главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

BERLIOZ Romeo et Juliette
BERLIOZ, Hector
Romeo et Juliette, Op. 17.
Catherine ROBBIN, Jean-Paul FOUCHECOURT,
Gilles CACHEMAILLE
Monteverdi Choir
Orchestre Revolutionnaire et Romantique
John Eliot GARDINER
Philips 454 454-2 (2 CD, DDD).
В наше время никого не удивишь "аутентичным" исполнением музыки достаточно позднего периода. Успех, выпавший на долю этого набора, явно объясняется не тем, что это - первая запись "Ромео и Джульеты" Берлиоза на инструментах его времени или их копиях. Хотя, если вспомнить, с каким вниманием относился Берлиоз к оркестровке, считая ее важнейшим выразительным средством, постоянно пробуя новые сочетания и приемы, вызывая у современников неприятие свежестью своих решений, становится ясно, что "исторически-информированный" подход к музыке Берлиоза должен оказаться весьма плодотворным.
По определению автора, «Ромео и Джульетта» — "драматическая симфония". Фактически она состоит из семи частей: пролога, сообщающего о вражде Капулети и Монтекки, состоящего из инструментальной и хоровой частей, и самой "драмы": празднество у Капулети; ночная сцена в саду; вставной эпизод с феей Маб, царицей снов; погребение Джульетты; Ромео в склепе Капулети; сцена на кладбище и примирение. Введя в произведение хор и солистов, Берлиоз тем не менее в ключевых эпизодах, таких как сцены в саду и склепе обходится одним оркестром. Главная и достаточно трудная задача, стоящая перед любым дирижером, - дать цельное понимание произведения, объединив разнохарактерные части единой нитью. Гардинеру в полной мере это удается.
Наибольшей известностью из "Ромео" пользуется скерцо феи Маб, музыка которого часто исполняется как отдельная оркестровая миниатюра. В записи это один из самых чарующих моментов - оркестр здесь ярок и подвижен; сцена в саду прочувствована, хотя исполнена, возможно, все-таки излишне сдержанно и спокойно. Но повсюду присутствует замечательная игра струнных и медных духовых (включая забавный офиклеид), которым Берлиоз уделял значительное внимание. Выразительно и энергично звучат финальные эпизоды.
Монтеверди-хор, любимое детище Гардинера, как всегда, на высоте, демонстрируя хорошее пение с ясной дикцией. Солисты вполне успешно справляются со своими задачами, все они - франкоговорящие, что само по себе способствует особому пониманию ими своих ролей.
Напоследок необходимо отметить еще одну особенность. На этих двух хорошо заполненных дисках практически доступны три версии произведения, поскольку Гардинер предлагает запись фрагментов, опущенных или измененных Берлиозом при переработке первоначального варианта. Путем нехитрого программирования можно прослушать раннюю версию, поздний авторский вариант или (и это практически не потребует никаких усилий) смешанный вариант, предлагаемый Гардинером. Сомневаюсь, что кто-то захочет часто отклоняться от этой версии, вполне убедительной, но приятно иметь возможность время от времени послушать и другие варианты.

СН    

 предыдущая   первая страница   следующая 


главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

© 1999-2001     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved


статистика