главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

Chopin - Zimerman Frederic CHOPIN
Concertos for Piano and Orchestra No. 1 in E minor (op. 11); No. 2 in F minor (op. 21)
Krystian Zimerman (piano)
Polish Festival Orchestra. Conductor Krystian Zimerman.
Концерты для фортепиано с оркестром № 1 ми минор (соч. 11); № 2 фа минор (соч. 21).
Крыстиан Цимерман (фортепиано). Польский фестивальный оркестр. Дирижер Крыстиан Цимерман.
Deutsche Grammophon 459 684-2 (2 CD; 46:00 + 35:52) Rec. 1999
В прошлом году на музыковедческой конференции в Кракове мое особое внимание привлек отзыв одной из участниц о недавно опубликованной записи концертов Шопена в исполнении Крыстиана Цимермана и Польского фестивального оркестра. Оркестр был специально сформирован для того, чтобы во главе с Цимерманом совершить большое международное турне, приуроченное к 150-летию со дня смерти Шопена, и рецензируемый диск явился своего рода итоговым документом этих выступлений. Почтенная ученая дама сравнила своего знаменитого соотечественника Цимермана ни много ни мало с археологом Шлиманом, открывшим миру сокровища Трои. Для поляков музыка их национального классика поистине неотъемлемая часть повседневного существования; открыть Польше нового Шопена, как говорится, надо уметь. Цимерман записывал концерты Шопена и раньше, с другими дирижерами, в том числе с Карло Марией Джулини и Гербертом фон Караяном; эти записи весьма хороши, но вполне традиционны и новых горизонтов не открыли. Понятно, что упомянутая параллель со Шлиманом побудила меня, не мешкая, обзавестись соответствующими дисками.
С первых же тактов Концерта ми минор мне стало ясно, что подобное сравнение оправданно. Цимерман радикально переосмысливает первую тему концерта, начисто лишая ее привычного маршевого аллюра. Весомость отдельных метрических долей дифференцирована с необычайной тщательностью, что лишает движение целеустремленно-регулярного характера, зато придает ему эпическую значительность. Темп берется более чем умеренный (не столько Allegro maestoso - скоро, величественно, как предписывает партитура, сколько Moderate ponderoso - умеренно, веско). Темп напевной темы побочной партии - медленный почти до невозможности, но она излагается в том же эпическом духе, без малейших признаков чувствительности. Начальной реплике фортепиано придан поистине апокалиптический пафос (невольно вспоминаются по-военному четкие и бесстрастные фразы, открывающие фортепианную партию Третьего концерта Бетховена в давней записи Цимермана с Леонардом Бернстайном; DG 429 749-2). Все контрасты подчеркнуты, синкопы обострены, переходы, сдвиги и модуляции поданы с максимальной рельефностью, оркестр от начала до конца остается равноправным участником симфонической драмы. По яркости красок, многообразию штрихов и оттенков, гибкости взаимодействия различных слоев фактуры исполнение значительно превосходит тот уровень, к которому нас приучили даже самые выдающиеся „шопенисты". Обаятельный ноктюрн второй части Концерта ми минор в интерпретации Цимермана трансформируется в масштабную поэму о „мирах иных", танцевальный финал насыщается острыми драматическими акцентами, а его кульминационный эпизод (6'57"-7'07") преподносится как грозное вторжение роковых сил. Кого-то, быть может, смутят отдельные темповые вольности, например внезапные ускорения в середине первой части (после 11'55") или в середине второй части (после 6'20"), однако в целом концепция Цимермана не только нова и оригинальна, но и в высшей степени последовательна и монолитна; тон, взятый с самого начала, неуклонно выдерживается на протяжении всего концерта. Аналогичные достоинства присущи и исполнению Концерта фа минор, с поправкой на относительно скромный масштаб этой партитуры. В сравнении с новым цимермановским Шопеном все остальные известные мне исполнения концертов польского композитора кажутся лишь несовершенными опытами или подступами к этой вершине.

Левон Акопян
Публикуется с разрешения журнала Журнал AudioMusic - www.audiomusic.ru

 предыдущая   первая страница   следующая 


главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки


статистика