главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

Коллекционирование классических записей:
руководство для начинающих

Если вы решили начать собирать коллекцию классических записей, то для вас есть и хорошая, и плохая новость. Хорошая - это больший выбор музыки, и по более низкой цене, чем когда-либо в истории. Только 10 лет назад, например, каталог классических записей "Schwann/Opus" был приблизительно такого размера, как журнал с телепрограммой. Теперь он размером почти с "Желтые страницы" Манхэттена. Плохая новость - нет другой такой индустрии, которая менее внимательна и благожелательна к потребителю, чем бизнес в области классической музыки. Чтобы понять, почему так получилось, необходимо небольшое знакомство с недавней историей.

Когда в конце 1970-х годов появились компакт-диски, индустрия классических записей находилась почти в такой же ситуации, как и сейчас: перенасыщенная разнообразными записями одной и той же музыки, пытающаяся протолкнуть одним и тем же людям как можно больше похожей продукции и терпящая убытки при расширении рынка. Компакт-диск, казалось бы, стал спасением для производителей классических записей: на волне покупательского ажиотажа коллекционеры стали заменять все свои долгоиграющие пластинки на компакт-диски. Но вместо того, чтобы вкладывать полученные деньги главным образом в выпуск бережно реставрированных старых исполнений, крупные фирмы грамзаписи (Universal - бывший Polygram, Sony, RCA, EMI и Warner/Atlantic) продолжали транжирить доходы, записывая множество произведений популярного классического репертуара снова и снова, с исполнителями, к которым никто не проявлял интереса. Постепенно подскочившие было цены на записи, особенно на компакт-диски, стали падать. Единственное, что спасало индустрию - редкий сенсационный успех, как, например, у "Трех Теноров". И снова великие записи с великими артистами, записи, многократно издававшиеся, приобрели цену.

В то же время методы, которыми продавалась классическая музыка, также изменились. Небольшие независимые торговые фирмы уступили место огромной сети магазинов, которые, хотя и имели на складе множество наименований товара, были (и остаются) трогательно неспособными помочь покупателям найти те записи, которые нужны. В конце концов, независимые энтузиасты, работающие за минимальное жалование, - не конкуренты опытному и эрудированному персоналу, тем более что существует значительное различие между знанием о классической музыке и знанием о записях классической музыки! К тому же большинство записей обычно располагались по студийным лейблам, а не по композиторам. Это вынуждало потребителей запоминать, какие исполнители и репертуар уникальны для каждого конкретного лейбла. Увлеченность и заинтересованность в выборе уступили место небрежному просматриванию дисков, особенно по сравнению с тем временем, когда альбомные аннотации печатались на обороте конвертов виниловых пластинок, предоставляя потребителям возможность прочитать о записи до ее покупки. Изящый футляр для компакт-дисков, оставляющий минимум пространства для текста, - настоящее несчастье с точки зрения маркетинга.

Итак, как же найти смысл в этой неразберихе? Прежде всего, хорошее известие. Стандарт классического музыкального исполнения невероятно высок. Существует очень мало записей, которые действительно плохи с точки зрения строгой исполнительской техники - то есть умения правильно сыграть ноты. Так что критерий оценки имеющегося в продаже репертуара, часто в огромном количестве версий, иногда исчисляемых сотнями, приводит к первому фундаментальнму правилу коллекционирования записей:

Правило первое: НЕ СУЩЕСТВУЕТ абсолютно никакой взаимосвязи между качеством исполнения и стоимостью компакт-диска. Новые записи почти неизменно реализуются по более высокой цене, более старые стоят меньше. Это целиком вопрос времени, а не качества. В то же время крупные фирмы, такие как Naxos, убедительно демонстрировали, что низкая цена не означает потери в исполнительском уровне, особенно в новых записях. В классической музыке вы за ваши кровные деньги действительно всегда получаете высшее качество исполнения.

Правило второе: Также нет связи между стоимостью диска и качеством звучания. Это следствие Правила Первого вытекает из того простого факта, что запись - это искусство, а не наука. Как подтвержают бережно отреставрированные записи, например, серий Mercury Living Presence и RCA Living Stereo, технический уровень записи позволил получать великолепное звучание уже с конца 1950-х годов. Цифровые технологии на самом деле не имеют значения, поэтому не заблуждайтесь, думая иначе.

Правило третье: Читайте рецензии. Важно тут не то, "хорошая" рецензия или "плохая", а сравнение ваших собственных оценок и вкусов с мнением рецензента. Это поможет вам лучше узнать о том, что вы любите, и несогласие с рецензией - столь же полезный стимул для покупки музыки, как и согласие с нею. Также, если даже стандарт музыкальной критики, к сожалению, окажется не столь высоким, как стандарт оценки музыкального спектакля или концерта, вы обнаружите примечательное соответствие между критическими отзывами и тем, что великие записи действительно собой представляют. Это самая строго охраняемая тайна в бизнесе классической музыки. Некий критик, который, например, не советует вам слушать Марию Каллас в "Тоске" или Карлоса Клайбера в бетховенской Пятой симфонии, не имеет права даже браться за перо.

Правило четвертое: Это требует времени. Обратная сторона удовольствия от классическй музыки - не то, что это сложно или непонятно (хотя некоторая музыка действительно такова), а скорее то, что это долго. Музыка крупных форм, вроде симфонии или концерта, похожа на популярную песенку как собор на бревенчатую избушку. Она не обязательно лучше, но всегда больше. Индустрия классической музыки никогда откровенно не признавалась в этом факте, никогда честно не пыталась убедить слушателей, что ничего плохого не произойдет, если вы проведете замечательнй час времени, только слушая музыку. Вместо этого производители альбомов используют тактику замалчивания, предлагая собрания фрагментов и отрывков, которые занимают внимание большинства слушателей всего на пять минут. Это в свою очередь создает впечатление, что полные произведения (и значительное большинство существующих записей) существуют только для специалистов или людей, обладающих такой же степенью сосредоточенности, какой наделены разве что великие шахматные чемпионы. Чепуха. Если вы пожелаете потратить время, музыка будет занимать вас столько времени, сколько вы пожелаете слушать. Это просто. Поэтому слушайте каждую новую запись несколько раз, ведь чем лучше вы знаете музыку, тем лучше она звучит для вас. И не бойтесь дублировать репертуар. Для этого-то и существует коллекционирование классических записей. Собор не выглядит одинаково на закате и в полдень. Разные интерпретации - пространство, в котором музыка живет.

Правило пятое: Классическая музыка - это РАЗВЛЕЧЕНИЕ. Ее прослушивание должно быть радостью, а не культурной обязанностью или наказанием. Подобная точка зрения порождена представлением о "музыкальном пониманиии", специфической отраслью академической науки, которая учит, что лучший способ "понять" музыкальное произведение - это изучить жизнь композитора, историю данного периода, все виды искусства - короче, заниматься еще чем-то, кроме только слушания музыки. То, что эмоциональное содержание музыки может быть великим, возвышенным или серьезным, никак не делает ее менее привлекательной. "Гамлет" тоже серьезен, но удовольствие от пьесы от этого ничуть не меньше. Поэтому не позволяйте себя запугивать. Если вы будете помнить эти пять простых правил, вы сможете начать коллекционировать классические записи с правильной позиции: с чувством уверенности в своем предприятии. Ваши вкусы естественно разовьются, если вы будете слушать как можно больше музыки. Музыка - вне правил. Начинайте слушать!

Дэвид Гурвиц
На англ. языке: www.ClassicsToday.com
Перевод
Екатерины Алленовой


главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

© 1999-2001     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved


статистика