![]() |
|
![]() |
<> |
Кольцо нибелунга (Der Ring des Nibelungen)
Золото Рейна (Das Rheingold) Основные действующие лица: Wotan (Вотан), отец богов - высокий бас
Fricka (Фрика), его жена - высокое меццо-сопрано
Loge (Логе), бог огня - характерный тенор
Alberich (Альберих), карлик-нибелунг - высокий бас
Mime (Миме), брат Альбериха - характерный тенор.
Fafner, Fasolt (Фафнир, Фазольт), великаны - басы
Die Rheintochter: (дочери Рейна) - 2 сопрано и меццо
Легендарная запись, положившая начало первому студийному Кольцу, записанному в конце 50 - первой половине 60-х годов. Запись была выполнена согласно концепции "театра мечты" продюсера фирмы Декка Джона Калшоу (Culshow) - с активным использованием стерео и различных спецэффектов. Побила все рекорды продаж и до сих пор является общепризнанным first choice. Успех ее был обусловлен исключительно сильным составом, яркой манерой дирижирования, а также новизной упомянутых эффектов (такие сцены, как спуск в Нибельгейм под стук наковален, или Доннер, созывающий тучи в конце оперы, где изображается вспышка молнии, до сих пор считаются непревзойденными). Однако у данной записи имеется и ряд противников.
Скандальная запись из состава студийного Кольца, записанного в конце 60-х - начале 70-х, сломавшая все стереотипы в отношении исполнения Кольца.
Караян и руководство фирмы Дойче Граммофон, возможно, сознательно позиционировали данную запись как противовес версии Шолти, в итоге достоинства и недостатки данного Золота прямо противоположны шолтиевским. Караяновский постоянный оркестр Берлинер Филармоникер играет технически совершенно, передавая мельчайшие нюансы, дирижирование Караяна находит в музыке удивительные мелодические и колористические красоты (особенно в терцетах Дочерей Рейна, и вообще в начале оперы - многие рецензенты восхищались удивительным мягким мерцанием в сцене восхода солнца и пробуждения Золота Рейна), однако многие упрекают его в "камерности", "холодности" и "невовлеченности" (упреки вряд ли заслуженные). Состав исполнителей радикально экспериментален - Вотана поет мягкий баритон Фишера-Дискау. С технической точки зрения ему иногда трудно справиться с тяжелой партией, с драматургической - он рисует образ совершенно нетрадиционного, мягкого, слабого и нерешительного отца богов. Очень спорная трактовка, которую практически невозможно вписать в контекст философского содержания Кольца целиком, однако вполне допустимая, если рассматривать Золото как самостоятельную оперу. Альбериха поет очень выразительный Келемен, Логе - гениальный Штольце (бесспорно лучшая и едва ли не единственно верная трактовка образа во всей дискографии Кольца - по выражению одного из критиков, этот Логе (в опере - бог огня), буквально жжет вам пальцы, идеально сочетая гротескную вокальную линию со своим приплясывающим оркестровым лейтмотивом (см. хотя бы потрясающую сцену, когда Логе разнимает и успокаивает Вотана и Альбериха в Нибельгейме (сцена 3, от слов Логе Sei doch bei Sinnen! и далее) - просто совершенное взаимодействие между певцом и оркестром)), пара великанов - также едва ли не лучшая в записи, особенно удачен и глубок образ Фазольта в исполнении интеллигентного баса с очень красивым и благородным тембром - Талвелы, который удачно контрастирует с тяжеловесным и зловещим Риддербушем - Фафниром. Также удачна женственная с очень красивым голосом Визи в партии Фрики, терцеты дочерей Рейна также бесспорно лучшие в записи, во главе с идеальной Флосхильдой - Анной Рейнольдс. При этом запись очень легко слушается - Караян мягкой и мелодичной манерой дирижирования как бы сглаживает чрезмерную жесткость фактуры, а большой разговор великанов и Вотана - благодаря тщательно продуманному подбору тембров (очень мягкий баритон Фишера-Дискау, который никак не спутать с басом, в отличие от, скажем, Франтца, Лондона или Адама с Хоттером, мягкий бас Тальвелы и ощутимо более тяжелый - Риддербуша) для слушателя, который впервые знакомится с оперой и не очень хорошо знает текст - однозначно единственный вариант, который позволит не заскучать на этом сложном для восприятия, но очень важном драматургически, месте.
В общем, данные две записи взаимодополняют друг друга и являются вместе однозначным и едва ли не исчерпывающим выбором. Если же необходимо выбрать какую-то одну, то рекомендуем Золото Караяна всем собирающим Кольцо по частям, поклонникам итальянской оперы и вообще желающим знакомиться с Вагнером комфортно и с удовольствием, а Шолти - или как органичную часть великолепного в целом Кольца, или просто любителям яркой оркестровой музыки, подчеркнутой броскими спецэффектами.
При этом стоит заметить, что, в отличие от, скажем, Валькирии, трудно рекомендовать к покупке какую-либо из архивных записей, даже таких выдающихся, как Краусса с Хоттером, которого вообще-то совершенно необходимо слышать в роли Вотана, очень сильным составом и тонким, лиричным дирижированием:
или Фуртвенглера, одного из главных интерпретаторов Вагнера:
- запись 1950 г. с оркестром Ла Скала - запись 1953 года c оркестром Итальянского радио То же относится и к различным довоенным записям. Своеобразная оркестровая фактура и обилие диалогов с участием многих похожих голосов превращают прослушивание архивного Золота (в отличие от Валькирии) в тяжелый труд, посильный только для очень убежденного вагнерианца. При этом в архивных записях теряется тембральная красота и тонкость оркестровых сцен, особенно начала.
Поэтому после покупки двух наиболее выдающихся записей Золота стоит обратить внимание скорее на современные, например Донаньи -
Данная запись с наилучшим на сегодняшний день (и, однако, очень серым и не более чем удовлетворительным вокально составом, не выдерживающим никакого сравнения с составами 50-х - начала 60-х) интересна исключительным вниманием к тонким тембовым деталям, позволяющим вполне насладиться мастерством вагнеровской оркестровки, при том что все прочее в ней (темпы и т.д.) вполне традиционны и не представлют собой чего-то интересного. Также можно послушать другие современные записи, например Хайтинка, Баренбойма или Яновски. Запись Хайтинка превосходит Донаньи составом:
и более удовлетворительна в драматическом отношении, однако не столь интересна оркестровой игрой. Вообще данная запись Хайтинка очень ровная и сбалансированная во всех отношениях, может служить почти эталоном усредненно-хорошего исполнения.
Особенно стоит предостеречь начинающего слушателя Вагнера от записи Джеймса Ливайна:
Она является самой продолжительной из всех записей Золота. Как это обычно для Ливайна, сверхмедленные темпы вместо ожидаемой философичности привносят лишь скуку и полностью убивают всякий драматизм и красочность, что для Золота еще более губительно, чем для других частей Кольца. Поэтому даже критики, в целом доброжелательно настроенные к Кольцу Ливайна, особенно критикуют Золото, которое не спасает даже неплохой состав исполнителей.
Данная запись (1967 г.) представляет интерес для желающих послушать живую байрейтскую запись Кольца (в отличие от вышеперечисленных записей, в основном студийных), отличается достаточно сильным составом и энергичным дирижированием, является вполне достойной частью полного Кольца Бема, однако целесообразность его приобретения как отдельной записи весьма сомнительна.
Подводя итог, распределим приоритеты следующим образом - желающим приобрести полное Кольцо стоит взять Шолти, в том числе и его грандиозное и величественное Золото Рейна. Всем прочим стоит начать знакомство с удивительно красивой версии Караяна и потом послушать Шолти. На этом знакомство в принципе можно закончить (разнообразие вариантов трактовки Золота гораздо меньше, чем других частей Кольца, которым и стоит уделить более пристальное внимание), если же хочется послушать еще какие-то версии, то стоит скорее обратить внимание на относительно новые записи Хайтинка или Донаньи. (Прим. редактора - в связи с заметным сокращением в последние годы вагнеровского раздела в каталогах всех крупнейших фирм, записи Золота Ливайна и Бёма доступны теперь только в составе полных Колец, а записи Хайтинка и Донаньи вовсе отсутствуют в каталогах EMI и Decca последних лет, хотя ещё могут встретиться в магазинах). Дискография и комментарий - Светлана Попова. |
<>
Последние изменения - 14.12.2002. |
|