главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

Wagner

WAGNER, Richard
ВАГНЕР, Рихард

1813-1883

Вагнер (Wagner), (Вильгельм) Рихард (22.5.1813, Лейпциг, - 13.2.1883, Венеция). Немецкий композитор. Отец В., полицейский чиновник, умер через несколько месяцев после его рождения. В августе 1814 мать В. вышла замуж за художника, актера и поэта Людвига Гайера (Geyer) (возможно, В. был его сыном). В. посещал школу в Дрездене, затем в Лейпциге; в 15 лет он написал свою первую театральную пьесу, а с 16 лет сочинял музыку. В 1831 поступил в Лейпцигский университет и тогда же начал заниматься теорией музыки под руководством К. Т. Вайнлига (Weinlig), кантора церкви Cв. Фомы. Год спустя симфония В. была с успехом исполнена в Гевандхаузе. В 1833 В. получил место театрального хормейстера в Вюрцбурге и написал оперу "Феи", которая при его жизни не звучала. Опера "Запрет любви", созданная в 1835, была поставлена в следующем году в Магдебурге. К тому времени В. уже дебютировал как дирижер (выступал с небольшой оперной труппой, которая вскоре обанкротилась). В 1836 В. женился на певице Минне Планер (Planer) и вместе с ней переехал в Кенигсберг (ныне Калининград), где ему была предоставлена должность музикдиректора городского театра. В 1837 он занял аналогичную должность в Риге и начал писать свою третью оперу - "Риенци". В Риге В. развернул активную дирижерскую деятельность, исполняя преимущественно музыку Бетховена.
В 1839 чета В., спасаясь от кредиторов, перебралась из Риги в Лондон, а оттуда в Париж. Здесь В. сблизился с Мейербером, Листом, Берлиозом. Источником его заработков была поденная работа для издательств и театров, параллельно он сочинял слова и музыку оперы по мотивам легенды о корабле-призраке ("летучем голландце"). Между тем в 1842 его "Риенци" - образец большой оперы во французском духе - был принят к постановке в Дрездене. Премьера "Риенци" прошла с большим успехом, сюжет оперы (о римском патриоте и "последнем трибуне" XIV в.) отразил политические интересы и идеалы самого В., состоявшего в группировке интеллектуалов-анархистов "Молодая Германия". Опера "Летучий голландец", поставленная в 1843, была воспринята сдержаннее. Между тем она свидетельствует о значительно возросшем мастерстве В. как музыканта-драматурга. Начиная с "Летучего голландца" В. постепенно отходит от номерной структуры. Центральная для оперы тема искупления женской любовью становится сквозным сюжетом всего творчества В., а до некоторой степени и всей его жизни. Эта тема с незаурядной силой разработана в операх "Тангейзер" и "Лоэнгрин", которые также основаны на старинных сказаниях и еще более радикально порывают с номерной структурой. Отныне роль основного носителя музыкального содержания в сценических произведениях В. принимает на себя оркестр; относительно завершенные отрывки и целые сцены переходят друг в друга плавно, без отчетливо выраженных формальных цезур, а в сольных вокальных партиях преобладает гибкий и свободный ариозный стиль.
Охваченный революционным пылом, В. принял участие в дрезденском восстании и после его поражения (1849) бежал сначала в Веймар (к Листу), а затем, через Париж, в Швейцарию. Будучи объявлен государственным преступником, он 13 лет не пересекал границы Германии. В 1850-51 В. написал антисемитский памфлет "Еврейство в музыке" (Der Judenthum in der Musik), направленный отчасти против его бывшего покровителя Мейербера, и работу "Опера и драма" (Oper und Drama), обобщившую его идеи о музыкальном театре. Тогда же он начал работать над словами и музыкой цикла опер по древним скандинавским сагам и средневековому германскому эпосу. К 1853 текст этого цикла (будущей тетралогии "Кольцо нибелунга") был отпечатан и прочитан друзьям, к числу которых принадлежали меценат Отто Везендонк (Wesendonck) и его жена Матильда. Пять ее стихотворений послужили основой песен В. для голоса и фп., а драматическая история отношений В. с женой друга нашла свое отражение в музыкальной драме "Тристан и Изольда", задуманной в 1854 и завершенной 5 лет спустя, когда уже была написана половина тетралогии. В 1855 В. дирижировал концертами Филармонического общества в Лондоне. В 1858 он поссорился с М. Везендонк и покинул Швейцарию; в 1860 воссоединился с женой в Париже. В 1861 "Тангейзер" был поставлен в Парижской опере. Несмотря на то что В. переработал оперу в соответствии со вкусами французской публики, произведение было освистано (скандал на премьере имел политическую подоплеку). В 1862 В. получил полную амнистию и право на беспрепятственный въезд в Германию и тогда же окончательно разошелся со своей больной и бездетной женой (умерла в 1866). В 1863 он дирижировал в Вене, России, др. европейских странах (репертуар В. включал оркестровые отрывки из его собственных опер и симфонии Бетховена), а в следующем году по приглашению юного короля Баварии Людвига II поселился близ Мюнхена. Король, преклонявшийся перед В., оказал ему щедрую финансовую помощь.
Из-за придворных интриг пребывание В. в Баварии оказалось недолгим. Атмосфера вокруг В. особенно накалилась после того, как стало известно о его романе с Козимой фон Бюлов - дочерью Листа и женой дирижера Бюлова, который, впрочем, не изменил своего отношения к В. и в 1865 провел в Мюнхене премьеру "Тристана и Изольды". Музыка "Тристана" с неслыханной выразительной силой воспроизводит все оттенки любовной страсти. При этом огромная партитура (ее исполнение длится свыше 4 часов) выполнена удивительно экономными средствами. Основным мелодическим элементом служит четырехзвучный восходящий хроматический мотив (с него начинается вступление к опере и им же завершается ее последняя сцена - "Смерть Изольды"), а в гармонии преобладает принцип эллипсиса, т. е. постоянно откладываемого разрешения диссонанса в консонанс (см. Бесконечная мелодия; Тристан-аккорд); тем самым создается атмосфера непреодолимого и страстного томления. Концепция оперы основана на идее единства любви и смерти и отражает приверженность В. к пессимистической философии Шопенгауэра. В совершенно ином духе выдержаны посвященные Людвигу II "Нюрнбергские майстерзингеры" - история о победе нового, свободного и возвышенного искусства над ограниченным педантизмом консерваторов. Хотя действие "Майстерзингеров" разворачивается в Нюрнберге середины XVI в., центральная коллизия оперы имеет отчетливый автобиографический подтекст. Если в "Тристане" господствует стихия напряженной хроматики, то в "Майстерзингерах" - полнокровная, мощная диатоника; существенную роль играет контрапункт. Персонажи "Майстерзингеров" - не мифологические фигуры (как в остальных зрелых операх В.), а люди, представляющие разные слои общества. Опера изобилует народными и бытовыми сценами и содержит ряд песен, хоров, танцев, ансамблей. Один из центральных героев, Ганс Закс, представлен как народный поэт и музыкант, носитель исконных немецких ценностей. Венчающий оперу финальный монолог Закса - настоящий манифест немецкого национализма.
Премьера "Майстерзингеров" (п/у Бюлова) состоялась в Мюнхене в 1868. К этому времени В. уже более 2 лет жил в Трибшене близ Люцерна. Козима переехала к нему в 1866. К моменту оформления законного брака (1870) у них уже было трое детей. Между тем в Мюнхене по настоянию Людвига II были поставлены первые 2 оперы все еще не оконченного "Кольца нибелунга" - "Золото Рейна" и "Валькирия". В. сознавал, что для постановки всего цикла ему необходим особый театр, построенный по специальному проекту, учитывающему требования совокупного произведения искусства (т. е. музыкальной драмы, объединяющей музыку, поэзию, сценографию, сценическое движение). В 1872 он торжественно заложил здание нового театра в Байройте (к северо-востоку от Нюрнберга) и энергично взялся за добывание средств на его постройку. В 1874, когда предприятие оказалось на грани провала, король в очередной раз помог В. В том же году В. завершил последнюю оперу цикла, "Закат богов".
Открытие байройтского фестивального театра состоялось летом 1876 постановкой всего "Кольца" п/у Г. Рихтера. Вся тетралогия длится ок. 18 часов; "Золото Рейна" не делится на акты и выполняет функцию "вступительного вечера", а остальные три оперы содержат по 3 акта каждая (у "Заката богов" есть еще и пролог, что уподобляет структуру этой оперы структуре тетралогии в целом). Огромная конструкция поддерживается в высшей степени детализированной системой лейтмотивов, каждый из которых несет символический смысл, указывая на определенный персонаж, обозначая то или иное понятие, предмет и т. п. При этом лейтмотивы - не просто условные знаки, но и объекты активного симфонического развития; их сочетания служат прояснению подтекстов, не выраженных непосредственно в либретто (аналогичная система приемов действует также в "Тристане" и "Майстерзингерах"). Воплощенный в "Кольце" древний миф не сводится к истории борьбы богов, людей, великанов и нибелунгов (карликов) за власть над миром, олицетворяемую золотым кольцом нибелунга Альбериха; как и всякий подлинный миф, он содержит глубочайшие прозрения обо всех сторонах бытия. Одни комментаторы считают "Кольцо" прообразом современных наук о человеке (психоанализа 3. Фрейда, аналитической психологии К. Г. Юнга, структурной антропологии К. Леви-Стросса), другие - идеологической основой социализма или фашизма, третьи - притчей об индустриальном обществе и т. д., однако ни одна частная интерпретация не исчерпывает всего многообразия его содержания.
Художественный триумф В. на первом байройтском фестивале обернулся финансовой катастрофой. В 1877 В., надеясь возместить понесенные потери, дирижировал концертами в Лондоне. Позднее в том же году он приступил к сочинению оперы ("торжественной сценической мистерии") "Парсифаль". В своих полемических писаниях он продолжал уделять повышенное внимание вопросу расовой чистоты. Большую часть 1880 В. провел в Италии. Вскоре "Парсифаль" был завершен, и на вторых байройтских торжествах (1882) состоялась премьера оперы п/у Леви. В "Парсифале" В. вновь разрабатывает тему искупления, выдвигая на первый план христианские мотивы причастия и самоотречения. В конце 1882 В. выехал в Венецию, где вскоре умер от сердечного приступа. Похоронен в Байройте.
Степень влияния В. на современников и потомков невозможно переоценить. Он обогатил гармонический и мелодический язык музыки, открыл новые сферы музыкальной выразительности, ввел в обиход новые методы развития музыкальных идей, преобразовал искусство дирижирования. Личность и творчество В. вызывали обожание или ненависть (или оба эти чувства вместе - как в случае Ницше); но даже самые убежденные противники В. не отрицали его величия.

Основные произведения Рихарда Вагнера

Оперы (все - на либр. В.): "Феи" (Die Feen, 1833, пост. 1888); "Запрет любви" (Das Liebesverbot, 1836); "Риенци" (Rienzi, 1842); "Летучий голландец" (Der fliegende Hollander, 1843); "Тангейзер" (Tannhauser, 1845); "Лоэнгрин" (Lohengrin, 1850); "Тристан и Изольда" (Tristan und Isolde, 1865); "Нюрнбергские майстерзингеры" (Die Meistersinger von Nurnberg, 1868); тетралогия "Кольцо нибелунга" (Der Ring des Nibelungen, 1876): "Золото Рейна" (Das Rheingold, 1869), "Валькирия" (Die Walkure, 1870), "Зигфрид" (Siegfried, 1876), "Гибель богов" (Gotterdammerung, 1876); "Парсифаль" (Parsifal, 1882); муз. к театр. постановкам.
Для орк.: Симфония (1832); "Зигфрид-идиллия" (Siegfried Idyll, 1870); увертюры (в т. ч. "Фауст" [Faust], 1840, 2-я ред. 1855); марши (в т. ч. "Императорский марш" [Kaisermarsch], 1871).
Для фп.: 3 сонаты; Фантазия (1831); др. пьесы.
Др. вок. произв.: "Трапеза апостолов" (Das Liebesmahl der Apostel), библ. сцена для муж. хора и орк. (1843); др. произв. для хора; 5 стихотворений М. Везендонк для жен. голоса и фп. (1858); песни, арии.
Лит. произв.: мемуары, статьи о муз. и драм, театре, искусстве будущего, дирижировании.

Музыкальный словарь Гроува
© Издательство «Практика», 2001


Рекомендуемые записи Вагнера на компакт-дисках
Дискография и комментарий - Светлана Попова.

О вагнеровских певцах и дирижерах

Риенци, Летучий голландец

Тетралогия Кольцо нибелунга

Грандиозная вагнеровская тетралогия имеет обширную дискографию, как целиком, так и по отдельным операм. При этом возникает вопрос, что предпочтительнее: приобрести весь цикл сразу или же собирать по частям. Каждый из подходов имеет свои преимущества и недостатки. При приобретении комплекта можно надеяться на стабильный актерский состав (это важно, так как оперы имеют ряд сквозных персонажей) и цельность интерпретации. Однако при покупке по частям можно выбрать наиболее сильные составы для каждой оперы, а также наиболее удачные интерпретации, поскольку требования к актерам и дирижерам несколько различаются в разных частях цикла, и наборы из четырех опер не всегда бывают равноценны по качеству. Так, с очень хорошим Золотом Рейна может соседствовать посредственная Валькирия или наоборот. Кроме того, единство состава далеко не всегда выдерживается даже в наборах (напр., у Караяна имеются 2 исполнителя роли Вотана и 2 Зигфрида, у Шолти - так же 2 Вотана и 2 Фрики, и т.д.).
Поэтому данный вопрос не имеет однозначного ответа и зависит от личных предпочтений слушателя.
Условно можно разделить слушателей на две основные группы:
  1. Человек, который желает впервые познакомиться с музыкой Вагнера. Ему стоит посоветовать начать знакомство с Валькирии или Золота Рейна, далее послушать Гибель богов (также переводится как Сумерки или Закат богов) и в последнюю очередь Зигфрида. При этом имеет большое значение, был ли он до этого поклонником преимущественно итальянской оперы или же симфонической музыки. Поклонникам итальянцев стоит начинать слушать Вагнера не с Кольца, а с ранних опер, особенно Лоэнгрина, а Кольцо - с Валькирии, а не с Золота или Зигфрида, где мелодическое певческое начало выражено гораздо слабее, а упор сделан на мелодекламацию и яркие оркестровые картины. Поклоннику же симфонической звукописи стоит, напротив, послушать Золото, некоторые сцены из Зигфрида и Гибели богов и ту же Валькирию. При этом тем и другим стоит ориентироваться на записи 60-90-х годов, прежде всего студийные, как обладающие достаточно высоким качеством звучания.
  2. Человек, уже знакомый со специфическим вагнеровским стилем и желающий углубить свое знакомство с выдающимися интерпретациями Кольца. Тут также возможны варианты: ввиду того, что тетралогия является грандиозным филофско-поэтически-драматически-музыкальным синтетическим произведением искусства, возможно преимущественное внимание к вокальной, симфонической стороне музыки, философской глубине или же непосредственности эмоций. В любом случае выбор опытного вагнерианца существенно расширяется за счет архивных записей 20-50-х годов, сохранивших для истории интерпретации выдающихся артистов. Ввиду наличия большого количества записей мы ограничимся описанием наиболее выдающихся и краткими сведениями о некоторых других.

Тетралогия Кольцо нибелунга - Часть 1. Золото Рейна

Тетралогия Кольцо нибелунга - Часть 2. Валькирия

Тристан и Изольда

Последние изменения - 09.11.2003. 


главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

© 1999-2003     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved

статистика