главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

Beethoven Violin Concerto
Ludwig van BEETHOVEN (1770-1827)
Violin concerto (op. 61); 2 romances (op. 40, 50)
Thomas Zehetmair, violin
Orchestra of the 18th Century.
Conductor Frans Bruggen

Людвиг ван Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром (соч. 61); два романса (соч. 40, 50).
Томас Цеэтмайр, скрипка. "Оркестр XVIII века".
Дирижер Франс Брюгген.
Philips Classics (Full) 462 123-2 (53:47)

"Оркестр XVIII века"- единственный большой оркестр исторических инструментов, который "живьем" слышали в России. У нас музыканты гастролировали даже трижды: первый раз в 1988 году в Москве, потом в 1998 году в Петербурге, а осенью 2000 года давали концерты в обеих столицах. В последний приезд уникальным коллективом дирижировал Томас Цеэтмайр.
На этом диске немецкий скрипач выступает в более привычном амплуа солиста, а за дирижерским пультом - Франс Брюгген, основатель и художественный руководитель „Orchestra of the 18th Century". Флейтист и дирижер Франс Брюгген, "музыкант, который является не археологом, но великим исполнителем" (Лучано Берио), за два десятилетия работы ("Оркестр XVIII века" был основан в 1981 году) добился от этого коллектива фантастического качества ансамблевой игры, когда кажется, что оркестранты не только играют, но и дышат вместе. Безупречный вкус и чувство стиля органически присущи Брюггену и его коллективу.
Немецкий скрипач Томас Цеэтмайр пришел к Брюггену после долгой работы с Николаусом Арнонкуром, по молодости проповедуя его принципы "предельной вовлеченности, полного эмоционального напряжения" даже в интерпретации старых мастеров. Известный своим интересом к современной музыке, Цеэтмайр отнюдь не является ортодоксальным аутентистом. Тем не менее он долгое время успешно сотрудничает с ансамблем Брюггена.
Бетховен Брюггена - Цеэтмайра кому-то может показаться слишком серьезным. Его сочинения сыграны по-ученому обстоятельно, без парений и игры, без куража самолюбования. Все строго и сдержанно, красиво неброской спокойной красотой. В лирических фрагментах звучание оркестра достигает романтической мягкости, почти мендельсоновской сентиментальности (это в наибольшей степени относится к романсам), но четкие метрические акценты в кульминациях, исключающие агогические шатания, утверждают „примат разума". Оркестровая динамика, как всегда у Брюггена, проработана ювелирно: о крупном штрихе, почему-то приписываемом Бетховену, дирижер советует забыть. Единственным сомнительным моментом в Концерте представляется каденция, „позаимствованная" из авторского фортепианного переложения этого опуса (как известно, Бетховен не записал ее скрипичный вариант): драматическое сочетание скрипки с литаврами несколько противоречит ровному тону произведения. Особенно увлекательно финальное рондо: у Цеэтмайра прорезываются и глубокие басы, и звонкий верхний регистр, в оркестре появляется концертный блеск. Но все равно скрипач выступает не солистом, а „корифеем": его насыщенный, сольный звук не лишенный вибрато, выгодно выделяется, но не на фоне, а из оркестра.
Для „живой" записи (этот диск, как и большинство дисков Брюггена, записан в Утрехте) качество продукта потрясающее, чистота оркестровой партитуры удивительная, все аккуратно, выверено до последнего штриха.
Только гулкое пространство, которое явно больше студийного, выдает концертное происхождение записи, и акустика "подсвечивает" неяркий колорит безупречного ансамбля. Мы имеем здесь образцовую запись бетховенского Скрипичного концерта, сыгранного без всякой бури и натиска.

Юлия Бройдо
Публикуется с разрешения журнала Журнал AudioMusic - www.audiomusic.ru

 предыдущая   первая страница   следующая 


главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

© 1999-2002     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved


статистика