главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

 <>

    Рекомендуемые записи сочинений Рихарда Вагнера

    Кольцо нибелунга (Der Ring des Nibelungen)

    Валькирия (Die Walkure)

    Одна из известнейших и наиболее популярных опер Вагнера (согласно недавнему опросу в интернете, она заняла второе место по популярности (116 баллов) после Тристана (129), с большим отрывом от третьего места - Парцифаля (95). Она представляет гораздо больше возможностей для разных интерпретаций, чем Золото Рейна, в связи с чем существует большое число по-своему выдающихся записей, каждую из которых стоит послушать. Поэтому при подборе записей Кольца упор можно сделать именно на Валькирию; если иметь 2 записи Золота (Караяна и Шолти) вполне достаточно (и на этом можно сэкономить для других частей, а архивные записи вообще не рассматривать), то в данном случае именно гениальные трактовки 30-50-х гг являются обязательными.

    Основные действующие лица:

    Wotan (Вотан), отец богов - высокий бас (бас-баритон, героический баритон)
    Данная роль является ключевой в Кольце как целом (не случайно А.Ф.Лосев в своем великолепном комментарии к Кольцу подчеркивает, что главный герой тетралогии - именно Вотан, куда более важный, чем Зигфрид, Зигмунд, Брюнхильда и т.д. ). В каком-то смысле, вся история Кольца рассматривается сквозь призму личности Вотана, его грехопадения и искупления, причем все прочие герои являют собой лишь проявления тех или иных сторон верховного бога.
    Его образ наделен как колоссальной обобщающей силой, так и ярким индивидуальным характером. Роль Вотана в Валькирии и в Кольце целиком исключительна и сопоставима с ролью дирижера (если рассматривать Кольцо не как музыкальное произведение, а как универсальный миф о мироздании). При этом центр тяжести роли Вотана - именно в Валькирии. Если в Золоте он еще не знает сомнений, а в Зигфриде уже следует избранным путем (и в обеих этих операх он показан как бы извне), то в Валькирии мы оказываемся погруженными в глубины его сознания, видим детально изображенные колебания и мучительные внутренние конфликты (особенно в акте 2, большой диалог с Фрикой со знаменитым местом "мук Вотана" и философской вершиной Валькирии - рассказом Брунгильде). При этом роль наделена колоссальной эмоциональной силой (например, "прощание Вотана" в конце акта 3 - популярнейший концертный номер для баса). Трактовка многих ключевых моментов в партии Вотана зависит от точки зрения, с которой рассматривается Валькирия. Если она исполняется как самостоятельная опера, вне связи с Кольцом, то как правило трактуется как история трагического бунта героя против бесчеловечных социальных законов, при этом главным действующим лицом оказывается Зигмунд, ключевой сценой - возвещение смерти (акт 2 сц 4), а большой монолог Вотана в акте 2 сц 2 часто вообще оказывается купированным (особенно, к сожалению, часто в довоенных записях, например Ляйнсдорфа с великолепным Вотаном - Фридрихом Шорром). В контексте же Кольца данная сцена является одной из вершин тетралогии, и ей уделяется особенно пристальное внимание (особенно у Фуртвенглера, Краусса, Шолти).
    Требования, предъявляемые партией Вотана в Валькирии, исключительно сложны. Кроме чисто вокальных проблем, главное - донести до слушателя глубину сложных переживаний героя, причем рассказ в акте 2 (als junger Liebe...) служит оселком для любого исполнителя Вотана - либо он окажется на высоте роли и произведет потрясающий эффект, либо же слушать рассказ будет просто скучно (многие выдающиеся музыковеды, как Ганс Галь, считали данный рассказ - просто пустым местом, сухим каталогом лейтмотивов - каковым он, к сожалению, и выглядит в большинстве записей). Середины тут быть не может (в отличие от возможности исполнить просто хорошо, красиво и т.д. почти любую другую партию Кольца). Точно также проверкой для Вотана является Прощание в акте 3 (Leb wohl... и далее) - безграничная возвышенная скорбь этой сцены - средство оценить эмоциональную состоятельность исполнителя. Как правило, для экспресс-оценки исполнителя данной роли достаточно послушать Прощание и середину рассказа.
    Лучшими исполнителями данной партии являются Ханс Хоттер (в ряде записей Байрейта 50-х гг с Кайльбертом, Крауссом и Кнаппертсбушем, а также в студийной Валькирии Шолти), Фердинанд Франтц (у Фуртвенглера) и Шорр (в довоенных записях).

    Brunnhilde (Брунгильда), дочь Вотана - драматическое сопрано.
    Данная партия по объему в Кольце почти равна партии Вотана. От певицы требуется как хорошие голосовые данные (звонкие верхние ноты, особенно во 2 акте с знаменитым Хо-йо-то (выход Брунгильды - Dir rat ich Vater..). , почти меццо-сопрановый нижний регистр, громадный динамический диапазон), так и осмысленный рисунок роли, умение выразительно мелодекламировать (классический образец вагнеровской декламации - например, оправдание Брунгильды в акте 3 - War es so schmahlich...) При этом эмоциональная палитра образа простирается от возвышенной героики Возвещения смерти акта 2 (Siegmund, sieh auf mich) до лирично женственных моментов в разговорах с отцом - Вотаном - и оплакивании Зигмунда (So sah ich Siegfater nie), причем передать все краски одинаково хорошо вряд ли под силу даже самой выдающейся певице. Известных исполнительниц можно к какой-то степени поделить на 2 группы - преимущественно виртуозных вокалисток и драматических актрис. Наилучшим образом сочетает в себе исключительное мастерство вокала ("стальные", "острые как бритва", по выражению критиков, верхние ноты, ровность звуковедения и динамический диапазон) с неплохим осмыслением образа Биргит Нильсон (наиболее популярная Брунгильда конца 50-60 гг, записи Шолти, Ляйнсдорфа, Бема и многие другие), среди архивных исполнительниц бесспорно выделяется легендарная Флагстад с ее удивительно красивым тембром и особенным величием создаваемого образа (многие довоенные записи, также Кольцо Фуртвенглера в Ла Скала 1950; единственная стереозапись, позволяющая себе лучше представить красоту тембра - пробный 3 акт Валькирии с Шолти на Decca, в целом не очень удачный), также лучшая Брунгильда 20-х гг Фрида Ляйдер; обладательница мощного голоса, чем-то похожего на Нильсон, - Траубель. Среди певиц, славящихся преимущественно тонкостью интерпретации - Марта Медль (записи начала 50-х, напр. две с Фуртвенглером), которая при некоторых вокальных проблемах (она начинала карьеру как меццо, и ее верхние ноты всегда оставались посредственными, так что удовольствия от эффектного выхода Брунгильды в начале 2 акта с ней точно не получить) демонстрирует удивительное проникновение в роль, поэтому большая часть исполнена просто эталонно. Астрид Варнай (запись Краусса - 53) с очень красивым тембром, широким диапазоном, позволявшим ей петь меццо-сопрановые партии, но не слишком сильным голосом, рисующая исключительно женственный и богатый оттенками образ.

    Siegmund (Зигмунд) - классическая и одна из наиболее тяжелый партий для героического тенора.
    Его роль характеризуется острой контрастностью - на протяжении 1 акта чередуется и лиричный разговор с Зиглиндой, и рассказы о прошлом с моментальными переходами от торжественной героики к трогательным жалобам на одиночество, далее к яростному рассказу о попытке заступиться за насильно отдаваемую замуж девушку. Далее - знаменитый богатырский призыв к отцу с требованием обещанного меча - Walse, Walse - который тенора тянут долго как могут - и сразу после этого исключительной проникновенности негромкие слова о блеснувшем на прощание взоре Зиглинды. Зигмунд теперь окутан мраком в ожидании смерти, но где-то в глубине души еще осталась маленькая искорка... Потом - бурный любовный дуэт с Зиглиндой, включающий в себя "единственную настоящую арию в Кольце" (Булез) - Wintersturme с ее возвышенной кантабильностью, дань уважения Беллини. Во втором акте его ждет и трагедийная кульминация оперы - дуэт Возвещения смерти с Брунгильдой с медитативным началом и титаническим бунтом финала, и нежное прощание с Зиглиндой. Естественно, что озвучить все эмоциональные состояния столь сложной партии одинаково хорошо нелегко, поэтому каждый Зигмунд подчеркивает какую-то часть своей многоплановой роли, и именно поэтому выбрать лучшего нелегко, а прослушивание каждого следующего открывает новые грани. Легендарным Зигмундом является Лауриц Мельхиор. Среди других выдающихся Зигмундов стоит выделить наиболее популярного в этой партии в 50-60-х гг (да и вообще основного тогда вагнеровского тенора) Вольфганга Виндгассена, а также Людвига Зутхауза. Часто вызывает восхищение своим голосом Джон Викерс, очень убедительны интерпретации Джеймса Кинга.

    Sieglinde (Зиглинда), сестра и жена Зигмунда
    Ее партия в первом акте очень лирична, во втором ей приходится озвучивать бурную истерику. Как правило, ее поют низковатые голоса теплого окраса, иногда даже почти меццо - как Резник, Конетцки, Джесси Норман, у Караяна сделана попытка радикально переосмыслить образ, поручив его лирическому сопрано Яновиц и за счет этого омолодить героиню, подчеркнув лиричные и женственные стороны.

    Hunding (Хундинг), первый муж Зиглинды :-) - низкий бас
    Эталонные исполнители - Готлоб Фрик, Йозеф Грайндль, также интересны Мартти Тальвела, из архивных записей - Александр Кипнис.

    Fricka (Фрика), богиня, жена Вотана - высокое меццо
    Лучшая исполнительница Криста Людвиг, также Визи, из архивных - Торборг.


    Наиболее выдающиеся записи

    В дирижерских концепциях Валькирии можно условно выделить два основных подхода к музыкальной ткани и два - к содержанию. В музыкальном плане трактовки колеблются от резкого подчеркивания лейтмотивов, торчащих "как дорожные указатели", по ироничному выражению Булеза, до растворения Hauptstimme, главных голосов, в плавно текущей оркестровой массе, причем правильный баланс удавался немногим - прежде всего Фуртвенглеру и Крауссу. В содержательном плане возможны два варианта - Валькирия "с точки зрения вечности" и как "здесь и сейчас" протекающая драма. Эталонный представитель первого подхода - Фуртвенглер, особенно в записи 54 года. Данная Валькирия планировалась Вальтером Легге как начало первого студийного Кольца, но безвременная кончина дирижера не позволила воплотить этот замысел.

    Die Walkure. Ludwig SUTHAUS (ten) Siegmund; Leonie RYSANEK (sop) Sieglinde; Martha MODL (sop) Brunnhilde; Ferdinand FRANTZ (bar) Wotan; Margarete KLOSE (mez) Fricka; Gottlob FRICK (bass) Hunding; Gerda SCHREYER (sop) Gerhilde; Erika KOTH (sop) Helmwige; Judith HELLWIG (sop) Ortlinde; Dagmar SCHMEDES (sop) Waltraute; Dagmar HERMANN (mez) Rossweisse; Hertha TOPPER (mez) Siegrune; Johanna BLATTER (mez) Grimgerde; Ruth SIEWERT (mez) Schwertleite; Vienna Philharmonic Orchestra / Wilhelm FURTWANGLER. EMI References 7630452 (3 CD, ADD, mono).

    С этой точки зрения Кольцо в целом - это пантеистическая драма возникновения из Хаоса структурированного мира с его богами и героями и обратного неумолимого растворения в первобытных водах, и это накладывает свой отпечаток на каждый эпизод. Герои как будто разыгрывают торжественную мистерию самоутверждения, борьбы и гибели индивидуальностей на фоне неумолимой космической судьбы, воплощенной нитями Норн. В каком-то смысле такая интерпретация - это Валькирия, рассказанная Вотаном, в ком осознала себя извечная мировая Скорбь. Именно поэтому у Фуртвенглера Вотан (Франтц) - очень сдержанный и безэмоционально вещающий, поскольку границы его сознания как бы расширены до границ всей оперы, и его понимание и отчаяние выражены и оркестром, и всеми другими героями. Поэтому все любовные и героические перипетии сюжета Валькирии пропущены сквозь некий фильтр, и все эмоции героев густо окрашены мистической безысходностью. Отсюда и благородно-возвышенное пение Зигмунда - Зутхауза, с сильно смягченными и "облагороженными", лишенными эффекта присутствия состояниями как гнева и ярости, так и любовного экстаза и лишенная всякого виртуозного блеска и обычной экстатической игры молодой энергии (в своем выходе) предельно серьезная и мрачная Брунгильда Марты Медль.
    Wagner Die Walkure Furtwangler 1954Эту Валькирию часто называют лучшей из всех записанных, однако это зависит от точки зрения. С точки зрения содержания - она действительно совершенно воплощает один из подходов к Кольцу, однако сама правомерность именно такого философского прочтения, элиминирующего значимость конкретных эпизодов на фоне грандиозного целого - Заката богов - оспаривалась многими видными специалистами, в частности яростным противником манеры Фуртвенглера знаменитым английским музыковедом Эрнестом Ньюманом. В таком случае данная запись подвергается упрекам в недраматичности и созерцательности. В принципе, так оно и есть, свое отношение к этому должен выработать сам слушатель, исходя из его понимания Вагнера. В любом случае, у данной записи имеется ряд бесспорных достоинств, прежде всего потрясающая игра VPO. Фуртвенглер демонстрирует гениальное умение выделить в оркестре существенное, сочетая напевную лиричность с идеальным выражением смысла, заложенного в ноты. Запись лишена всякого любования самодовлеющими оркестровыми эффектами, надуманных динамических перепадов, строга и сдержанна, при этом дирижирование воспринимается потрясающе естественным, как дыхание. Певцы демонстрируют идеальный баланс между пением и декламацией. Стоить заметить, что не все они в своей лучшей форме, и ожидать от них внешне эффектного вокала не стоит. Марта Медль испытывает явные проблемы с верхними нотами, голос Франтца тяжеловат, но пение Зигмунда - Зутхауза, Хундинга - Фрика и Зиглинды - Рисанек вызывает чистый восторг и с вокальной точки зрения. Подводя итог, стоит сказать, что это бесспорно гениальная Валькирия, которую просто обязан иметь всякий серьезный поклонник Вагнера. Но ее нельзя порекомендовать ни как первый, ни как второй выбор, на начинающего вагнерианца она может произвести шокирующее впечатление как нечто депрессивное и сплошь нарисованное красками от темно-синей до черной. Единственный вариант, когда ее стоит порекомендовать как первый выбор - это человеку, ценящему что-нибудь в духе Брукнера, старинной церковной музыки и относящийся в Вагнеру с некоторым презрением за его популизм, погоню за внешними эффектами и излишнюю эмоциональную взвинченность. Но в любом случае с каждым дальнейшим прослушиванием все более раскрывается глубинная красота и мудрость этой записи.

    Две другие записи Фуртвенглера - 'живые' записи Валькирии из наборов Колец:

    - запись 1953 года c оркестром Итальянского радио

    DIE WALKURE. Wolfgang WINDGASSEN (ten/ Siegmund); Hilde KONETZNI (sop/ Sieglinde); Martha MODL (sop/ Brunnhilde); Ferdinand FRANTZ (bar/ Wotan); Elsa CAVELTI (mez/ Fricka); Gottlob FRICK (bass/ Hunding); Judith HELLWIG (sop/ Helmwige); Magda GABORY (mez/ Ortlinde); Gerda SCHEYRER (sop/ Gerhilde); Dagmar SCHMEDES (sop/ Waltraute); Olga BENNINGS (mez/ Siegrune); Ira MALANIUK (mez/ Rossweisse); Elsa CAVELTI (mez/ Grimgerde); Hilde ROSSL-MAJDAN (mez/ Schwertleite). Orchestra Sinfonia della Radio Italiana/ Wilhelm FURTWANGLER.
    Доступно в составе полного Кольца EMI 767123-2 (13 CD, ADD, mono)

    Состав, в общем-то, похож, пение Медль, Франтца и Фрика достаточно похоже на предыдущий вариант. Виндгассен в роли Зигмунда демонстрирует красоту своего тембра, рисуя образ пылкого и слегка патетичного героя. Дирижирование Фуртвенглера, как это характерно для большинства его живых записей, отличается ярко артикулированным ритмом и в целом - несколько более драматической трактовкой. При этом первый акт все-таки не выглядит очень убедительно, зато второй оставляет поистине неизгладимое впечатление потрясающей трагедийностью и удивительной выразительностью оркестра в рассказе Вотана. Однако стоит предупредить о не вполне хорошем качестве записи, да и игра итальянского оркестра оставляет желать лучшего. В целом - это высококлассная Валькирия, с яркими достоинствами и заметными недостатками, которая опять-таки - необходима любому серьезному вагнерианцу, но вряд ли может войти даже в 3-4 наиболее рекомендованные записи. Как часть одного из величайших Колец века, она является бесспорно удачным выбором.

    - запись 1950 г. с оркестром Ла Скала:

    DIE WALKURE. Gunther TREPTOW (ten) Siegmund; Hilde KONETZNI (sop) Sieglinde; Kirsten FLAGSTAD (sop) Brunnhilde; Ferdinand FRANTZ (bass-bar) Wotan; Elisabeth HONGEN (mez) Fricka; Ludwig WEBER (bass) Hunding; Walburga WEGNER (sop) Gerhilde; Ilona STEINGRUBER (sop) Helmwige; Karen Marie CERKAL (sop) Ortlinde; Dagmar SCHMEDES (mez) Waltraute; Margret WETH-FALKE (contr) Rossweisse; Margherita KENNEY (mez) Siegrune; Sieglinde WAGNER (mez) Grimgerde; Polly BATIC (sop) Schwertleite. Chorus and Orchestra of La Scala, Milan/ Wilhelm FURTWANGLER.
    Доступно в составе полного Кольца: Music & Arts CD-914 или Gebhardt JGCD0018 (12 CD, ADD, mono)

    Долгое время между критиками идет спор о сравнительной ценности двух Колец Фуртвенглера - Ла Скала 50 и РАИ 53.
    В случае Валькирии, стоит сразу подчеркнуть два весомых преимущества данной записи - великую Флагстад в роли Брунгильды, с завораживающей красотой голоса и особым величием, и более интересное, эмоциональное пение Франтца, чем в двух других записях (особенно это заметно в Прощании Вотана). Как недостаток - Гюнтер Трептов на закате карьеры не лучший Зигмунд, качество звука еще несколько хуже, чем РАИ. Что касается концепции дирижера - то ее довольно трудно определить, она колеблется от эпизода к эпизоду между привычной для Фуртвенглера отрешенной медитативностью, лиричным, человечным, слегка даже дегероизированным (во всяком случае, не гиперболизированным) прочтением ряда эпизодов, связанных часто со скромным и интеллигентным вокалом Трептова и возвышенной философичностью других.
    В общем, эта Валькирия - мечта всех поклонников Флагстад, хотя в ранних записях ее голосовая форма несколько лучше; очень ценное приобретение для поклонников Фуртвенглера, для остальных же - просто очень хорошая Валькирия.

    Ярким представителем радикально противоположного прочтения является знаменитая Валькирия Шолти - наиболее известная и часто рекомендуемая запись, побившая все рекорды продаж.

    DIE WALKURE. James KING (ten) Siegmund; Regine CRESPIN (sop) Sieglinde; Birgit NILSSON (sop) Brunnhilde; Hans HOTTER (bass-bar) Wotan; Christa LUDWIG (mez) Fricka; Gottlob FRICK (bass) Hunding; Vera SCHLOSSER (sop) Gerhilde; Berit LINDHOLM (sop) Helmwige; Helga DERNESCH (sop) Ortlinde; Brigitte FASSBAENDER (mez) Waltraute; Claudia HELLMANN (sop) Rossweisse; Vera LITTLE (contr) Siegrune; Marilyn TYLER (sop) Grimgerde; Helen WATTS (contr) Schwertleite. Vienna Philharmonic Orchestra / Sir George SOLTI. Decca 455559-2 (4 CD, ADD).

    Концепция Шолти - это драма с непредсказуемым финалом, происходящая прямо на наших глазах. Каждый эпизод для него предельно самоценен, и Валькирия сознательно предстает цепью предельно ярких эпизодов (за что его упрекали в старт-стоп дирижировании). Винер Филармоникер играет безупречно, все картинные эпизоды, разные скачки, битвы и волшебные огни, изображены исключительно, титаническая мощь вагнеровского оркестра, будь то Полет Валькирий, прибытие и убытие :-) Вотана (после разговора с Брунгильдой, после смерти Хундинга, погоня за Брунгильдой) - передана как ни в какой другой записи. Среди ее бесспорных достоинств - эталонное исполнение ряда партий.

    Фрик - лучший Хундинг, неоднократно записывавший эту партию, отличается в этой поздней записи особенно темным тембром голоса. В данной записи конфликт Хундинга и Зигмунда выглядит как классическое противостояние солярного героя, порвавшего с родовой моралью и бросившего вызов судьбе - и темного, неразрывно связанного с землей, родом, культом предков, Хундинга. Фрик не столь угрожающ и агрессивен, как другой великий бас Грайндль, он скорее полон уверенности в своей силе. Никто не поет так выразительно слова о том, что рядом живет его род, хранящий его честь. Поэтому он относится к Зигмунду со спокойным презрением. Его исполнение позволяет лучше рассмотреть философский подтекст конфликта, не сводимого просто к противостоянию двух индивидуальностей.
    Креспен в партии Зиглинды также вызывает чистый восторг красивейшим тембром голоса, продуманностью интерпретации, особой женственностью.
    Людвиг поет Фрику предельно эмоционально, со жгучими вокальными красками. В ее интерпретации Фрика не живая женщина, жена Вотана, а скорее воплощение его кошмара, поэтому ее образ нарочито одномерен, лишен полутонов - только яростное презрение. При этом накал ее страсти все крепнет по мере того, как усиливаются колебания Вотана. Такая интерпретация в рамках подхода к Валькирии как самостоятельной драме может показаться слишком уж карикатурной и обедняющей образ Фрики, но с точки зрения философии Кольца в целом она глубоко оправдана. Фрика - это "хранительница брачных договоров и чести, богиня семейной морали и связывающих обязанностей, исконный враг всяких экстазов, творческой любви и выхода за узкий предел семейной морали". В Кольце сказано, что Вотан, стремясь к власти и обладанию Фрикой, отдал за нее свой глаз, отвечавший за интуитивное восприятие мира, и получил взамен эту вот власть договоров. Напротив, Валькирии (дочери Эрды) воплощают экстатично-творческую волю Вотана. Потому Фрика, являясь воплощением Вотана в аспекте "конституционного монарха", правящего миром при помощи своего копья, скрепляющего договорные отношения, которым он сам стал подвластен ("договорами став могуч, договоров я жалкий раб" - говорит Вотан Брунгильде), столь легко находит уязвимые места в позиции Вотана, что противоборство Фрики и Брунгильды по сути происходит внутри его сознания, как противоборство частей его личности. Данные исполнения Фрики, Хундинга и Зиглинды являются, пожалуй, лучшими из всех (возможно, без учета совсем уж старых записей, как например гениальной Зиглинды Фриды Ляйдер с диска серии Decca Singers)
    Нильсон поет Брунгильду прекрасно как всегда, и весомых причин предпочесть одну из ее интерпретаций - у Шолти, Бема, Лайнсдорфа, Караяна или какую-то иную - нет, хотя сама она предпочитала Бема. Особенно стоит выделить незабываемую сцену Возвещения смерти и предваряющее ее оплакивание Зигмунда.
    Кинг в 60 годы был очень популярным исполнителем партии Зигмунда (напр., у Бема), единственным его конкурентом в то время был Викерс. Уступая Викерсу в красоте голоса, Кинг поет с акцентом на декламацию, очень рельефно озвучивая все повороты сюжета. Поэтому первая половина акта 1 спета им почти безупречно, как и сцена Возвещения смерти, а вот в лирических дуэтах с Зиглиндой он не лучший исполнитель.
    Наибольшее количество вопросов вызывает исполнение центральной партии Вотана Хансом Хоттером. Лучший Вотан века находился уже на закате карьеры и был явно не в голосе, что очень ясно слышно, но при этом поет с изумительным погружением в роль, просто идеально воплощая и психологическую глубину образа в рассказе акта 2, и безграничную скорбь прощания с Брунгильдой. Многие утверждают, что это исполнение бесспорно гениальное, другие - что все-таки возраст берет свое. Именно потому, что в трактовке Шолти мировая скорбь не накладывает свой отпечаток на все события (столкновение Зигмунда с Хундингом в акте 1 действительно драматично, и логика развития ссоры передана гениально, в любовном дуэте ничем не замутненная радость), она вся сконцентрирована только в Хоттере - и он выражает ее так, что ни с одним другим Вотаном просто нельзя и сравнивать, достаточно послушать его Рассказ и Прощание. В целом, состав данной Валькирии включает 4 эталонных исполнителя, едва ли не лучших в послевоенное время, хорошего Зигмунда и вокально спорного, но потрясающего Вотана. Это явно лучший послевоенный состав (даже среди 8 Валькирий столь известные певицы, как Дернеш и др.)
    Подводя итог, можно сказать, что данная Валькирия может удовлетворить почти всем вкусам. Люди, впервые знакомящиеся с Вагнером, будут в восторге от яркой картинности и красоты оркестра, великолепных голосов, а убежденные вагнерианцы вряд ли могут пройти мимо больше не записывавшейся в партии Зиглинды Креспен и оригинальной, но очень близкой изначальному смыслу трактовки акта 2, в котором зрители оказываются как бы внутри сознания Вотана - сам он поет, предельно ясно выражая каждую эмоцию, каждый оттенок смысла, безукоризненно расставляя акценты, и на его фоне две одномерно-ярких фигуры - Брунгильда Нильсон, чья радость жизни в начале акта 2 просто бьет через край (и ее знаменитые верха как нельзя лучше подходят для Хо-йо-то) и Фрика Кристы Людвиг.
    Технически запись просто легендарная, звукорежиссеры Decca замечательно передали глубину и перемещение источников звука, значительно усилив эмоциональное воздействие (хотя некоторые упрекают ее за смещенный в пользу оркестра баланс звука).

    Примерно в таком же русле выдержана интерпретация Лайнсдорфа - тоже на Decca, 1962 года

    DIE WALKURE. Jon VICKERS (ten) Siegmund; Gre BROUWENSTIJN (sop) Sieglinde; Birgit NILSSON (sop) Brunnhilde; George LONDON (bass-bar) Wotan; Rita GORR (mez) Fricka; David WARD (bass) Hunding; Marie COLLIER (sop) Gerhilde; Judith PIERCE (sop) Helmwige; Julia MALYON (sop) Ortlinde; Margreta ELKINS (mez) Waltraute; Josephine VEASEY (mez) Rossweisse; Noreen BERRY (mez) Siegrune; Maureen GUY (mez) Grimgerde; Joan EDWARDS (contr) Schwertleite; London Symphony Orchestra / Erich LEINSDORF. Decca 430391-2 или 470443-2 (3 CD, ADD).

    Добротная работа с прекрасным составом вокалистов. Нильсон прекрасна, хотя и достигнет больших высот интерпретации в более поздних записях Бема и Шолти. Лондон - обладатель великолепного голоса, но его манера немного суховата и не достигает эмоциональной и смысловой глубины и проработанности каждого нюанса у Хоттера. Остальные вокалисты очень хороши, Викерс с красивейшим голосом и более сдержанной и традиционной интерпретацией, чем позднее у Караяна - один из лучших Зигмундов, хотя и не самый убедительный. Излишне драматизированная манера дирижирования Лайнсдорфа, со взвинченными темпами, затушевывает лирическую красоту многих медитативных мест. В целом запись не представляет собой чего-то выдающегося, но все составляющие на достаточно высоком уровне.

    Еще одна Валькирия в схожей манере интерпретации как 'здесь и сейчас' протекающей драмы - из состава очень популярного live Кольца Бема (Байрейт 67)

    DIE WALKURE. James KING (ten) Siegmund; Leonie RYSANEK (sop) Sieglinde; Gerd NIENSTEDT (bass) Hunding; Birgit NILSSON (sop) Brunnhilde; Theo ADAM (bass) Wotan; Annelies BURMEISTER (mez) Fricka/ Siegrune; Danica MASTILOVIC (sop) Gerthilde; Helga DERNESCH (sop) Ortlinde; Gertraud HOPF (mez) Waltraute; Sieglinde WAGNER (contr) Schwertleite; Liane SYNEK (sop) Helmwige; Elisabeth SCHARTEL (contr) Grimgerde; Sona CERVENA (mez) Rossweisse; Bayreuth Festival Chorus and Orchestra / Karl BOHM. Philips 464751-2 (4CD, ADD).

    В отличие от вышерассмотренных студийных записей Шолти и Лайнсдорфа, данная живая запись является едва ли не first choice для желающих ощутить атмосферу Байрейта. Бем очень много дирижировал там в 60-х гг, сохранилась масса записей, многие из которых, как это Кольцо и Тристан с Нильсон и Виндгассеном, весьма известны. Состав опять же очень сильный, Нильсон поет с высочайшим воодушевлением, это едва ли не лучшая (и выделяемая ею самой) Брунгильда из богатой дискографии певицы, если не вообще - лучшая послевоенная Брунгильда.
    Тео Адам - очень яркий Вотан, с прекрасным вокалом, поющий взволнованно и эмоционально, хотя и не достигающий мистических глубин в рассказе акта 2. Можно сказать, что если в записи Фуртвенглера окончательное понимание господствует надо всем, у Шолти только Хоттер демонстрирует метафизическую глубину воплощения глубинной скорби мира, уставшего от борьбы всех со всеми и жаждущего возврата в изначальную недифференцированную целостность, то у Бема и Вотан - персонаж, живущий и страдающий в реальном времени наряду с другими.
    Кинг, как и в записи Шолти, демонстрирует прекрасное драматическое осмысление роли, поет здесь иногда еще с большим воодушевлением, особенно любовный дуэт конца акта 1, поскольку запись живая, но именно по этой же причине иногда устает. Его исполнение Винтерштюрме очень убедительно своей искренностью, хотя и не сравнимо с легендарными записями Мельхиора.
    Рисанек - очень хорошая Зиглинда, с прекрасным качеством вокала и большой вовлеченностью в роль. Хундинг не очень удачен, недостаточно тяжелый и низкий бас Нинштедта не создает ключевого образа укорененности в земле, рисуя портрет банального злодея, просто враждебно настроенного к Зигмунду. Фрика Бурмайстер достаточно неплохая.
    Манера дирижирования - сбалансированная, лирико-драматическая, с умеренно-быстрыми темпами, разнообразной палитрой красок, хотя и не достигающая предельного эмоционального накала Шолти. В целом данная Валькирия, не претендуя на звание лучшей, будет вполне удачным выбором практически для всех, как начинающих, так и давних поклонников Вагнера, а для сторонников живых записей из Байрейта - вообще оптимальным выбором из стереозаписей хорошего качества (если оставить в стороне эпоху 50-х, с гениальным Хоттером и прекрасными дирижерами, но не вполне хорошим звуком).

    Подводя итог наиболее выдающимся записям, необходимо подробнее остановиться на едва ли не лучшей Валькирии века - из комплекта, названного знаменитым критиком Джон Ардойном (John Ardoin), чьей памяти посвящена серия Decca "Singers", лучшим Кольцом века - записи Краусса 53 года из Байрейта.

    DIE WALKURE. Ramon VINAY (ten) Siegmund; Regina RESNIK (sop) Sieglinde; Astrid VARNAY (sop) Brunnhilde; Hans HOTTER (bass-bar) Wotan; Josef GREINDL (bass) Hunding; Ira MALANIUK (contr) Fricka; Brunnhilde FRIEDLAND (sop) Gerhilde; Bruni FALCON (sop) Ortlinde; Lise SORRELL (mez) Waltraute; Maria von ILOSVAY (contr) Schwertleite; Liselotte THOMAMULLER (sop) Helmwige; Gisela LITZ (mez) Siegrune; Sibylla PLATE (contr) Grimgerde; Erika SCHUBERT (mez) Rossweisse; Bayreuth Festival Orchestra / Clemens KRAUSS. Laudis LCD4 4005 (4 CD, ADD).

    Вокальный состав просто потрясающий. Хоттер, многократно записавший партию Вотана, в этой записи предстает в наилучшем голосе. Комментировать его пение бесполезно, оно - как если бы пел живой Вотан. При этом у него замечательное взаимопонимание с его постоянной партнершей в партии Брунгильды - Астрид Варнай, с голосом широкого диапазона, удивительно красивого тембра, очень хорошими верхними нотами, но не слишком мощным. При этом ее интерпретация роли очень женственна и потрясающе убедительна, особенно в финальной сцене оправдания Брунгильды перед Вотаном, даже если ей слегка недостает авторитета и стальных оттенков Нильсон в сцене Возвещения смерти. Данный дуэт уже ставит эту "Валькирию" на недосягаемую высоту. Однако и другие певцы очень хороши. Зигмунда поет известный своими разносторонними достижениями Рамон Винай. За свою карьеру он пел баритоном, перешел в тенора (пел Радамеса, легендарного Отелло /у Фуртвенглера и Тосканини/ и Тристана), потом вернулся в баритоны (Яго, Курвенал; жаль только, что он не пел сразу две партии в одной опере, как Нильсон в Тангейзере) и даже пел басом, включая Командора и Великого инквизитора! Конечно, ему тяжело соперничать с отточенными интерпретациями специалистов более узкого профиля, как Зутхауз или Виндгассен, он даже иногда путает слова и забывает фразы (например, в Возвещении смерти), несмотря на постоянное очень назойливое суфлирование, отчетливо слышное в записи, но мощный голос и необычайный эмоциональный подъем делают его в целом хорошим, несмотря на все шероховатости, Зигмундом. Резник - хорошая Зиглинда с очень красивым голосом, хотя не с такой тщательно продуманной артикулированной интерпретацией, как скажем Лотта Леман; Грайндль в партии Хундинга очень грозен и уступает лишь Фрику.
    Дирижирование Краусса заслуживает высочайших оценок, многие считают его вообще образцовым. Ключевое слово тут - гармония. Краусс фантастически выдерживает равновесие между всеми сторонами Валькирии, его интерпретация сочетает в себе тонкое понимание "бесконечной мелодии", потрясающие лирические красоты в оркестре, философскую глубину, возвышенный драматизм Возвещения смерти, при этом он избегает всякого заигрывания с публикой - нет ни форсирования звука, ни надуманных динамических перепадов, ни любования спецэффектами. В этом его дирижирование чем-то похоже на Фуртвенглера-54, однако атмосфера Валькирии кардинально иная - свет и тень, любовь и ненависть, радость жизни и бесконечное отчаяние Вотана - все находит в ней свое место, все идеально сбалансировано и удивительно поэтично.
    В целом, это, пожалуй, наилучшая Валькирия из всех, и она была бы идеальным первым выбором для знакомства для человека с любыми вкусами, если бы не качество звука - как всегда в живых записях Байрейта, ввиду глубокой оркестровой ямы оркестр слышится несколько издалека, зато певцы слышны лучше, чем скажем в записях Фуртвенглера в Ла Скала. Но и с поправкой на это, данная Валькирия претендует как минимум на второй выбор после какой-нибудь современной записи.

    В общем, идеальный баланс между качеством звука и глубиной интерпретации предлагают записи 50-60-х гг, но в заключение стоит сказать несколько слов об архивных и современных записях.

    Архивные записи - отдельная тема, тем более что человек, выбирающий такую запись, как правило, уже достаточно осведомлен в Вагнере и может сделать осознанный выбор. Особенно хочется порекомендовать гениальный 1 акт Валькирии с Бруно Вальтером, Мельхиором и Лоттой Леман - студийная запись 1935 года:

    Die Walkure - Act 1. Lauritz MELCHIOR (ten) Siegmund; Lotte LEHMANN (sop) Sieglinde; Emanuel LIST (bass) Hunding; Vienna Philharmonic Orchestra / Bruno WALTER. EMI References mono 761020-2 (63 min, ADD).

    Один из величайших дирижеров XX века довольно мало исполнял Вагнера, и тем ценнее эта запись - едва ли не образцовое, светлое, лиричное прочтение первого акта. Мельхиор, исполняющий Винтерштюрме - просто идеальное совершенство. Сравнить его можно разве что с его же ранними записями 20-х гг с Фридой Ляйдер, в которых царит совершенно потрясающая, солнечная атмосфера, голоса молодых певцов полны улыбок. Их любовный дуэт - также едва ли не закрывает эту часть Валькирии вообще - лучше это спеть вряд ли возможно. Также стоит порекомендовать любые фрагменты с Шорром - гениальным Вотаном, единственным соперником Хоттера, с феноменально ровным голосом, чьи трактовки наполнены божественным величием. К сожалению, в наиболее популярных записях с ним 30-х гг - у Боданцки и Лайнсдорфа - он уже не в голосе.

    Что касается более современных записей, то начать стоит с Караяна из его студийного Кольца:

    DIE WALKURE. Jon VICKERS (ten) Siegmund; Martti TALVELA (bass) Hunding; Thomas STEWART (bar) Wotan; Regine CRESPIN (sop) Brunnhilde; Gundula JANOWITZ (sop) Sieglinde; Josephine VEASEY (mez) Fricka; Liselotte REBMANN (sop) Gerhilde; Ingrid STEGER (mez) Waltraute; Daniza MATILOVIC (sop) Helmwige; Cvetka AHLIN (mez) Grimgerde; Carlotta ORDASSY (sop) Ortlinde; Lilo BOCKHAUS (mez) Schwertleite; Barbro ERICSON (mez) Siegrune; Helga JENCKEL (sop) Rossweisse; Berlin Philharmonic Orchestra/ Herbert von KARAJAN . DG 457 785-2 (4 CD, ADD).

    Все караяновское Кольцо в целом является одной из самых спорных интерпретаций, имеющих как восторженных сторонников, так и преобладающую массу противников.
    Караян предпринял смелый эксперимент с вокальным составом и трактовкой. Выбор певцов у него на грани фола - Зиглинду поет лирическое сопрано, прославившееся в операх Моцарта - Гундула Яновиц. Ее трепетное, нежное пение очень красиво в первом акте, создавая очень привлекательный образ юной и нежной девушки, который тем сильнее подчеркивает трагизм дальнейшей судьбы, однако во втором акте, где ей приходится состязаться с оркестром в сцене истерики, ей явно трудно петь, и после этой записи у нее начались проблемы с голосом. Вряд ли можно приветствовать такое обращение с певцами. Викерс в партии Зигмунда демонстрирует просто роскошный тембр и своебразную манеру пения, очень напевную, утонченную до вычурности, что иногда (как в Возвещении смерти) звучит очень красиво, но в 1 акте вызывает недоумение - вот этот сладкоголосый певец только что выбежал израненный из леса? Брунгильда Креспен - опять-таки более женственная и трепетная, чем обычно, поет очень воодушевленно, хотя ей все-таки не хватает стали для настоящей валькирии. Вотан Томаса Стюарта с прекрасным вокалом, но с некоторым недостатком авторитетности и глубины переживаний. Соответственно и Фрика Визи - самая красивая и женственная из всех Фрик, но вряд ли ее пение хорошо соответствует роли.
    Дирижирование Караяна также отвечает общей концепции, которую можно определить как примат не метафизического или драматического начала, а чисто эстетического. Кольцо для него - прежде всего красивое и законченное художественное целое с массой интересных подробностей. Очень красиво играет Берлинер Филармоникер, стиль Караяна идеально подходит для вагнеровских бесконечных мелодий, однако его многократно упрекали за холодность и невовлеченность, и в какой-то степени этот упрек оправдан. В общем, эту Валькирию можно смело рекомендовать поклонникам чистой красоты и просто любителям оперы (в отличие от сторонников музыкальной драмы).

    Радикальным экспериментаторством отличается Валькирия Булеза из "Кольца века" в Байрейте.

    DIE WALKURE. Peter HOFMANN (ten) Siegmund; Jeannine ALTMEYER (sop) Sieglinde; Dame Gwyneth JONES (sop) Brunnhilde; Sir Donald McINTYRE (bass-bar) Wotan; Hanna SCHWARZ (mez) Fricka; Matti SALMINEN (bass) Hunding; Carmen REPPEL (sop) Gerhilde; Katie CLARKE (sop) Helmwige; Karen MIDDLETON (sop) Ortlinde; Gabriele SCHNAUT (sop) Waltraute; Elisabeth GLAUSER (contr) Rossweisse; Marga SCHIML (sop) Siegrune; Ilse GRAMATZKI (mez) Grimgerde; Gwendoline KILLEBREW (mez) Schwertleite; Bayreuth Festival Orchestra / Pierre BOULEZ. Philips 434 422-2PH3 (3 CD, DDD).

    Очевидно, что дело в осознанной дирижерской концепции, которую можно охарактеризовать как последовательная дегероизация. Отсюда все поют подчеркнуто камерно и человечно, Вотан в рассказе просто содрогается от страха, Зигмунд везде выглядит как обычный человек (Петер Хоффман испортил себе голос частым исполнением этой партии, слишком тяжелой для этого многообещавшего вагнеровского лирического тенора), Валькирии рассматриваются Булезом как истеричные хищницы, отсюда и крайне нестандартный Полет (если не знать дирижерской программы, он просто приводит в шок). Булез дирижирует в быстрых темпах, с очень ясным оркестром и разными мелкими находками. В общем, интересная запись, но только для людей, хорошо знакомых с традиционными трактовками и открытых ко всему новому.

    Главным достоинством студийной записи Марека Яновски (начало 80-х, в наст. время - super budget издание BMG) является, помимо цены, замечательно подобранный баланс в звучании певцов и оркестра.

    DIE WALKURE. Siegfried JERUSALEM (ten) Siegmund; Jessye NORMAN (sop) Sieglinde; Jeannine ALTMEYER (sop) Brunnhilde; Theo ADAM (bar) Wotan; Kurt MOLL (bass) Hunding; Yvonne MINTON (mez) Fricka; Eva-Maria BUNDSCHUH (sop) Gerhilde; Cheryl STUDER (sop) Ortlinde; Ortrun WENKEL (mez) Waltraute; Anne GJEVANG (mez) Schwertleite; Ruth FALCON (sop) Helmwige; Christel BORCHERS (contr) Siegrune; Kathleen KUHLMANN (mez) Grimgerde; Uta PRIEW (mez) Rossweisse; Staatskapelle Dresden / Marek JANOWSKI. BMG 74321 454192 (4CD, DDD).

    Оркестр Дрезденской Штааткапеллы, один из лучших европейских оркестров на тот момент, играет безупречно чисто и в этой записи можно услышать заметно больше вагнеровских нот, чем в любой другой, особенно архивной. Живые темпы и неплохие певцы делают прослушивание этой записи необременительным удовольствием. Как музыкальная драма, данная запись довольно слаба и лишена ясной концепции, но просто как опера для людей, не склонных к философствованию, она может послужить неплохой основой для знакомства с Вагнером.

    DIE WALKURE. Gary LAKES (ten) Siegmund; Jessye NORMAN (sop) Sieglinde; Hildegard BEHRENS (sop) Brunnhilde; James MORRIS (bass) Wotan; Kurt MOLL (bass) Hunding; Christa LUDWIG (mez) Fricka; Marita NAPIER (sop) Gerhilde; Marilyn MIMS (sop) Ortlinde; Reinhild RUNKEL (mez) Waltraute; Ruthild ENGERT (contr) Schwertleite; Linda KELM (sop) Helmwige; Diane KESLING (mez) Siegrune; Meredith PARSONS (contr) Grimgerde; Anne WILKENS (mez) Rossweisse; Metropolitan Opera Orchestra / James LEVINE. DG 423389-2 (4 CD, DDD).

    Данная запись, один из лидеров продаж в Америке, собрала ведущих вагнеровских певцов своего времени. Хильдегард Беренс поет как всегда с громадной самоотдачей, хотя ее голос не отличается красотой тембра и несколько суховат, Джеймс Моррис - лучший Вотан 80-х гг - демонстрирует неплохой вокал, но не очень глубокое понимание роли (несмотря на то, что занимался у Хоттера), Криста Людвиг поет неплохо, но слишком академично и невовлеченно и несравнима со своей записью у Шолти. Джесси Норман, как и у Яновски, достаточно странная Зиглинда, мало подходящая под образ. Гэри Лэйкс несколько похож по манере на Викерса, их даже можно спутать, если послушать немного, но его слащавость и вычурность переходят всякие пределы, а голос у него не столь интересен, и это один из самых слабых Зигмундов в записи. Дирижирование Ливайна в крайне медленных темпах, наполненных самолюбованием, ни в каком смысле не отвечает понятию вагнеровского стиля. Оркестр Метрополитен, технически очень хороший, играет некую абстрактную музыку в эклектичной манере. В общем, эту запись можно рекомендовать лишь поклонникам означенных певцов.

    Подводя итог, можно предложить следующие краткие рекомендации: В качестве первого выбора для всех стоит порекомендовать студийную запись Шолти, поклонникам живых записей - Бема. Эта пара может служить образцовым началом коллекции. Людям, не боящимся записей с не очень хорошим звуком и желающим серьезно познакомиться с величайшими интерпретациями, стоит начать с очень гармоничного Краусса, далее Фуртвенглер-54, затем Фуртвенглер-50 и 53. Поклонникам оперы, а также любителям красивой оркестровой игры можно порекомендовать Караяна. Остальные записи можно предложить лишь желающим изучить как можно больше интерпретаций, хотя Валькирия Лайнсдорфа создаст гораздо более адекватное представление о музыке, чем Булез или Ливайн.
    Если же оценивать только уровень интерпретаций безотносительно к качеству записи, то можно выделить в высшую лигу все три Валькирии Фуртвенглера, Краусса, Шолти, довоенный первый акт Вальтера, а в первую лигу - Бема и Караяна.

    Дискография и комментарий - Светлана Попова.

 <>

Последние изменения - 14.07.2003. 



главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

© 1999-2003     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved


статистика