главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

SCARLATTI Sonatas - Hantai Domenico Scarlatti (1685-1757)
Sonatas, Vol.1 (К 3, К 54, К 145, К 162, К 175, К 177, К 185, К 199, К 208, К 248, К 249, К 299, К 310, К 484, К 492, К 531, К 535)
Pierre Hantai, harpsichord

Доменико Скарлатти
Сонаты
Пьер Антаи, клавесин
Ambroisie/Mirare MIR9918

Из всего весьма обширного творческого наследия Доменико Скарлатти неизменным интересом у исполнителей пользуется лишь фантастический в своем многообразии цикл из 555-ти клавирных сонат. В последние годы XX столетия дискография "клавирных упражнений" Скарлатти обогатилась самыми стилистически разнообразными записями. Среди этих записей, на мой взгляд, особого внимания заслуживают две. Интерпретация Кристофа Руссе (Dесса 458165-2) логично сочетает исполнительские традиции поколения ранних аутентистов с присущей современным аутентистам импровизационной свободой. Сонаты Скарлатти в исполнении Михаила Плетнева (Virgin 561961-2) более походят на миниатюры французских импрессионистов и композиторов-романтиков - настолько разнообразна эмоциональная палитра игры пианиста.

Десять лет тому назад тогда еще совсем молодой Пьер Антаи одним из первых дисков выпустил на фирме "Аstree" программу из 22-х клавирных сонат Скарлатти. Этот альбом стал своеобразным "анонсом" всей последующей творческой деятельности французского клавесиниста. Сегодня артист знаком нам по выдающимся исполнениям барочной музыки, а его записи "Гольдберг-вариаций" И.-С. Баха и сочинений Джона Булла можно считать эталонными.

Любопытно, что до появления рецензируемого альбома диски французской фирмы "Мirare" не пользовалась широкой известностью в музыкальном мире. Успех настоящего проекта в равной степени вызван и мастерством Антаи, и участием в создании диска знаменитого продюсера Рене Мартена - одного из самых талантливых французских музыкальных пиар-мэйкеров наших дней, известного, прежде всего, своим ежегодным музыкальным фестивалем, проводимым в Нанте.

Амбициозная идея записи всех клавирных сонат Скарлатти не нова. В 1980-х годах Скотт Росс претворил ее в жизнь, записав и издав полный цикл на фирме "Erato". Сравнение записи Антаи с теми же сонатами в записи Росса неизбежно, и мы делаем свой выбор в пользу французского артиста.

Если в игре Росса господствует несколько суховато-дидактическая манера, то клавесин Антаи (фирма "Юрген Аммер") пылает всеми оттенками музыкальной страсти. Немаловажно и то, что с первых тактов звучания клавесина у Антаи располагает к себе и сама его звуковая атмосфера. Звук инструмента настолько же рельефен и осязаем, насколько гибок и динамичен

Антаи постоянно напоминает нам о том, что большую часть жизни Скарлатти провел в Испании - в отдельных частях цикла (К 3, К 249) клавесинист ярко подчеркивает фольклорные истоки этих композиций. По сравнению с записью десятилетней давности на фирме "Astree" прочтение Антаи заметно эволюционировало в сторону большей изысканности и более тонкого ощущения стиля.

Наверное, самая яркая часть диска - Соната ре минор (К 141). Антаи "укладывает" эту многостраничную миниатюру в 3 минуты 32 секунды звучащей музыки, достигая максимального сонорного эффекта путем постоянного ожесточенного маркирования басовых аккордов-кластеров. Ради подобных пережитых эмоций этот диск стоит послушать!

Дмитрий Ренанский

 предыдущая   первая страница   следующая 


главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

© 1999-2005     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved


статистика
www.geodrilling.ru - изыскательные работы основные положения о проектно изыскательских работах.