; И. С. Бах обработал 5 концертов из соч. 3 для клавира. В. опубликовал еще 2 сборника сонат с basso continuo и 7 сборников концертов, среди которых - "Странность" (La stravaganza) соч. 4 (ок. 1712), "Опыт гармонии и изобретения" (II cimento dell'armonia e dell'inventione) соч. 8 (ок. 1725, включает "Времена года"), "Цитра" (La cetra) соч. 9 (1727). Высшие достижения В. относятся именно к жанру инструментального концерта. Благодаря В. в этом жанре прочно утвердилась трехчастная схема "быстро-медленно-быстро", а в обеих быстрых частях - форма, основанная на чередовании оркестровых ритурнелей и инструментальных соло. Многие современники В. переняли такие черты его стиля, как родство тематического материала ритурнелей и сольных фрагментов, широкое использование секвенций и виртуозных скрипичных фигураций, энергичная ритмика, особое пристрастие к размеру 6/8. Всего В. написал ок. 550 концертов, в т. ч. ок. 350 для солирующего инструмента (из них свыше 230 - для скрипки), ок. 40 для двух солистов, свыше 30 для трех и более солистов с оркестром и ок. 60 для оркестра без солистов; еще ок. 20 концертов В. предназначено для камерно-инструментальных ансамблей без оркестра (в таких концертах ритурнели исполняются всеми инструментами вместе). Оркестровка В. весьма изобретательна; некоторые из его концертов написаны для необычных инструментальных сочетаний (в т. ч. таких, как виоль-д'амур и лютня) или для ансамблей, включающих шалмеи, кларнеты, валторны и др. редкие инструменты. В. принадлежат также многочисленные сольные концерты для фагота, виолончели, гобоя, флейты. Ряд концертов носит программный характер; два из них озаглавлены "Буря на море", три - "Ночь". К категории программных концертов относятся и "Времена года", где колоритные "портреты" весны, лета, осени и зимы выполнены согласно условностям стандартной концертной формы с ритурнелями. Значительное место в наследии В. занимает вокальная музыка. Большинство его церковных композиций предназначено для женской консерватории Пьета; яркий, энергичный стиль духовной музыки В. несет на себе отчетливую печать "концертности" (характерны популярная Gloria для солистов, хора и оркестра, оратория "Торжествующая Юдифь"). В. стремился к успеху в оперном жанре и много путешествовал, руководя постановками своих опер. Самая ранняя из известных опер В. исполнялась в 1713 в Виченце. Позднее В. работал в театрах Венеции, Мантуи (1718-19), Рима (1723-25[?]), возможно, Вены и Праги (ок. 1730), Феррары (1737), Амстердама (1738) и снова Вены (во время последнего посещения этого города). Сохранилось свыше 20 опер В.; в музыке некоторых из них встречаются живые, виртуозные страницы. К концу жизни В. его музыка воспринималась как старомодная и вскоре после его смерти была забыта; в XX в. наблюдался значительный рост интереса к творчеству В. как в инструментальных, так и (позднее) в вокальных жанрах. Среди каталогов произведений В. наибольшей научной ценностью обладает труд Петера Рюома (1974); номера произведений по этому каталогу предваряются индексом Rv (сокр. от Ryom Verzeichnis). Основные произведения Антонио Вивальди Для оркестра: свыше 230 скр. концертов, в т. ч. "Времена года" ("Четыре времени года", Le quattro stagioni) соч. 8 № 1-4 (ок. 1725); ок. 120 др. сольных концертов (для фаг., влч., гоб., фл., блокфлейты и др.); ок. 40 двойных концертов; анс. концерты; концерты и симфонии для орк. (ripieno) без солистов; 4 концерта для двойного орк.
Музыкальный словарь Гроува
Op. 3 "L'estro armonico"
Переизданая вместе с концертами для флейты Op.10 в недорогой серии Decca Double, эта запись, безусловно, будет наилучшим выбором для многих любителей музыки:
Эту наиболее позднюю из всех записей, сделаную в 1997-98 годах, смело можно отнести к лучшим работам Фабио Бионди и его коллектива. Яркое исполнение, ни в чем не уступающее всем вышеупомянутым, и прекрасный звук.
Op. 4 "La stravaganza"
Op. 8 "Il cimento dell'armonia e dell'inventione", включая "Времена года"
ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ГОДА
1.Пришла весна, и веселые птички приветствуют ее своим пением, и ручейки бегут, журча. Небо покрывается темным туч покровом, молнии и гром также весну возвещают. И вновь возращаются птички к своим сладостным песням. И се - на цветущей лужайке, под шелест дубрав спит козьий пастушок с верной собакой рядом. Под звук пастушьей волынки танцуют нимфы...
Этот достаточно вольный, но очень красочный, прозаический перевод стихотворений, предпосланных композитором наиболее популярным в наше время концертам "Времена года" ("Le Quattro Stagioni") Op. 8 Nos. 1-4, взят нами из книги "Материалы и документы по истории музыки (п/р М.В. Иванова-Борецкого). Том 2. XVIII век (Италия, Франция, Германия, Англия)." М., 1934.
Запись, сделанная одним из главных зачинателей "аутентичного исполнительства" Николаусом Арнонкуром, была поистине революционной для своего времени (1976-77 гг.). Теперь же она выглядит академически строго на фоне работ нового поколения исполнителей (ср., например, с последней записью Op.8, выполненной Фабио Бьонди на фирме Virgin, 2001 г.). Однако слушая записи опуса 8, сделанные за прошедшие четверть века, неизменно ловишь себя на мысли, что все по-настоящему важное уже было сказано в этой арнонкуровской записи.
Вполне достойное исполнение, а учетом очень невысокой цены, это, видимо, один из наиболее привлекательных вариантов приобретения концертов Op.8 в настоящее время.
Это первая запись "Времен года", сделанная Фабио Бьонди. В 2001 году вышла новая полная запись op.8 на фирме Virgin Classics:
По словам маэстро, при работе над этой записью были использованы все доступные рукописи, включая недавно найденные. В сочетании с ярким исполнительским талантом Фабио Бьонди, это дало результат, звучащий очень непривычно. Свежий взгляд, впрочем, только на пользу такому "заезженному" сочинению, как "Времена года". Очень интересная работа, хотя придётся по вкусу не каждому.
Op. 9 "La cetra"
Этот набор, наряду с концертами Op.8 с тем же составом исполнителей, несомненно, является наилучшим выбором для поклонников "аутентичного" исполнительства.
Еще один недорогой набор с замечательным исполнением Op.9 на современных инструментах c добавлением концертов для гобоя и для флейты.
Различные концерты
Этот диск очень примечателен во многих отношениях. Тут и ранее не записывавшийся репертуар, и потрясающее мастерство солиста Джулиано Карминьолы, и, наконец, просто ошеломляющее качество записи.
Также первая запись этих концертов
Едва ли не лучшая на сегодняшний день подборка виолончельных концертов Вивальди. Будем надеяться, что фирма Harmonia Mundi France, начав с довольно редко записываемых сочинений, выпустит в этом прекрасном исполнении и оставшиеся из 27 виолончельных концертов Вивальди.
Достойное внимания собрание виолончельных концертов Вивальди. Николас Кремер, чьи записи концертов Opp. 8 и 9 на Virgin Classics мы упоминали выше, на этот раз руководит оркестром современных инструментов. Игра виолончелиста Рафаэля Уоллфиша производит очень хорошее впечатление, особенно нужно отметить его вклад на третьем из дисков. Нельзя не сказать, что концерты Вивальди представлены лейблом Naxos очень достойно. Не имея возможности перечислить здесь все заслуживающие внимания многочисленные записи, упомянем кратко основные продолжающие выходить серии. Помимо концертов для духовых с уже знакомым коллективом "City of London Sinfonia", это скрипичные концерты "Dresden Concertos" Vol.1-4 в исполнении "Accademia I Filarmonici" под управлением Альберто Мартини (Alberto Martini); флейтовые концерты в исполнении солистов и ансамбля "Nicolaus Esterhazy Sinfonia" и собрание концертов для гобоя в исполнении "Failoni Chamber Orchestra" под управлением Пьера Джорджио Моранди (Pier Giorgio Morandi) с различными солистами.
Наибольшее внимание на каждом из этих двух последних дисков приковывают виолончельные концерты с участием Аннера Билсмы, но не менее заслуживает похвалы мастерство игры ансамбля Tafelmusik.
Камерная музыка
Вокальная музыка
Эти две смешанные программы, включающие концерты и вокальные сочинения достойны самого пристального внимания.
Одна из самых замечательных записей Андреаса Шолля (Gramophone назвал этот диск лучшим в 1996 в категории "Baroque Vocal"), чья известность в последние годы достигла невиданных ранее для контртенора маштабов.
Оперы
Долгое время оперы композитора находились в тени его инструментальных сочинений. В последнее время ситуация изменилась коренным образом - каждый год появляются новые записи.
Последние изменения - 19.05.2003
|
![]() |
|
![]() |