главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

Gerd ZACHER Die Kunst einer Fuge Gerd ZACHER Die Kunst einer Fuge - J.S.Bach "Contrapunctus I" in zehn Interpretationen (1968)
(Искусство фуги - "Контрапункт I" И.С. Баха в десяти интерпретациях, 1968)
Gerd Zacher, organ
Wergo 6184-2, запись 1987 г., DDD, 50:28
Оригинальность представленного на диске сочинения заключается в его "вторичности", это - своеобразная попытка композиции, исходящая из исполнительского опыта органиста, специализирующегося на современной музыке. Герд Цахер родился в Германии в 1929 году, учился композиции, дирижированию и органному искусству у учеников Бузони и Регера, стажировался у Гельмута Вальхи и Оливье Мессиана. Цахеру посвящены органные сочинения Кейджа, Лигети, Шнебеля, Юна, Алленде-Блина и др., сам же он известен своими произведениями для хора и органа. Также Цахер - автор работ по современным тенденциям интерпретации баховской музыки.
Таким образом, на пересечении композиторского мышления и исполнительской практики возникло это своеобразное сочинение, посвящённое 65-летию Теодора Адорно, знаменитого западного теоретика искусства. Как известно, Бах не оставил никаких пожеланий относительно инструментальной реализации своего "Искусства фуги", поэтому версию Цахера можно считать ещё одной, глубокой по замыслу исполнительской трактовкой, правда только первого контрапункта, - но трактовкой нестандартной, поднимающейся до уровня самостоятельного произведения искусства. В замысле Цахера наличествует композиторская идея, концепция - а это основной признак состоявшегося произведения.
Сам Цахер назвал свой метод "компиляцией, основанной на одних только структурных параметрах" - артикуляции, динамики, органной регистровки, системы темперации, текст же всегда остаётся неизменным. То, что получается каждый раз в результате - своеобразная аллюзия на музыку того или иного композитора, точнее - аллюзия на дух музыки этого композитора. В качестве "мишеней" Цахер выбрал композиторов, писавших для органа - Шуман, Брамс, Лигети, Мессиан, швед Бенгт Хамбреус, аргентинец Маурисио Кагель, француз Эдгар Варез, испанец Хуан Алленде-Блин, немец Дитер Шнебель и, как это ни парадоксально, сам Бах. Именно с аллюзии на дух баховского стиля начинается Искусство фуги Цахера, но это отнюдь не типичная современная интерпретация ("Это вообще никакой не Бах!" - воскликнул один мой знакомый, привыкший к аутентистам Леонхардту и Копману), это воссоздание самой атмосферы барочной церковной музыки за счёт крайнего тембрового разграничения голосов (интерпретация названа "Квартет"), использования регистров с ярко выраженными "старинными" гнусавыми тембрами, мерного спокойного движения. Играл ли на органе так сам Бах - мы уже никогда не узнаем, но задуматься о вопросах баховской эстетики, стиля и духа барочной музыки Цахер заставляет.
Дальнейшие интерпретации поразительно точны в передаче внутреннего музыкального пространства композиторов, принадлежащих разным эпохам и самобытным направлениям. Шумановское "Crescendo" воссоздаёт дух бурного романтизма, брамсовская "Альтовая рапсодия" - присущую Брамсу мечтательность. "Гармонии" Дьёрдя Лигети уносят нас в непостижимые космические пространства "Одиссеи 2001 года" (Цахер искусственно задерживает звуки, в результате чего музыка покрывается мягкими диссонансами и "плывёт"), "Взволнованная импровизация" Кагеля воссоздаёт абсурдистское мироощущение авангарда (здесь Цахер некоторые фразы поёт голосом), а "Плотность 1, 2, 3, 4" Вареза передаёт ощущение разряжённости-плотности, крайних solo и tutti - и соответственного ощущения крайней полярности, антагонистичности мира, характерного для музыки этого композитора. Интерпретации, направленные на воссоздание специфичной техники, звуковых экспериментов - "Тембры-длительности" Мессиана, пронизанные "пением птиц", "Опрокидывание" Хамбреуса, в котором средствами регистровки голоса зеркально перевёрнуты по вертикали - нижний становится верхним, верхний - нижним (в результате чего коренным образом меняется гармонический облик контрапункта!). Крайне своеобразная техника выключения органного мотора, "Унесённого ветром" Алленде-Блина, способна вызвать шок даже у самого просвещённого в современных звуковых экспериментах слушателя. Финалом произведению служит "Музыка Но" Дитера Шнебеля, которая, однако, не играется - для этой интерпретации вообще не предусмотрено трека на диске, - вы должны вызвать музыку сами, в воображении, посмотрев на последовательный ряд фотографий в буклете, на которых Цахер жестами обрисовывает движение баховского контрапункта (именно так создаётся музыка в японском театре Но).
Крайняя оригинальность сочинения Герда Цахера, конечно же, предполагает наличие у слушателя определённого опыта и отсутствие шаблонного подхода к музыке, но в то же время не зная стиля названных современных композиторов, можно совершенно точно уяснить их индивидуальный почерк по этим интерпретациям. Поистине бездонна универсальность музыки Баха - и незаурядно мышление Цахера, чей эксперимент, в отличие от многих экспериментов композиторов-современников, отличается глубиной замысла и неподдельной оригинальностью.

Станислав Грес

 предыдущая   первая страница   следующая 


главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

© 1999-2002     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved


статистика