Вильгельм Фридеман Бах является одной из самых загадочных и противоречивых фигур XVIII столетия. Cтарший сын Иоганна Себастьяна, его первенец, сын не просто любимый, но, судя по всему, обожаемый, ведь именно ему отец посвятил первую часть „Клавирной книжки". Из-за своего бурного нрава В.-Ф. Бах не имел постоянного пристанища и скитался по разным городам Северной Германии - Дрезден, Галле, Брауншвейг. Совершенно очевиден его композиторский дар, в музыке В.-Ф. Баха удивительным образом сочетаются элементы нарождающегося галантного стиля с уже консервативным для того времени барочным письмом.
Дисков, полностью посвященных творчеству В.-Ф. Баха, не так уж много. В новом издании представлено пять сочинений Вильгельма Фридемана. Написанные им в разные годы, они дают довольно разнообразную стилистическую картину, в которой заметны почерки как консервативного барочного, так и современного галантного письма. К наиболее раннему периоду творчества композитора принадлежит Симфония фа мажор, созданная еще в Дрездене в 30-е годы XVIII века. Быстрые части, написанные в стиле Яна Зеленки, вполне барочны по своему инструментальному изложению Появившаяся в 1750-е годы Симфония ре мажор выдержана уже в совсем другом стиле. Обстоятельства создания Симфонии ре минор, состоящей из двух частей - адажио и фуги, весьма туманны, скорее всего, она принадлежит еще к дрезденскому периоду творчества В.-Ф. Баха и написана как часть некоей богослужебной церемонии, имевшей место в католической Хофскирхе во время исполнения торжественной мессы. Но этот музыкальный материал ценен и интересен другим. В заключительной части чувствуются не только уходящие образы барочной „звукописи", но и то, что с такой любовью было привито беспутному сыну Иоганном Себастьяном,- глубокое полифоническое мышление. Именно эта фуга из Симфонии, оркестрованная, впрочем, уже вполне галантно, в соответствии с духом нового времени, кажется мне знаком нераскрытого потенциала композиторской одаренности Вильгельма Фридемана Баха.
На диске также записаны клавесинный Концерт ми минор, относящийся к 1767 году и уже достаточно полно отражающий галантный стиль, и весьма примечательные Адажио и фуги ре минор и фа минор. Фа-минорная фуга, видимо, произвела неизгладимое впечатление на дипломата и музыкального мецената Готтфрида ван Свитена - позже, в начале 1780-х, он поручил Моцарту сделать ее оркестровку.
Безупречное исполнение оркестра „Берлинская Академия старинной музыки", точное взаимодействие с солистом настолько очевидно, насколько и ожидаемо, исходя из предшествующих записей этим коллективом произведений Карла Филиппа Эмануэля Баха. Этот коллектив вполне можно считать признанным специалистом именно в области позднебарочного и галантного стилей. Особенно ценно тонко выраженное изменение этих стилей, демонстрируемое музыкантами. Нам же открывается интереснейшая картина стыка музыкальных эпох, сменяющих друг друга не только путем отрицания, но и дополнения и взаимодействия.
Лев Малхазов
|