главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

AV9838
Isabel I, Reina de Castilla
Luces y Sombras en el tiempo de Isabel la Catolica, la primera gran Reina del Renacimiento 1451-1504 (Musicas Reales Vol. III)
La Capella Reial de Catalunya
Hesperion XXI
Jordi Savall
Alia Vox AV 9838 (77'43")

Жорди Саваль - каталонский музыкант, к имени которого без ненужной скромности хочется прибавить эпитет "великий". Заслуги Савалля в истории современной музыкальной культуры действительно потрясают. Создание одного из лучших инструментальных ансамблей мира, фантастическое мастерство сольной карьеры и удивительный талант организатора - все это лишь опосредованно характеризует масштаб личности музыканта: о чем идет речь, понимаешь лишь при столкновении с искусством Саваля лицом к лицу. Оговорюсь: неоднократно приходилось слушать многие записи Саваля в разных ипостасях - как солиста-исполнителя на виоле, как руководителя собственного ансамбля, как дирижера. Что-то нравилось больше, что-то меньше (абсолютное меньшинство), что-то потрясает до сих пор (Баховское "Музыкальное приношение" и в особенности "Искусство фуги" - AV9819, "Музыкальные хуморы" Тобиаса Хьюма - AV9837, недавний диск с "Королевскими концертами" Ф.Куперена). Однако прослушивание настоящего альбома вновь принесло то ощущение, которое всегда испытываешь при контакте с искусством Саваля: ощущение таинства, творимого на ваших глазах.
Полное название диска - "Изабелла I, королева Кастилии :свет и тени во времена первой великой корлевы Возрождения". Альбом входит в серию "Musicas Reales" ["Королевская музыка"], в рамках которой на сей день вышли три диска. Однако при ближайшем рассмотрении каталога "Alia Vox" оказывается, что "королевской теме" посвященые еще несколько альбомов. Особое внимание уделено французской монархии, музыкальной культуре которой посвящены два диска - "Оркестр Людовика XIII" (AV9824) и "Жан-Батист Люлли: Оркестр короля-солнца" (AV9807).
На сей раз внимание Саваля привлекла музыка времен царствования королевы Изабеллы I. Программа диска составлена из произведений, так или иначе связанных с историей царствования первой королевы испанского Ренессанса. Как отмечает автор статьи в буклете Руи Виейра Нери, каждое из звучащих сочинений является частью исторического контекста испанской культуры. Примечательно, что на оборотной стороне альбома приведен не банальный трек-лист, но целая культурологическая мини-энциклопедия: названия сочинений и имена авторов соотносятся с ключевыми датами и событиями истории. Несмотря на кажущуюся иллюзорность целого, в компоновке диска угадывается мастерство Саваля: драматургия альбома оказывается идеально выстроенной - ни одного лишнего трека, ни одной проходной композиции. Альбом звучит как единая монолитная композиция - путь от первых дней жизни проживается музыкантами ансамбля "Hesperion XXI" и завершается прощальным звучанием заупокойной мессы.
В записи приняли участие два коллектива, созданных Савалем - хор "Королевская капелла Каталонии" и инструментальный ансамбль "Hesperion XXI". Как и каждый ансамблевый диск "Alia Vox", рецензируемый альбом в очередной раз стал поводом для восхищения мастерством музыкантов, ведомых Савалем - особенно отметим выдающуюся игру арфиста Эндрю Лоуренса-Кинга, исполнителя на ударных Педро Эстевана. Превосходна и работа вокалистов - как солистов, так и артистов хора. Последние заслуживают особой похвалы - звучание октета вокалистов сообщает удивительный колорит многим сочинениям, в особенности - заупокойным песнопениям памяти Изабеллы I и ее супруга (дорожки 18 и 20).
Хотелось бы выделить две дорожки, представляющие по нашему мнению особую ценность и значительный художественный интерес. Первая - своеобразный "бенефис" Эндрю Лоуренс-Кинга, сольная миниатюра Гийома Дюфаи. Мастерство выдающегося музыканта особенно очевидно в контексте всей программы - единственное сольное сочинение на всем альбоме даровано автором музыкальной концепции диска Савалем именно Лоуренс-Кингу. В итоге - транскрипция для арфы шансона Дюфаи и три минуты чистого волшебства. Вторая дорожка, самым мистическим образом воздействующий на слушателя - romance Луиса Нарваэса "Прогулка мавританского короля". Озаренный потусторонним светом голос гениальной Монсеррат Фигуэрас и почти авангардное звучание инструменталистов под управлением Саваля - этот ансамбль звучит так, что только мурашки пробегают по коже. Испанское возрождение оказывается озаренным светом средневековья, а вся программа выглядит как дань почтения великого музыканта наших дней своим великим предшественникам…

Дмитрий Ренанский

 предыдущая   первая страница 


главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

© 1999-2006     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved

  

Телефоны киев телефоны samsung Фотомаг Харьков.

статистика