История музыки
- Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года
т.1 По XVIII век. М.: Музыка, 1983, 696 с., тир. 30 000 экз.
т.2 XVIII век. М.: Музыка, 1982, 622 с., тир. 30 000 экз.
Это второе издание (перераб. и доп.) книги, вышедшей в 1940 году. Абсолютно не устарела. В первой части освещается история европейского музыкального искусства от эпохи античности по XVIII век; прослеживаются пути формирования стилей и жанров, разбирается творчество выдающихся композиторов этого периода.
Вторая часть посвящена расцвету музыкального искусства в XVIII веке. Большое внимание уделено вопросам развития оперной и инструментальной музыки. Отдельные главы посвящены
творчеству Баха, Генделя, Глюка, Гайдна и Моцарта.
По широте охвата и добросовестности изложения не имеет себе равных на русском языке. Являясь учебником, вполне удобочитаема.
- Ливанова Т.Н. Западно-европейская музыка XVII-XVIII веков в ряду искусств. М.: Музыка, 1977, 528 с., ил., тир. 5 600 экз.
В работе исследуются вопросы соотношения музыкального искусства в важнейшие периоды его развития с другими исскуствами. Названия глав говорят сами за себя:
"Тема, сюжет, интерпретация", "Музыкальные образы и характерный круг их", "Трагическое в системе образов", "Музыкальное развитие и композиция целого", "Вопросы синтеза искусств. Проблема стилей".
- Ливанова Т.Н. Из истории музыки и музыкознания за рубежом. М.: Музыка, 1981, 238 с., тир. 5 000 экз.
Сборник, приуроченный к 70-летию автора, включает главным образом опубликованные ранее в различных изданиях статьи. Среди них: "Проблема стиля в музыке XVII века", "Музыка и живописьв Италии XVII-XVIII веков", "Перголези" и др. Приведена также библиография работ Т.Н. Ливановой.
- Бюкен Э. Музыка эпохи рококо (пер. с нем.) М.: Госуд. музык. изд-во, 1934, 272 c., ил., тир. 3 000 экз.
- Брянцева В.Н. Французский клавесинизм. СПб: "Дмитрий Буланин", 2000, 380 с., тир. 400 экз.
Наряду с оперой, клавесинизм - один из двух основных пластов французского музыкального искусства 17-18 веков. Он своеобразно вписался в мировой музыкально-исторический процесс и
с наступлением 20 века вновь привлек к себе живое внимание. В поле зрения настоящего исследования, аналогичного которому нет ни в нашей, ни в зарубежной литературе, - свыше двух тысяч пьес
сорока авторов. В центре - впервые предпринятый полный сопоставительный анализ клавесинного наследия двух великих композиторов - Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо. Расширяя представление о французской художественной культуре в целом,
работа призвана заинтересовать и профессионалов, и квалифицированных любителей музыки.
- Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М.: Музыка, 1994, 320 с., нот., тир. 3 000 экз.
- Бочаров Ю. Французская увертюра в музыке эпохи барокко. М.: Прест, 1998, 148 с., нот., тир. 1 000 экз.
- Гинзбург Л. История виолончельного искусства. Книга 1. Виолончельная классика. М.-Л.: Музгиз, 1950, 512 с., ил., тир. 2 000 экз.
- Друскин М. Клавирная музыка XVI-XVIII веков. Л.: Госуд. музык. изд-во, 1960, 284 с., ил., нот., тир. 3 000 экз.
В книге исследуется музыка для клавишно-струнных инструментов во главе с клавесином и клавикордом, которые исторически предшествуют фортепьяно и объединяются общим названием клавир. Работа состоит из трех частей. В первой рассматриваются общие вопросы клавирной музыки: ее стиль и жанры, инструментарий, проблемы исполнительства.
Вторая часть посвящена национальным школам клавирного искусства Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии.
Третья часть содержит обзор источников по клавирной музыке Чехии, Польши и России, а также ното- и библиографические сведения, относящиеся ко всей книге вцелом.
- Конен В. Театр и симфония. Роль оперы в формировании классической симфонии. М.: Музыка, 1968, 352 с., нот., тир. 2 930 экз.
- Конен В. Этюды о зарубежной музыке (2-е изд.). М.: Музыка, 1975, 480 с., тир. 8 000 экз.
- Шнеерсон Г. Французская музыка XX века (2-е изд., доп. и испр.) М.: Музыка, 1970, 576 с., тир. 6 000 экз.
Популярная монография является хорошим введением в тот фантастически своеобразный и сложный мир, который представляет собой французская музыка XX века.
- Асафьев Б. Русская музыка. XIX и начало XX века. Л.: Музыка, 1979, 344 с., тир. 15 000 экз.
Одна эта исключительная книга стоит десятка - никакой воды, сумашедшая насыщенность информацией.
Единственный "недостаток" - она была написана в конце 20-х годов и, естественно, в ней не отражено
позднейшее творчество Прокофьева, Стравинского и др. Отсутствует Шостакович. Но достоинств у этой
небольшой книги несоизмеримо больше.
|