главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

La Folia - Jordi Savall La Folia (1490 - 1701)
J.del Enzina (1468-ab.1530), D.Ortiz  (ab.1510-ab.1570), A. de Cabezon  (1510-1566), А. Соrelli (1653-1713), M.Marais (1656-1728), A. Martin у Coll  (?-ab.1734) & Anonimos
Jordi Savall, Rolf Lislevand, Michael Behringer, Arianna Savall, Bruno Cocset, Pedro Estevan, Adea Gonzalez-Campa

Фолия (1490-1701)
X.дель Энсина (1468-ок.1530), Д.Ортис (ок.1510-ок.1570), А. Де Кабесон, А.Корелли, М.Маре,А.Мартин-и-Колль (?-ок.1734) и анонимные авторы. Жорди Саваль, Рольф Лислеванд, Михаэль Берингер, Арианна Саваль, Бруно Коксет, Педро Эстеван, Аде Гонсалес-Кампа
Alia Vox AV 9805 (54:45)

Жорди Саваль далеко не первый, кто решил посвятить специальное издание замечательному старинному португало-испанскому танцу - "Фолии" ("La Folia"). В 1980-х годах фирма "Нуреrion" даже выпустила серию из 6 дисков "La Folia" в исполнении "Перселл-квартета" ("Purcell Quartet"). В основе каждого из альбомов лежала эта знаменитая мелодия, обработанная одним из композиторов XVII-XVIII веков. Да и у самого Ж. Саваля есть диск 1994 года (Auvidis/Astree 8516) где он вместе со своим ансамблем "Гесперион XX" ("Hesperion XX") представляет публике фолии и другой (французский) старинный же танец - канари (правда, на том диске звучит музыка совсем других композиторов). Новый диск вышел уже не на фирме "Auvidis/Astree", с которой Саваль после практически эксклюзивного сотрудничества в течение несколько десятилетий прекратил отношения, а на основанной им самим новой испанской фирме "Alia Vox" (хотя запись осуществлена все тем же хорошо нам известным Николасом Бартоломе (Bartolomee).

Знаменитый танец фолия, близкий по композиции к сарабанде и чаконе, является одним из безусловных чемпионов по популярности у композиторов - только вдумайтесь - уже в течение семи веков! Его мелодию использовали, начиная с XIV века, многочисленные композиторы по всей Европе, включая А. Вивальди, Ф. Джеминиани, А. Скарлатти, К-Ф. Э. Баха. А после того, как Арканджело Корелли написал свои знаменитые вариации на тему фолии (также записаны на данном диске) список почитателей фолии пополнили такие композиторы, как Ф. Лист и С. Рахманинов.

Чтобы избежать однообразия - ведь почти час на диске звучит практически одна и та же мелодия - Саваль разделил программу на две части. В первой музыканты играют пять совсем небольших пьес XV-XVI веков, родившихся у себя на родине - на Пиренейском полуострове. Другую же часть составляют всего три но довольно крупные ком позиции (от 10 до 18 мин.) авторов второй половины XVII - первой половины XVIII столетия. Сопоставляя музыку всех этих пьес, мы можем не только проследить за тем, как время трансформировало знаменитую мелодию: мы слышим ее как в исходном, оригинальном национальном звучании, так и преображенной в творчестве Корелли и Маре, то есть уже в "иностранном" обличье. Исполняет эту музыку небольшой коллектив из семи музыкантов (причем двое из них играют только на ударных, которые присутствуют лишь в пьесах анонимного композитора XV века, а также Мартина и Колля). Во всех восьми сочинениях солирует Ж. Саваль, играя на сопрановой либо басовой виоле. Ансамбль вместе с ним составляют попеременно вихуэла, гитара и теорба (Рольф Лислеванд), клавесин, клавиорганум и орган "dilegno" (Михаэль Берингер), арфа (Арианна Саваль) и басовая виола (Бруно Коксет). Все композиции исполнены музыкантами вдохновенно, живо и свежо - с одинаковым интересом и удовольствием слушаются наполненные испанской страстью миниатюры и зачастую грустноватые французские и итальянские вариации. Но особенно приятно меня удивило то, как Саваль представил самое известное из программы произведение - "Фолию" А. Корелли (1700). Написанная для скрипки и бассо континуо соната № 12 из его знаменитого опуса 5 здесь звучит в исполнении сопрановой виолы. Скрипка и сопрановая (высокая) виола - совсем разные инструменты, и для необходимо виртуозной игры Савалю пришлось преодолеть довольно большие трудности. Но какой же замечаный эффект получился от этого, "переодевания" вариаций Корелли! Звук виолы как будто возвращает старинную мелодию к прежним далеким временам, придает ей неожиданную тоскующую, ностальгическую окраску. Мне кажется, что это блестящая находка Саваля. Интересно также что пьеса М. Маре "Couple de Folies" из второй книги "Пьес для виолы" (1701), которая была записана почти четверть века назад Савалем в точно такой же аранжировке, как и на новом диске (то есть с теорбой и клавесином в качестве бассо континуо исполнена теперь иначе. Музыкант стал почти в два раза старше, и его игра стала одновременно проникновеннее и страстнее, строже и свободнее, утонченнее и умудренее, если так можно выразиться, и, наконец, явно изобретательнее. От того и раньше сыгранная им прекрасно пьеса на новом диске звучит еще более ярко и выразительно. Одним словом, этот диск иначе как замечательным со всех точек зрения никак не назовешь.

Евгений Добрушкин
Публикуется в авторской редакции с разрешения журнала Журнал AudioMusic - www.audiomusic.ru

 предыдущая   первая страница   следующая 


главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

© 1999-2003     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved

Ноутбуки samsung ноутбуки hp Фотомаг Киев. . Ноутбук hp - Продажа коммуникаторов Фотомаг Киев.

статистика
Предлагаем Спецтехника в москве; автокраны ивановец 25 тонн . Бурение артезианской скважины. со скидкой Далее