главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

Andreas SCHOLL Heroes Andreas Scholl. Heroes
Arias by HANDEL, GLUCK, MOZART, HASSE
Orchestra of the Age of Enlightenment
Sir Roger Norrington
Decca 466 196-2 (DDD).

Бурное развитие аутентичного исполнительства логичным образом вызвало настоящий расцвет искусства контртеноров на рубеже третьего тысячелетия. Андреас Шолль – ярчайший представитель этого вида вокального искусства. Обладая незаурядными природными данными и артистическим дарованием, Шолль много и успешно записывался с такими знаменитыми дирижерами, как Тон Коопман (Ton Koopman), Филипп Херревех (Philippe Herreweghe), Поль Маккриш (Paul Mccreesh), Рене Якобс (Rene Jacobs), Уильям Кристи (William Christie). Им исполнены едва ли не все программные альтовые партии мирового репертуара музыки барокко, в частности во всех крупных формах и некоторых кантатах И.С.Баха, в "Stabat Mater" Вивальди и Перголези, в ораториях «Мессия» и «Соломон» Генделя и т. д. Сравнительно недавно появился альбом с увертюрами и ариями из опер Генделя (Harmonia Mundi HMC 901685, 1999 г.).
Теперь Шолль снова выпустил не демонстрирующий его вокальные возможности «recital» с хаотичным репертуаром, но авторский альбом с цельным художественным содержанием. "Heroes" – своеобразная галлерея портретов оперных героев 18 века. Программа диска стройна и логична – при всем многообразии центральных персонажей опер Генделя, Глюка, Моцарта и Хассе есть некий общий контекст их характеров – не поверхностно пафосная героика, но мучительные попытки самоопределения. Именно так трактует Андреас Шолль своих героев – полных противоречивых чувств и эмоций, но не теряющих своего «я». Вокал Шолля с его богатейшим обьемом звука и чуть сдержанной, но оттого не менее достоверной страстью как раз и позволяет передать это ощущение. Хрестоматийно знаменитая генделевская ария "Ombra Mai Fu" из редко встречающейся в записях целиком оратории "Serse" (своеобразная визитная карточка любого контртенора) спета Шоллем спокойно и величественно и потому убедительно – в отличие от других исполнителей, поддающихся искушению преподнести ее просто как коронный номер (James Bowman sings Handel heroic arias. The King’s Consort / Robert King. Hyperion CDA 66483). Арии из опер Генделя занимают более половины времени диска – и не случайно. Шоллю важно не использовать их как материал для раскрытия своих богатых вокальных возможностей, а представить свое понимание музыки Генделя. Тяжеловесная монументальность, свойственная некоторым интерпретациям, совершенно здесь отсутствует. Шолль поет со свойственным лишь ему особым лиризмом, не разрушая при этом драматичность действия. В этом отношении особенно характерна ария Бертаридо из оперы Роделинда "Vivi, tiranno!" – Шолль умудряется передать весь ее драматический накал едва ли не вполголоса – сравните, например, с натужным пением Дэвида Кордиера (Handel. Rodelinda. D.Cordier. La Stagione / Michael Schneider. Deutsche Harmonia Mundi RD77192). Деликатное инструментальное сопровождение Оркестра Эпохи Просвящения под управлением Роджера Норрингтона адекватно именно такой вокальной интерпретации.
Орфей Глюка – едва ли не единственная значительная партия, пока не спетая Андреасом Шоллем. Он исполнил на настоящем альбоме одну из ключевых арий – "Che faro senza Euridice?", дав повод сравнить созданный образ с лучшими интерпретациями Орфея (Gluck. Orfeo ed Euridice. Rene Jacobs. La Petite Bande / Sigiswald Kuijken. Accent. ACC 48223/24D; Derek Lee Ragin. English Baroque Soloists / John Elliot Gardiner. Philips 442 383-2). Шолль и здесь раскрывает весь свой вокальный и артистический потенциал – его Орфей, полный смятения и горечи разлуки с Эвридикой, уже по одной этой арии показался убедительным. Остается только ждать полной записи оперы с его участием, которая может стать явлением в исполнительской практике.
Но самое интересное ждет любителей «археологических раскопок». Они впервые услышат арию из оперы "Artaserse", музыку к которой на либретто Пьетро Метастазио написал в основном Иоганн Адольф Хассе (1699-1783). Опера эта в 1734 году стала лондонским дебютом небезызвестного кастрата Фаринелли, а ария "Palido il sole" – одной из самых знаменитых в 18 столетии. Драматургически сложнейшая партия - Андреас Шолль использует здесь еще и редкий прием перехода с фальцета на естественный голос, и ария звучит еще более страстно и трагично – Артабано обречен на муки раскаяния. Другой подарок ценителям музыкальных раритетов – "Telemaco" того же Глюка. Ария "Ah non turbi il mio riposo" – радость воссоединения Телемаха с отцом Одиссеем после Троянской войны омрачена зловещими предупреждениями матери-Пенелопы и сменяется отчаянием. Шолль дает нам почувствовать весь этот сложный перепад чувств героя. Изумительно красивая ария – подлинное музыкальное откровение.
Герои Моцарта – совсем другие по окраске темперамента и чувств. И это серьезное испытание Шолль выдерживает с блеском – арии из ранних опер "Mitridate" и "Ascanio in Alba", написанных соответственно в 14 и 15 лет, исполнены вдохновенно и артистично – мы чувствуем обаяние юного гения.
Что ж, компанию "Decca" можно поздравить с подписанием контракта с Андреасом Шоллем. Его записи могут открыть совершенно новый контекст в исполнительском творчестве. Я не удивлюсь также, если Шолль создаст свой собственный ансамбль, подобно тому как это сделал другой знаменитый контртенор – Жерар Лен (Gerard Lesne, Il Seminario Musicale). Уже сейчас ощущается, что личности такого масштаба дарования тесно в рамках исполнительства. Альбом "Heroes" это подтверждает.

Некоторые другие записи с участием А.Шолля:

  • Vivaldi. Stabat Mater. Ensemble 415 / Chiara Bancini. Harmonia Mundi HMC901571.
  • Pergolesi. Stabat Mater. Barbara Bonney. Les Talens Lyrique / Christophe Rousset. Decca 466134.
  • Handel. Messiah. Les Arts Florissants / William Christie. Harmonia Mundi HMC 901498.99.
  • Handel. Solomon. Gabrieli Consort & Players / Paul McCreesh. Archiv 459688.
  • Deutsche Barocklieder (17 und 18 Jahrhundert). Harmonia Mundi HMC901505.
  • Bach J.S. Mass in B minor. Collegium Vocale / Philippe Herreweghe. Harmonia Mundi HMU901614.15.
  • Handel. Ombra mai fu. Akademie Fur Alte Musik Berlin. Harmonia Mundi HMC901685.
  • Andreas Scholl sings Vivaldi. Australian Brandenburg Orchestra / Paul Dyer. Decca 466964.

Лев Малхазов    

 предыдущая   первая страница   следующая 


главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

© 1999-2001     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved


статистика