главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

HAYDN Die Schopfung - Hengelbrock Joseph Haydn (1732-1809)
Die Schopfung
Simone Kermes, Dorothee Mields, Steve Davislim, Johannes Mannov, Locky Chung
Balthasar-Neumann-Chor,Balthasar-Neumann-Ensemble.
Conductor Thomas Hengelbrock

Йозеф Гайдн
Сотворение мира
Симона Кермес, Доротея Милдс, Стив Дэвислим, Иоханнес Маннов, Локи Чанг
"Балтазар-Нойман-хор", "Балтазар-Нойман-ансамбль".
Дирижер Томас Хенгельброк
Deutsche Harmonia Mundi 77537 2 (2 CD)

Гайдн написал ораторию "Сотворение мира" в годы, когда его уже числили живым классиком, и ему, как "бессмертному мастеру музыкального искусства", даже был воздвигнут памятник. Обретя при жизни бессмертие, Гайдн однако не довольствовался прежде заслуженной славой, но продолжал совершать в музыке удивительные открытия. Из своего путешествия в Англию он привез не только ярчайшие впечатления от исполнений ораторий Генделя, но и анонимное либретто по "Потерянному раю" Мильтона. Барон ван Свитен перевел его на немецкий язык, и Гайдн предпринял грандиозную попытку пересадки английской оратории на австрийскую почву. Премьера "Сотворения мира" состоялась в 1798 году. Гайдн просил публику не требовать немедленного бисирования отдельных номеров, чтобы не пострадало впечатление от целого - то, что теперь стало нормой концертной жизни, тогда было новацией. За премьерой последовали исполнения в других странах, и как подтверждение европейской славы сочинения, в буклете, сопровождающем запись под управлением Томаса Хенгельброка, перепечатаны переводы текста оратории на итальянский и французский языки, опубликованные в 1800-1801 годах.

В записи Хенгельброка все настолько на своих местах, что трудно оценивать отдельные детали. Здесь нет тех прозрений, которые потрясают при неторопливом знакомстве с записью "Сотворения мира", сделанной Николаусом Арнонкуром. Зато в полной мере проявляется австрийская культура исполнения музыки Гайдна и современный опыт интерпретации этой оратории. "Балтазар-Нойман-хор" и оркестр "Балтазар-Нойман-ансамбль" демонстрируют блеск профессионализма. Тембровую палитру удачно дополняет звучание молоточкового фортепиано (копия инструмента 1782 года). Певцы Симона Кермес (Гавриил), Стив Дэвислим (Уриил), Иоханнес Маннов (Рафаил), Доротея Милдс (Ева) и Локи Чанг (Адам), вскормленные, главным образом, на немецкой почве, отличаются прекрасной школой и сдержанностью певческой манеры, более чем уместной в этой оратории. Главное же, что Хенгельброку удается добиться целостного восприятия композиции. "Натурфилософская" первая часть с ее звукоизобразительными эффектами (мрак и свет, неподвижная твердь и бегущие воды, щебечущие птицы и ревущие звери) не затмевает третьей части, в которой вся едва сотворенная природа словно заново увидена глазами Адама и Евы, возносящих хвалу Творцу.

Анна Булычева
Публикуется с разрешения журнала Журнал AudioMusic - www.audiomusic.ru

 предыдущая   первая страница   следующая 


главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

© 1999-2005     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved


статистика