|
<> |
ЯНВАРЬ 2001 |
В традиционном концерте, уже в течении многих лет проходящем в первый день нового года в венском "Musikverein", Венским филармоническим оркестром на этот раз дирижировал Николаус Арнонкур. В каком-то смысле символично, что на рубеже тысячелетий самый престижный концерт был вверен дирижеру, с чьим именем во многом связано становление "аутентичного" направления в исполнительстве, вызывавшего в свое время столько споров. Как следует из пресс-релиза, Арнонкур и на этот раз был верен себе - несмотря на вполне традиционную программу (сочинения Штраусов и их современника Йозефа Ланнера), концерт открывал "Radetzky-Marsch" в первоначальной редакции 1848 года. Запись концерта будет выпущена в середине января фирмой Teldec (8573-83563-2, 2 CD). В начале декабря в Париже состоялся двухдневный аукцион, на котором продавалось более двух тысяч предметов, принадлежавших Марии Каллас (1923-1977), от картин и мебели до чулок и вешалок для одежды. Это событие дало любителям скандальных подробностей повод в очередной раз пообсуждать личную жизнь певицы. Несомненно, однако, что спустя почти четверть века после смерти Марии Каллас именно ее голос и артистический дар, а не жизненные перипетии, продолжают по-настоящему волновать любителей музыки.
Одним из наиболее продаваемых дисков классического репертуара в Европе стало новое собрание записей Марии Каллас, выпущенное фирмой EMI Classics.
Со времени выхода антологии "La Divina", наиболее представительной на сегодняшний день, хотя и не лишенной изъянов, трехдисковой подборки записей Каллас, минуло уже семь лет. Однако даже для счастливых обладателей того комплекта новое издание будет представлять интерес. Часть записей не входила в состав "La Divina", некоторые издаются с новым ремастерингом, позволившим бережнее донести их звучание. Для тех же, кто только собирается познакомиться с искусством Каллас, этот новый выпуск станет наилучшим выбором, тем более, что представлен он в нескольких вариантах: одиночный компакт-диск (EMI Classics 570502), набор из двух дисков (674662) и специальный вариант для коллекционеров (570622).
Открывает подборку "Casta Diva" из "Нормы" Беллини. Эта ария, поражающая в исполнении Марии Каллас чистотой мелодической линии, богатством передаваемых чувств и безупречной интонацией, производит то же сильнейшее, неизгладимое впечатление, что и последние кадры "Медеи" Пазолини, на которых сквозь языки пламени глядит на нас неистовая Медея-Каллас. Искусство певицы на одиночном диске представлено также ариями из опер Пуччини ("Богема", "Мадам Баттерфляй", "Джанни Скикки"), Верди ("Травиата"), Бизе ("Кармен") и некоторых других композиторов.
Теперь о двух дисках, вышедших еще летом, но познакомиться с которыми ближе удалось только в конце года. Выпущенная перед Олимпийскими играми запись духовных сочинений Вивальди (Decca 466 964-2) в исполнении Андреаса Шолля и Австралийского Бранденбургского оркестра (Australian Brandenburg Orchestra) под управлением Пола Дайера (Paul Dyer), вызывала некоторые понятные сомнения уже самим сочетанием момента выхода с географически красноречивым названием оркестра. Диск, однако, приятно удивляет, в каждую секунду убедительно демонстрируя, что отнюдь не является записью "на случай". Эта работа может встать вровень с записью сочинений Вивальди, сделанной Шоллем пять лет назад для фирмы Harmonia Mundi, с которой во многом и началась его широкая известность (HMC 901571). Мастерство певца за эти годы только выросло, а никому не известный оркестр с далекого континента проявляет себя достойнейшим партнером и не уступает многим именитым европейским коллективам. Интересующихся творчеством выдающегося контртенора отсылаю к рецензии на его предыдущий диск "Heroes" (Decca 466 196-2). Необходимо также упомянуть, что в декабре было объявлено о выходе нового диска Андреаса Шолля "A Musical Banquet" (Decca 466 917-2). Это собрание "лучших песен Англии, Франции, Испании и Италии" конца 16-начала 17 веков, составленное Робертом Даулендом, сыном известного композитора того времени Джона Дауленда (1563–1626). Другой летний диск, который случилось послушать только недавно - любовные дуэты из вагнеровских опер (EMI Classics 5570042).
В него включены сцена между Брунгильдой и Зигфридом из заключительного акта "Зигфрида" и известная любовная сцена из второго акта "Тристана и Изольды".
Многие, наверно, помнят, что в опере этот продолжительный дуэт прерывается в своей высшей точке появлением короля Марка со свитой. Одним из интригующих моментов нового диска является то, что впервые в записи представлен иной авторский вариант финала этого дуэта.
Еще одно яркое впечатление декабря, ставшее чудесным новогодним подарком, - диск Академического хора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (худ. руководитель и гл. дирижер Мирза Аскеров). Один из старейших любительских коллективов России, хор в 2000 году отметил свое 225-летие.
СН |
A Albeniz, Isaac (1860-1909) Iberia (orch. by Breiner)
Alkan, Charles-Henri (1813-1888) Chamber Music
B Bach, Johann Sebastian (1685-1750) Cantatas volume 13: Leipzig 1723
Brandenburg Concerto No.5. Orchestral Suite No.2 BWV1067. Trio Sonata BWV1038. Partita BWV1013.
Italian Concerto BWV971. Capriccio on the Departure of his Beloved Brother BWV992. Capriccio in E major BWV993. Four Duets BWV802-805. French Overture BWV831.
Beethoven, Ludwig van (1770-1827) String Quartets op.18 Nos.1-3
String Quartets op.18 Nos.4-5. String Quartet op.14 (arrangement of Piano Sonata).
String Quartet op.18 No.6. String Quintet op.29.
String Quartets Nos.1-16. Piano Trio 'Archduke'.
Violin Sonatas Nos.1-10. Cello Sonatas No.1-5. Variations for cello and piano.
Berlioz, Hector (1803-1869) Te Deum
Berwald, Franz (1796-1868) Piano Trios volume 2 Piano Trio in C major. Piano Trio in E flat major. Piano Trio in C major. Piano Trio No.4 in C major. Kalman Drafi, Jozsef Modrian, Gyorgy Kertesz Naxos 8555002 Brahms, Johannes (1833-1897) Piano Pieces. Rhapsodies. Waltzes. Intermezzi. Variations.
Britten, Benjamin (1913-1976) Cello Suite No.1 in G op.72. Cello Suite No.2 in D op.80. Cello Suite No.3 op.87.
C Chopin, Frederic (1810-1849) Etudes op.25. Piano Sonata No.2 op.35.
D Debussy, Claude (1862-1918) Works for Piano
Dvorak, Antonin (1841-1904) String Quartet No.10 op.51. String Quartet No.14 op.105.
Symphony No.1. The Wood Dove. Carnival Overture.
E F Franck, Cesar (1822-1890) Les Eolides. Symphonic Variations. Symphony in D minor.
Great Organ Works
G Gabrieli, Giovanni (1557-1612) Music for Brass, vol.3
Granados, Enrique (1867-1916) Piano Music, vol. 4
Gretry, Andre-Ernest-Modeste (1741-1813) Suite and Overtures
H Handel, George Frideric (1685-1759) Italian Cantatas
Henze, Hans Werner (1926-) Six Songs from the Arabian. Three Auden Songs.
I J K Kreisler, Fritz (1875-1962) Music for Violin and Piano
L M Marais, Marin (1656-1728) Pieces a 2 violes, vol. 2
N O P R Reger, Max (1873-1916) Clarinet Quintet op.146. String Quartet op.109.
Rihm, Wolfgang (1952-) Morphonie. Klangbeschreibung I-III.
S Salieri, Antonio (1750-1825) Overture to 'Cublai gran kan de Tartari'. Twenty Six Variations on 'La follia di Spagna'. Overture to 'Angiolina ossia Il matrimonio per sussuro'. Sinfonia Veneziana in D major. Overture to 'La locandiera' in D major. Sinfonia 'Il giorno onomastico' in D major. Overture to 'Falstaff ossia Le tre burle'
Schoenberg, Arnold (1874-1951) Pelleas & Melisande ( + Wagner Siegfried - Idyll).
Schubert, Franz (1797-1828) String Quintet in C D956. String Quartet No.14 in D minor D810 'Death and the Maiden'. String Quartet No.12 in C minor D703 'Quartettsatz'.
Schumann, Robert (1810-1856) String Quartet No.1. String Quartet No.3.
Kinderszenen. Kreisleriana. Waldszenen.
Sibelius, Jean (1865-1957) Symphonic Organ Music
T Tavener, John (1944-) The World for string quartet and soprano. Diodia for string quartet. Many Years! For soprano and string quartet. Akhmatova Songs for soprano and string quartet.
U V Vivaldi, Antonio (1678-1741) Concerti da Camera, vol.1
The Four Seasons op.8 1-4.
W Wagner, Siegfried (1869-1930) Sternengebot (complete)
Walther, Johann Gottfried (1684-1748) Organ Music, vol. 2
X Y Z |
<> |
|