главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

 <>

    Рекомендуемые записи сочинений Рихарда Вагнера

    Риенци (Rienzi, 1842)

    Rienzi. Siv WENNBERG (Irene); Ingeborg SPRINGER (Messenger of Peace) ; Janis MARTIN (Adriano) ; Rene KOLLO (Rienzi); Peter SCHREIER (Baroncelli); Nikolaus HILLEBRAND (Steffano Colonna); Theo ADAM (Paolo Orsini); Siegfried VOGEL (Raimondo); Gunther LEIB (Cecco del Vecchio). Dresden State Opera Chorus; Leipzig Radio Chorus; Staatskapelle Dresden/Heinrich HOLLREISER. EMI 5671312 (3 CD, ADD).

    Rienzi. Cheryl STUDER (Irene); Carmen ANHORN (Messenger of Peace); John JANSSEN (Adriano); Rene KOLLO (Rienzi); Norbert ORTH (Baroncelli); Jan-Hendrik ROOTERING (Steffano Colonna); Bodo BRINKMANN (Paolo Orsini); Karl HELM (Raimondo); Kieth ENGEN (Cecco del Vecchio). Bavarian State Opera Chorus; Bavarian State Orchestra/Wolfgang SAWALLISCH. Orfeo C346953D (3 CD, ADD).
    Вольфганг Заваллиш признанный специалист по ранним операм Вагнера. Однако эта "живая" запись 1983 года имеет серьезные купюры - она на 30 минут короче, чем студийная запись EMI, хотя в вокальном плане предпочтительнее. Сложный выбор и, видимо, лучшая запись этой оперы еще впереди.

    Летучий голландец (Der fliegende Hollander, 1843)

    Der Fliegende Hollander Jose van DAM (Hollander); Dunja VEJZOVIC (Senta); Kurt MOLL (Daland); Peter HOFMANN (Erik); Thomas MOSER (Steuermann); Kaja BORRIS (Mary); Berlin Philharmonic Orchestra; Vienna State Opera Chorus / Herbert von KARAJAN. EMI 7646502 (2 CD, DDD).
    Легендарная запись, выполненная в 1981-83 гг. Дирижирование Караяна, хотя значительно уклоняющееся от авторских темповых и динамических указаний в сторону привычных для вагнеровских записей Караяна медленных темпов и склонности к "камерному", тонко детализированному звучанию оркестра, производит впечатление эталонной трактовки благодаря потрясающей осмысленности и цельности, а также великолепному звуку Берлинcкого филармонического оркестра.
    Исключительно убедительное впечатление производят нетрадиционные трактовки таких эпизодов, как увертюра, монолог Голландца в 1 акте и ключевой диалог Сенты и Эрика. Начинающиеся часто на пиано и постепенно подводимые к мощным кульминациям с идеально выверенной динамикой (как монолог Голландца или его дуэт с Сентой), они выгодно отличаются от выглядящей прямолинейной и плоско-громкой трактовки Бема (которого Челибидаке обоснованно упрекал в пристрастии к излишне громкому звучанию медных) или остраненно-холодной и абсолютно невовлеченной - Клемперера. При этом Караян тонко чувствует колорит каждой конкретной сцены, одинаково ярко воплощая и грубоватый комизм дуэта Голландца с Даландом, и мистически-потустороннее явление Голландца, и транс Сенты во время разговора с Эриком.
    Состав прекрасно вписывается в концепцию Караяна и является достаточно сильным, хотя и не эталонным. Ван Дам, обладая ограниченными вокальными возможностями и не производя трубнозвучные эффекты, как Адам или Лондон, строит удивительно изысканный, возвышенный, красивый и убедительный образ неземного существа, обреченного на вечные муки, Даланд Курта Молля - гротескно-яркое, хотя и лишенное психологической глубины, воплощение "зла капитализма". Вообще трактовка роли Даланда - вещь очень спорная, многие хвалят Талвелу (у Клемперера) как единственно убедительного и психологически достоверного любящего отца, а не воплощение отвлеченной идеи. Однако более соответствующей замыслу Вагнера, в период создания Голландца преисполненного революционных идей, представляется именно трактовка Молля. Дуня Вейцович поет страстно и вовлеченно, хотя и не без вокальных погрешностей, справляясь с труднейшей партией Сенты. Особенно хороша в диалоге с Эриком. Эрик Хоффмана в целом приемлем, хотя и не без вокальных проблем, особенно в каватине (ко времени записи у Хоффмана уже были проблемы с голосом из-за слишком частых выступлений в не вполне подходящей ему партии Зигмунда). Штурман Мозера практически идеальный, Мари не вполне адекватная.
    В общем, данная запись с удивительно цельной дирижерской концепцией, великолепным звучанием оркестра, ровным и сильным составом и современным качеством звучания - однозначный первый выбор.

    В случае желания приобрести вторую или третью записи оперы, можно порекомендовать версию Клемперера с образцово сильным составом:

    Der Fliegende Hollander. Theo ADAM (Hollander); Anja SILJA (Senta); Martti TALVELA (Daland); Ernst KOZUB (Erik); Annelies BURMEISTER (Mary); Gerhard UNGER (Steuermann); BBC Chorus; New Philharmonia Orchestra / Otto KLEMPERER. EMI 5674082 Great Recordings of the Century (2 CD, ADD).

    однако абсолютно лишенным понимания вагнеровского стиля, холодным и отвлеченно-красивым, в излишне медленных темпах, без всякого драматизма, дирижированием Клемперера. Как выразился один критик: "Я слышу в этой записи разнообразные красивые способы игры на инструментах, а не музыку".
    (Прим. редактора "Путеводителя": трудно согласиться с подобным заключением. Скорее можно говорить об особом клемпереровском видении Вагнера. Это одна из лучших записей "Голландца", с чем, очевидно, согласен и рецензент, включивший всё же эту запись в список рекомендуемых. На самом деле многим слушателям эта интерпретация покажется глубже и интереснее караяновской.)

    Поклонникам архивных записей можно порекомендовать потрясающий набор Краусса:

    Der Fliegende Hollander. Hans HOTTER (Hollander); Viorica URSULEAC (Senta); Georg HANN (Daland); Karl OSTERTAG (Erik); Luise WILLER (Mary); Franz KLARWEIN (Steuermann); Bavarian State Opera Chorus and Orchestra / Clemens KRAUSS. Preiser 90250 (2 CD, ADD mono).

    Это живая запись марта 1944 года с прекрасным составом, во главе с гениальным Хансом Хоттером - лучшим вагнеровским бас-баритоном всех времен в чудесной вокальной форме, создающего просто идеальный образ Голландца (поклонникам Вагнера стоит услышать Хоттера абсолютно во всех его вагнеровских партиях), при этом с одним из наиболее тонких и интересных вагнеровских дирижеров века - Клеменсом Крауссом, который ныне незаслуженно находится в тени Фуртвенглера, хотя его записи заслуживают пристального внимания. Качество звука приемлемо и солисты хорошо слышны.

    Также можно порекомендовать добротные и с хорошими составами работы Карла Бема:

    Der Fliegende Hollander. Thomas STEWART (Hollander); Dame Gwyneth JONES (Senta); Karl RIDDERBUSCH (Daland); Hermin Esser (Erik); Sieglinde WAGNER (Mary); Harald EK (Steuermann); Bayreuth Festival Chorus and Orchestra / Karl BOHM. Deutsche Grammophon 437 710-2 (2 CD, ADD).

    - живая байрейтская запись 1971 года, драматичная, в быстрых темпах, однако с некоторым недостатком тонкости и изящества;

    и Дорати - недорогой набор серии Double Decca:

    Der Fliegende Hollander. George LONDON (Hollander); Leonie RYSANEK (Senta); Giorgio TOZZI (Daland); Karl LIEBL (Erik); Rosalind ELIAS (Mary); Richard LEWIS (Steuermann); Chorus and Orchestra of the Royal Opera House, Covent Garden / Antal DORATI. Decca 460 738-2 (2 CD, ADD).

    Подводя итог: запись Караяна можно порекомендовать абсолютно всем, запись Краусса - также (с оговоркой относительно качества записи), Клемперера - прежде всего поклонникам красивого вокала и звучания оркестра, а Бема, напротив, любителям драмы.
    Следует также заметить, что запись Клемперера представляет Дрезденскую версию, разделенную на 3 акта, а Караяна - одноактную, однако различия между версиями столь малы, что не имеют практического значения.

    Дискография и комментарий - Светлана Попова.

 <>

Последние изменения - 19.11.2002. 

© 1999-2002     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved


статистика