главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

Музыкант на стыке жанров. Ко дню рождения Жака Луссье

Жак Луссье (Jacques Loussier) родился 26 октября 1934 года в небольшом, но известном своей бурной средневековой историей городе Анжере, расположенном в месте слияния рек Мэн и Луара. Сам Луссье так вспоминает о начале своих музыкальных занятий:

     "В десять лет я впервые сел за фортепиано. Семья имела скромный достаток, инструмента в доме не было, и заниматься вдоволь мне в то время не удавалось. Едва научившись читать ноты, я очень полюбил у Баха Менуэт G minor из маленькой тетради Анны Магдалены. Многократно исполняя эту музыку, я стал с увлечением придумывать небольшие вариации, слегка изменяя ритм или мелодию, фактически уже тогда пробуя импровизировать."

В целях серьезного изучения музыки и, думая о карьере классического пианиста, в 1950 году Луссье поступает в Парижскую консерваторию, где оказывается в классе пианиста-виртуоза Ива Ната (Ives Nat), в свое время ученика Форе, Сен-Санса и Дебюсси. Но, несмотря на ранние успехи, начинающий музыкант вскоре оставляет академическую сцену и наудачу пробует себя в различных направлениях. Полтора года он играет на Кубе в составе цыганского ансамбля, аккомпанирует Шарлю Азнавуру и другим известным шансонье, сочиняет аранжировки и музыку для кино. Конечно, не мог не обратить внимания молодой музыкант, которому оказалось тесно в "классических рамках", на стремительно набирающий популярность джаз, особенно его привлекает в те годы Modern Jazz Quartet. И когда Жаку Луссье впервые предложили записать на Decca его сольные фортепианные эксперименты с музыкой Баха, он решает добавить к своему инструменту контрабас и ударные с целью углубления импровизационных возможностей. Партнерами пианиста классической школы и далеко не джазмена в этом довольно рискованном мероприятии становятся соотечественники - контрабасист Пьер Мишло (Pierre Michelot) и ударник Кристиан Гаррос (Christian Garros)– известные джазовые музыканты, поднаторевшие в игре разными составами, в том числе и с заезжими американскими мэтрами.

Пожалуй, 1959 год можно назвать поворотным в судьбе Луссье: начиная с самого первого, записанного в этом году альбома "Play Bach", музыкантам нового трио сопутствует успех и широкая известность. В том же пятьдесят девятом происходит и другое важное событие в жизни Жака Луссье: он женится на Сильвии де Турнемир, и в их семье уже до 1970 года рождается пятеро детей.

Предпринятые в шестидесятые годы записи на Decca расходятся общим тиражом более шести миллионов экземпляров. Музыка "Trio Play Bach" привносит новые краски в многоцветную джазовую палитру тех лет, провоцируя появление последователей, таких как Swingle Singers. "Бахиана" в исполнении трио звучит в кино и на телевидении Европы и США, постепенно становясь органичным культурным атрибутом своего времени и явлением настолько популярным, что позволяет уже отдельным пуритански настроенным критикам несколько пренебрежительно отзываться об их музыке, как о предмете массового потребления.

Тепло встречаемые публикой музыканты активно концертируют по всему миру до конца 70-х. Жак Луссье, оставаясь верным своему экспериментаторскому духу, при возможности, отходит от традиционного состава и импровизирует на органе, играет с Лондонским филармоническим оркестром.

В 1980 году "Trio Play Bach" прекращает свое существование, так как Луссье уединяется в созданной им звукозаписывающей студии Мираваль в Провансе, сочиняет и изучает новейшие электронные технологии в музыкальной области на cовременном оборудовании, предоставляя новейшие возможности записи другим музыкантам, в частности, Pink Floyd для записи "The Wall", Элтону Джону, Стингу:

     "Я был сыт по горло турами и концертами по всему миру. Хотелось остановиться и немного расслабиться, сосредоточиться на других интересовавших меня проектах… Я сочинил скрипичный концерты, несколько пьес для струнных и мессу…В то время меня очень заинтересовали синтезаторы с их широкими возможностями производить новые звуки и эффекты..."

Накануне трехсотлетней годовщины Баха в 1984 году Жак Луссье воссоздает трио уже с новыми партнерами – Андрэ Арпино (Andre Arpino) и Винсентом Шарбоннье (Vincent Charbonnier). Происходит своеобразный "ренессанс" музыки Луссье-Баха в новой редакции, который находит своих приверженцев уже в другом поколении - 90-х.

Параллельно с работой в трио Луссье пишет оригинальные сочинения, среди которых "Lumieres" - произведение для сопрано, контр-тенора, хора, ударных и оркестра, Барочная месса XXI века, концерт для трубы и оркестра, концерт для скрипки, квинтет для медных "Огненная лошадь".

В последние годы Луссье активно концертирует, постоянно записывается с новыми программами. С 1993 года начинается сотрудничество "Jacques Loussier Trio" c Telarc, в рамках которого уже вышли семь альбомов, в том числе и впервые импровизации на музыку Вивальди, Сати, Равеля, Дебюсси, а на Teldec в этом году записана оригинальная программа концертов Баха в исполнении трио в "расширенном составе"... Более подробно о дискографии 90-х – в одном из будущих выпусков.

Александр Мурзич (Минск)    


главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

© 1999-2001     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved


статистика