|
<> |
Кольцо нибелунга (Der Ring des Nibelungen)
Валькирия (Die Walkure) Одна из известнейших и наиболее популярных опер Вагнера (согласно недавнему опросу в интернете, она заняла второе место по популярности (116 баллов) после Тристана (129), с большим отрывом от третьего места - Парцифаля (95). Она представляет гораздо больше возможностей для разных интерпретаций, чем Золото Рейна, в связи с чем существует большое число по-своему выдающихся записей, каждую из которых стоит послушать. Поэтому при подборе записей Кольца упор можно сделать именно на Валькирию; если иметь 2 записи Золота (Караяна и Шолти) вполне достаточно (и на этом можно сэкономить для других частей, а архивные записи вообще не рассматривать), то в данном случае именно гениальные трактовки 30-50-х гг являются обязательными. Основные действующие лица: Wotan (Вотан), отец богов - высокий бас (бас-баритон, героический баритон)
Brunnhilde (Брунгильда), дочь Вотана - драматическое сопрано.
Siegmund (Зигмунд) - классическая и одна из наиболее тяжелый партий для героического тенора.
Sieglinde (Зиглинда), сестра и жена Зигмунда
Hunding (Хундинг), первый муж Зиглинды :-) - низкий бас
Fricka (Фрика), богиня, жена Вотана - высокое меццо
В дирижерских концепциях Валькирии можно условно выделить два основных подхода к музыкальной ткани и два - к содержанию. В музыкальном плане трактовки колеблются от резкого подчеркивания лейтмотивов, торчащих "как дорожные указатели", по ироничному выражению Булеза, до растворения Hauptstimme, главных голосов, в плавно текущей оркестровой массе, причем правильный баланс удавался немногим - прежде всего Фуртвенглеру и Крауссу. В содержательном плане возможны два варианта - Валькирия "с точки зрения вечности" и как "здесь и сейчас" протекающая драма. Эталонный представитель первого подхода - Фуртвенглер, особенно в записи 54 года. Данная Валькирия планировалась Вальтером Легге как начало первого студийного Кольца, но безвременная кончина дирижера не позволила воплотить этот замысел. Die Walkure. Ludwig SUTHAUS (ten) Siegmund; Leonie RYSANEK (sop) Sieglinde; Martha MODL (sop) Brunnhilde; Ferdinand FRANTZ (bar) Wotan; Margarete KLOSE (mez) Fricka; Gottlob FRICK (bass) Hunding; Gerda SCHREYER (sop) Gerhilde; Erika KOTH (sop) Helmwige; Judith HELLWIG (sop) Ortlinde; Dagmar SCHMEDES (sop) Waltraute; Dagmar HERMANN (mez) Rossweisse; Hertha TOPPER (mez) Siegrune; Johanna BLATTER (mez) Grimgerde; Ruth SIEWERT (mez) Schwertleite; Vienna Philharmonic Orchestra / Wilhelm FURTWANGLER. EMI References 7630452 (3 CD, ADD, mono).
С этой точки зрения Кольцо в целом - это пантеистическая драма возникновения из Хаоса структурированного мира с его богами и героями и обратного неумолимого растворения в первобытных водах, и это накладывает свой отпечаток на каждый эпизод. Герои как будто разыгрывают торжественную мистерию самоутверждения, борьбы и гибели индивидуальностей на фоне неумолимой космической судьбы, воплощенной нитями Норн. В каком-то смысле такая интерпретация - это Валькирия, рассказанная Вотаном, в ком осознала себя извечная мировая Скорбь. Именно поэтому у Фуртвенглера Вотан (Франтц) - очень сдержанный и безэмоционально вещающий, поскольку границы его сознания как бы расширены до границ всей оперы, и его понимание и отчаяние выражены и оркестром, и всеми другими героями. Поэтому все любовные и героические перипетии сюжета Валькирии пропущены сквозь некий фильтр, и все эмоции героев густо окрашены мистической безысходностью. Отсюда и благородно-возвышенное пение Зигмунда - Зутхауза, с сильно смягченными и "облагороженными", лишенными эффекта присутствия состояниями как гнева и ярости, так и любовного экстаза и лишенная всякого виртуозного блеска и обычной экстатической игры молодой энергии (в своем выходе) предельно серьезная и мрачная Брунгильда Марты Медль.
Две другие записи Фуртвенглера - 'живые' записи Валькирии из наборов Колец: - запись 1953 года c оркестром Итальянского радио DIE WALKURE. Wolfgang WINDGASSEN (ten/ Siegmund); Hilde KONETZNI (sop/ Sieglinde); Martha MODL (sop/ Brunnhilde); Ferdinand FRANTZ (bar/ Wotan); Elsa CAVELTI (mez/ Fricka); Gottlob FRICK (bass/ Hunding); Judith HELLWIG (sop/ Helmwige); Magda GABORY (mez/ Ortlinde); Gerda SCHEYRER (sop/ Gerhilde); Dagmar SCHMEDES (sop/ Waltraute); Olga BENNINGS (mez/ Siegrune); Ira MALANIUK (mez/ Rossweisse); Elsa CAVELTI (mez/ Grimgerde); Hilde ROSSL-MAJDAN (mez/ Schwertleite). Orchestra Sinfonia della Radio Italiana/ Wilhelm FURTWANGLER.
Состав, в общем-то, похож, пение Медль, Франтца и Фрика достаточно похоже на предыдущий вариант. Виндгассен в роли Зигмунда демонстрирует красоту своего тембра, рисуя образ пылкого и слегка патетичного героя. Дирижирование Фуртвенглера, как это характерно для большинства его живых записей, отличается ярко артикулированным ритмом и в целом - несколько более драматической трактовкой. При этом первый акт все-таки не выглядит очень убедительно, зато второй оставляет поистине неизгладимое впечатление потрясающей трагедийностью и удивительной выразительностью оркестра в рассказе Вотана. Однако стоит предупредить о не вполне хорошем качестве записи, да и игра итальянского оркестра оставляет желать лучшего. В целом - это высококлассная Валькирия, с яркими достоинствами и заметными недостатками, которая опять-таки - необходима любому серьезному вагнерианцу, но вряд ли может войти даже в 3-4 наиболее рекомендованные записи. Как часть одного из величайших Колец века, она является бесспорно удачным выбором. - запись 1950 г. с оркестром Ла Скала: DIE WALKURE. Gunther TREPTOW (ten) Siegmund; Hilde KONETZNI (sop) Sieglinde; Kirsten FLAGSTAD (sop) Brunnhilde; Ferdinand FRANTZ (bass-bar) Wotan; Elisabeth HONGEN (mez) Fricka; Ludwig WEBER (bass) Hunding; Walburga WEGNER (sop) Gerhilde; Ilona STEINGRUBER (sop) Helmwige; Karen Marie CERKAL (sop) Ortlinde; Dagmar SCHMEDES (mez) Waltraute; Margret WETH-FALKE (contr) Rossweisse; Margherita KENNEY (mez) Siegrune; Sieglinde WAGNER (mez) Grimgerde; Polly BATIC (sop) Schwertleite. Chorus and Orchestra of La Scala, Milan/ Wilhelm FURTWANGLER.
Долгое время между критиками идет спор о сравнительной ценности двух Колец Фуртвенглера - Ла Скала 50 и РАИ 53.
Ярким представителем радикально противоположного прочтения является знаменитая Валькирия Шолти - наиболее известная и часто рекомендуемая запись, побившая все рекорды продаж. DIE WALKURE. James KING (ten) Siegmund; Regine CRESPIN (sop) Sieglinde; Birgit NILSSON (sop) Brunnhilde; Hans HOTTER (bass-bar) Wotan; Christa LUDWIG (mez) Fricka; Gottlob FRICK (bass) Hunding; Vera SCHLOSSER (sop) Gerhilde; Berit LINDHOLM (sop) Helmwige; Helga DERNESCH (sop) Ortlinde; Brigitte FASSBAENDER (mez) Waltraute; Claudia HELLMANN (sop) Rossweisse; Vera LITTLE (contr) Siegrune; Marilyn TYLER (sop) Grimgerde; Helen WATTS (contr) Schwertleite. Vienna Philharmonic Orchestra / Sir George SOLTI. Decca 455559-2 (4 CD, ADD). Концепция Шолти - это драма с непредсказуемым финалом, происходящая прямо на наших глазах. Каждый эпизод для него предельно самоценен, и Валькирия сознательно предстает цепью предельно ярких эпизодов (за что его упрекали в старт-стоп дирижировании). Винер Филармоникер играет безупречно, все картинные эпизоды, разные скачки, битвы и волшебные огни, изображены исключительно, титаническая мощь вагнеровского оркестра, будь то Полет Валькирий, прибытие и убытие :-) Вотана (после разговора с Брунгильдой, после смерти Хундинга, погоня за Брунгильдой) - передана как ни в какой другой записи.
Среди ее бесспорных достоинств - эталонное исполнение ряда партий.
Фрик - лучший Хундинг, неоднократно записывавший эту партию, отличается в этой поздней записи особенно темным тембром голоса. В данной записи конфликт Хундинга и Зигмунда выглядит как классическое противостояние солярного героя, порвавшего с родовой моралью и бросившего вызов судьбе - и темного, неразрывно связанного с землей, родом, культом предков, Хундинга. Фрик не столь угрожающ и агрессивен, как другой великий бас Грайндль, он скорее полон уверенности в своей силе. Никто не поет так выразительно слова о том, что рядом живет его род, хранящий его честь. Поэтому он относится к Зигмунду со спокойным презрением. Его исполнение позволяет лучше рассмотреть философский подтекст конфликта, не сводимого просто к противостоянию двух индивидуальностей.
Примерно в таком же русле выдержана интерпретация Лайнсдорфа - тоже на Decca, 1962 года DIE WALKURE. Jon VICKERS (ten) Siegmund; Gre BROUWENSTIJN (sop) Sieglinde; Birgit NILSSON (sop) Brunnhilde; George LONDON (bass-bar) Wotan; Rita GORR (mez) Fricka; David WARD (bass) Hunding; Marie COLLIER (sop) Gerhilde; Judith PIERCE (sop) Helmwige; Julia MALYON (sop) Ortlinde; Margreta ELKINS (mez) Waltraute; Josephine VEASEY (mez) Rossweisse; Noreen BERRY (mez) Siegrune; Maureen GUY (mez) Grimgerde; Joan EDWARDS (contr) Schwertleite; London Symphony Orchestra / Erich LEINSDORF. Decca 430391-2 или 470443-2 (3 CD, ADD). Добротная работа с прекрасным составом вокалистов. Нильсон прекрасна, хотя и достигнет больших высот интерпретации в более поздних записях Бема и Шолти. Лондон - обладатель великолепного голоса, но его манера немного суховата и не достигает эмоциональной и смысловой глубины и проработанности каждого нюанса у Хоттера. Остальные вокалисты очень хороши, Викерс с красивейшим голосом и более сдержанной и традиционной интерпретацией, чем позднее у Караяна - один из лучших Зигмундов, хотя и не самый убедительный. Излишне драматизированная манера дирижирования Лайнсдорфа, со взвинченными темпами, затушевывает лирическую красоту многих медитативных мест. В целом запись не представляет собой чего-то выдающегося, но все составляющие на достаточно высоком уровне. Еще одна Валькирия в схожей манере интерпретации как 'здесь и сейчас' протекающей драмы - из состава очень популярного live Кольца Бема (Байрейт 67) DIE WALKURE. James KING (ten) Siegmund; Leonie RYSANEK (sop) Sieglinde; Gerd NIENSTEDT (bass) Hunding; Birgit NILSSON (sop) Brunnhilde; Theo ADAM (bass) Wotan; Annelies BURMEISTER (mez) Fricka/ Siegrune; Danica MASTILOVIC (sop) Gerthilde; Helga DERNESCH (sop) Ortlinde; Gertraud HOPF (mez) Waltraute; Sieglinde WAGNER (contr) Schwertleite; Liane SYNEK (sop) Helmwige; Elisabeth SCHARTEL (contr) Grimgerde; Sona CERVENA (mez) Rossweisse; Bayreuth Festival Chorus and Orchestra / Karl BOHM. Philips 464751-2 (4CD, ADD).
В отличие от вышерассмотренных студийных записей Шолти и Лайнсдорфа, данная живая запись является едва ли не first choice для желающих ощутить атмосферу Байрейта. Бем очень много дирижировал там в 60-х гг, сохранилась масса записей, многие из которых, как это Кольцо и Тристан с Нильсон и Виндгассеном, весьма известны. Состав опять же очень сильный, Нильсон поет с высочайшим воодушевлением, это едва ли не лучшая (и выделяемая ею самой) Брунгильда из богатой дискографии певицы, если не вообще - лучшая послевоенная Брунгильда.
Подводя итог наиболее выдающимся записям, необходимо подробнее остановиться на едва ли не лучшей Валькирии века - из комплекта, названного знаменитым критиком Джон Ардойном (John Ardoin), чьей памяти посвящена серия Decca "Singers", лучшим Кольцом века - записи Краусса 53 года из Байрейта. DIE WALKURE. Ramon VINAY (ten) Siegmund; Regina RESNIK (sop) Sieglinde; Astrid VARNAY (sop) Brunnhilde; Hans HOTTER (bass-bar) Wotan; Josef GREINDL (bass) Hunding; Ira MALANIUK (contr) Fricka; Brunnhilde FRIEDLAND (sop) Gerhilde; Bruni FALCON (sop) Ortlinde; Lise SORRELL (mez) Waltraute; Maria von ILOSVAY (contr) Schwertleite; Liselotte THOMAMULLER (sop) Helmwige; Gisela LITZ (mez) Siegrune; Sibylla PLATE (contr) Grimgerde; Erika SCHUBERT (mez) Rossweisse; Bayreuth Festival Orchestra / Clemens KRAUSS. Laudis LCD4 4005 (4 CD, ADD).
Вокальный состав просто потрясающий. Хоттер, многократно записавший партию Вотана, в этой записи предстает в наилучшем голосе. Комментировать его пение бесполезно, оно - как если бы пел живой Вотан. При этом у него замечательное взаимопонимание с его постоянной партнершей в партии Брунгильды - Астрид Варнай, с голосом широкого диапазона, удивительно красивого тембра, очень хорошими верхними нотами, но не слишком мощным. При этом ее интерпретация роли очень женственна и потрясающе убедительна, особенно в финальной сцене оправдания Брунгильды перед Вотаном, даже если ей слегка недостает авторитета и стальных оттенков Нильсон в сцене Возвещения смерти.
Данный дуэт уже ставит эту "Валькирию" на недосягаемую высоту. Однако и другие певцы очень хороши. Зигмунда поет известный своими разносторонними достижениями Рамон Винай. За свою карьеру он пел баритоном, перешел в тенора (пел Радамеса, легендарного Отелло /у Фуртвенглера и Тосканини/ и Тристана), потом вернулся в баритоны (Яго, Курвенал; жаль только, что он не пел сразу две партии в одной опере, как Нильсон в Тангейзере) и даже пел басом, включая Командора и Великого инквизитора!
Конечно, ему тяжело соперничать с отточенными интерпретациями специалистов более узкого профиля, как Зутхауз или Виндгассен, он даже иногда путает слова и забывает фразы (например, в Возвещении смерти), несмотря на постоянное очень назойливое суфлирование, отчетливо слышное в записи, но мощный голос и необычайный эмоциональный подъем делают его в целом хорошим, несмотря на все шероховатости, Зигмундом. Резник - хорошая Зиглинда с очень красивым голосом, хотя не с такой тщательно продуманной артикулированной интерпретацией, как скажем Лотта Леман; Грайндль в партии Хундинга очень грозен и уступает лишь Фрику.
В общем, идеальный баланс между качеством звука и глубиной интерпретации предлагают записи 50-60-х гг, но в заключение стоит сказать несколько слов об архивных и современных записях.
Архивные записи - отдельная тема, тем более что человек, выбирающий такую запись, как правило, уже достаточно осведомлен в Вагнере и может сделать осознанный выбор. Особенно хочется порекомендовать гениальный 1 акт Валькирии с Бруно Вальтером, Мельхиором и Лоттой Леман - студийная запись 1935 года:
Die Walkure - Act 1. Lauritz MELCHIOR (ten) Siegmund; Lotte LEHMANN (sop) Sieglinde; Emanuel LIST (bass) Hunding; Vienna Philharmonic Orchestra / Bruno WALTER. EMI References mono 761020-2 (63 min, ADD). Один из величайших дирижеров XX века довольно мало исполнял Вагнера, и тем ценнее эта запись - едва ли не образцовое, светлое, лиричное прочтение первого акта. Мельхиор, исполняющий Винтерштюрме - просто идеальное совершенство. Сравнить его можно разве что с его же ранними записями 20-х гг с Фридой Ляйдер, в которых царит совершенно потрясающая, солнечная атмосфера, голоса молодых певцов полны улыбок. Их любовный дуэт - также едва ли не закрывает эту часть Валькирии вообще - лучше это спеть вряд ли возможно. Также стоит порекомендовать любые фрагменты с Шорром - гениальным Вотаном, единственным соперником Хоттера, с феноменально ровным голосом, чьи трактовки наполнены божественным величием. К сожалению, в наиболее популярных записях с ним 30-х гг - у Боданцки и Лайнсдорфа - он уже не в голосе. Что касается более современных записей, то начать стоит с Караяна из его студийного Кольца: DIE WALKURE. Jon VICKERS (ten) Siegmund; Martti TALVELA (bass) Hunding; Thomas STEWART (bar) Wotan; Regine CRESPIN (sop) Brunnhilde; Gundula JANOWITZ (sop) Sieglinde; Josephine VEASEY (mez) Fricka; Liselotte REBMANN (sop) Gerhilde; Ingrid STEGER (mez) Waltraute; Daniza MATILOVIC (sop) Helmwige; Cvetka AHLIN (mez) Grimgerde; Carlotta ORDASSY (sop) Ortlinde; Lilo BOCKHAUS (mez) Schwertleite; Barbro ERICSON (mez) Siegrune; Helga JENCKEL (sop) Rossweisse; Berlin Philharmonic Orchestra/ Herbert von KARAJAN . DG 457 785-2 (4 CD, ADD).
Все караяновское Кольцо в целом является одной из самых спорных интерпретаций, имеющих как восторженных сторонников, так и преобладающую массу противников.
Радикальным экспериментаторством отличается Валькирия Булеза из "Кольца века" в Байрейте. DIE WALKURE. Peter HOFMANN (ten) Siegmund; Jeannine ALTMEYER (sop) Sieglinde; Dame Gwyneth JONES (sop) Brunnhilde; Sir Donald McINTYRE (bass-bar) Wotan; Hanna SCHWARZ (mez) Fricka; Matti SALMINEN (bass) Hunding; Carmen REPPEL (sop) Gerhilde; Katie CLARKE (sop) Helmwige; Karen MIDDLETON (sop) Ortlinde; Gabriele SCHNAUT (sop) Waltraute; Elisabeth GLAUSER (contr) Rossweisse; Marga SCHIML (sop) Siegrune; Ilse GRAMATZKI (mez) Grimgerde; Gwendoline KILLEBREW (mez) Schwertleite; Bayreuth Festival Orchestra / Pierre BOULEZ. Philips 434 422-2PH3 (3 CD, DDD). Очевидно, что дело в осознанной дирижерской концепции, которую можно охарактеризовать как последовательная дегероизация. Отсюда все поют подчеркнуто камерно и человечно, Вотан в рассказе просто содрогается от страха, Зигмунд везде выглядит как обычный человек (Петер Хоффман испортил себе голос частым исполнением этой партии, слишком тяжелой для этого многообещавшего вагнеровского лирического тенора), Валькирии рассматриваются Булезом как истеричные хищницы, отсюда и крайне нестандартный Полет (если не знать дирижерской программы, он просто приводит в шок). Булез дирижирует в быстрых темпах, с очень ясным оркестром и разными мелкими находками. В общем, интересная запись, но только для людей, хорошо знакомых с традиционными трактовками и открытых ко всему новому. Главным достоинством студийной записи Марека Яновски (начало 80-х, в наст. время - super budget издание BMG) является, помимо цены, замечательно подобранный баланс в звучании певцов и оркестра. DIE WALKURE. Siegfried JERUSALEM (ten) Siegmund; Jessye NORMAN (sop) Sieglinde; Jeannine ALTMEYER (sop) Brunnhilde; Theo ADAM (bar) Wotan; Kurt MOLL (bass) Hunding; Yvonne MINTON (mez) Fricka; Eva-Maria BUNDSCHUH (sop) Gerhilde; Cheryl STUDER (sop) Ortlinde; Ortrun WENKEL (mez) Waltraute; Anne GJEVANG (mez) Schwertleite; Ruth FALCON (sop) Helmwige; Christel BORCHERS (contr) Siegrune; Kathleen KUHLMANN (mez) Grimgerde; Uta PRIEW (mez) Rossweisse; Staatskapelle Dresden / Marek JANOWSKI. BMG 74321 454192 (4CD, DDD). Оркестр Дрезденской Штааткапеллы, один из лучших европейских оркестров на тот момент, играет безупречно чисто и в этой записи можно услышать заметно больше вагнеровских нот, чем в любой другой, особенно архивной. Живые темпы и неплохие певцы делают прослушивание этой записи необременительным удовольствием. Как музыкальная драма, данная запись довольно слаба и лишена ясной концепции, но просто как опера для людей, не склонных к философствованию, она может послужить неплохой основой для знакомства с Вагнером. DIE WALKURE. Gary LAKES (ten) Siegmund; Jessye NORMAN (sop) Sieglinde; Hildegard BEHRENS (sop) Brunnhilde; James MORRIS (bass) Wotan; Kurt MOLL (bass) Hunding; Christa LUDWIG (mez) Fricka; Marita NAPIER (sop) Gerhilde; Marilyn MIMS (sop) Ortlinde; Reinhild RUNKEL (mez) Waltraute; Ruthild ENGERT (contr) Schwertleite; Linda KELM (sop) Helmwige; Diane KESLING (mez) Siegrune; Meredith PARSONS (contr) Grimgerde; Anne WILKENS (mez) Rossweisse; Metropolitan Opera Orchestra / James LEVINE. DG 423389-2 (4 CD, DDD). Данная запись, один из лидеров продаж в Америке, собрала ведущих вагнеровских певцов своего времени. Хильдегард Беренс поет как всегда с громадной самоотдачей, хотя ее голос не отличается красотой тембра и несколько суховат, Джеймс Моррис - лучший Вотан 80-х гг - демонстрирует неплохой вокал, но не очень глубокое понимание роли (несмотря на то, что занимался у Хоттера), Криста Людвиг поет неплохо, но слишком академично и невовлеченно и несравнима со своей записью у Шолти. Джесси Норман, как и у Яновски, достаточно странная Зиглинда, мало подходящая под образ. Гэри Лэйкс несколько похож по манере на Викерса, их даже можно спутать, если послушать немного, но его слащавость и вычурность переходят всякие пределы, а голос у него не столь интересен, и это один из самых слабых Зигмундов в записи. Дирижирование Ливайна в крайне медленных темпах, наполненных самолюбованием, ни в каком смысле не отвечает понятию вагнеровского стиля. Оркестр Метрополитен, технически очень хороший, играет некую абстрактную музыку в эклектичной манере. В общем, эту запись можно рекомендовать лишь поклонникам означенных певцов. Подводя итог, можно предложить следующие краткие рекомендации:
В качестве первого выбора для всех стоит порекомендовать студийную запись Шолти, поклонникам живых записей - Бема. Эта пара может служить образцовым началом коллекции. Людям, не боящимся записей с не очень хорошим звуком и желающим серьезно познакомиться с величайшими интерпретациями, стоит начать с очень гармоничного Краусса, далее Фуртвенглер-54, затем Фуртвенглер-50 и 53.
Поклонникам оперы, а также любителям красивой оркестровой игры можно порекомендовать Караяна. Остальные записи можно предложить лишь желающим изучить как можно больше интерпретаций, хотя Валькирия Лайнсдорфа создаст гораздо более адекватное представление о музыке, чем Булез или Ливайн.
Дискография и комментарий - Светлана Попова. |
<>
Последние изменения - 14.07.2003. |
|