![]() |
|
![]() |
![]() |
Gluck Christoph Willibald (1714-1787) Iphigenie en Tauride Mireille Delunsch, Simon Keenlyside, Yann Beuron Laurent Naouri Les Musiciens du Louvre. Conductor Marc Minkowski Кристоф Виллибальд Глюк
|
Среди глюковских опер "Ифигения в Тавриде" (1779) - не самая выигрышная для аудиозаписи. Суровая и ригористично-реформаторская, лишенная и всякой декоративности, и прелестей разнообразия, и даже любовной интриги. Шторм, вещий сон Ифигении, которая видит гибель отца и матери, терзающие Ореста Эвмениды, кровожадные скифы, требующие человеческих жертвоприношений, мучительный выбор Ифигенией жертвы из двух невинных пленников, Ореста и Пилада,- все это сосредоточено в пределах всего лишь двух часов. В редкие моменты передышки - оплакивание Ифигенией судьбы дома Атридов и радость Пилада от возможности пожертвовать жизнью ради друга. Глюк очищает свою последнюю оперу практически от всех чувств, кроме страха и сострадания. Ни одно другое исполнение не дает в такой мере ощутить атмосферу тотального ужаса, подстерегающего повсюду, как исполнение, осуществленное под руководством Марка Минковского. Даже рядом с записью Риккардо Мути запись Минковского поражает остротой и интенсивностью: гораздо более быстрые темпы, более пронзительные тембры, несравнимо более четкие штрихи. Мирей Делёнш (Ифигения) и Саймон Кинлисайд (Орест) высятся античными фигурами, в самые трагические моменты сохраняя сдержанность, даже некую повествовательную ровность (но под гладким мрамором вокальных партий пульсирует горячая кровь оркестра). В своей стихии Лоран Наури (Тоас), привыкший воплощать на сцене злодеев и варваров. Пилада обычно поют героические теноры, но Минковский неожиданно выбрал на эту партию Яна Бёрона, и друг Ореста предстал персонажем лирическим, почти женственным.
В операх Глюка музыканты-аутентисты находятся в заведомо выигрышной позиции. Античная простота глюковского рисунка требует яркости тембровых оттенков - в противном случае монотонности не избежать. Вооруженные подлинными историческими инструментами, „Музыканты Лувра" в количестве 46 человек легко достигают того разнообразия красок, которое так поражало Берлиоза в глюковском оркестре. Чтобы воспроизвести в девятнадцатом веке подобное, романтику потребовались циклопические средства… У „Музыкантов Лувра" Глюк более живописен, чем мы привыкли, более полифоничен, более мощен и величествен. "Ифигения в Тавриде"- вызов дирижеру, задумавшему сделать аудиозапись, еще по одной причине. В своем завещании Глюк - великий практик театра - рассчитывал на совокупность слуховых и зрительных впечатлений, на игру актеров Парижской оперы, с которыми уже не один сезон проработал вместе. Минковский и его музыканты позволяют едва ли не кожей ощутить эту театральность „Ифигении": почувствовать на лице штормовой ветер, увидеть сквозь речитативную фразу жест, разглядеть во мраке темницы Эвменид, со всех сторон облепивших Ореста. Эта запись поражает сразу, но чтобы оценить ее в полной мере, нужно вслушиваться не один раз, в промежутках неторопливо изучая буклет. Там, как это любят обстоятельные аутентисты, на трех языках - три различные статьи об "Ифигении". |
предыдущая | первая страница | следующая |
![]() |
|
![]() |