![]() |
|
![]() |
BERLIOZ, Hector
БЕРЛИОЗ, Гектор
1803-1869
Родился в небольшом городке Ла-Кот-Сент-Андре на юго-востоке Франции в семье врача, довольно состоятельной. В детстве Гектору пришлось испытать прямо противоположные влияния: матери, ревностной католички и отца, человека широких взглядов, любителя философии, литературы, истории. Библиотека отца открыла юноше сокровища литературы, которые питали его творчество всю жизнь.
Провинциальная жизнь не способствовала музыкальному развитию, первые сильные музыкальные впечатления были связаны с церковной музыкой. Отец, как мог, способствовал увлечению сына музыкой, не считая, впрочем, это занятие достаточно серьезным. Берлиоз быстро выучился играть на флейте, гитаре, пробовал сочинять простейшие ансамбли, романсы. Весной 1821 года Гектор едет в Париж для поступления на медицинский факультет. Поселившись в Латинском квартале и поначалу исправно изучая медицину, Гектор жадно впитывает музыкальные впечатления. Самым ярким из них была постановка "Ифигении в Тавриде" Глюка. Как позже он напишет в "Мемуарах": "Я всего себя посвятил изучению и поклонению великому искусству - драматической музыке." По счастью, медицинский факультет из-за политических событий временно закрыт, и Гектор целиком отдается творчеству. К 1823 году относится его дебют в качестве музыкального критика - занятие, всю жизнь его тяготившее, но в то же время дававшее выход его бурной натуре. В 1826-30 годах Берлиоз обучался в консерватории у Ж.Ф. Лесюэра и А. Рейхи, но большая часть профессоров во главе с директором, знаменитым в ту пору Луиджи Керубини, довольно неприязненно относились к новаторским опытам молодого композитора. Первым по-настоящему зрелым произведением стала "Фантастическая симфония" (Эпизод из жизни художника), в которой нашли отражение многие события жизни композитора. Она была с успехом исполнена 5 декабря 1830 года. Этому успеху немало способствовало присуждение незадолго до этого Берлиозу Римской премии (за кантату "Сарданапал"). Эту премию, дававшую право на несколько лет жизни в Италии, Берлиоз, проявив незаурядное упорство, получил с пятой попытки! Пребывание в Италии, не отмеченное значительными сочинениями, несомненно, отразилось на дальнейшем творчестве. По возвращении в Париж Берлиоз занимается композиторской, дирижерской и музыкально-критической деятельностью. Его бурная активность наталкивается на непонимание официальных академических кругов. С трудом добившись получения заказа на оперу "Бенвенуто Челлини" и ее постановки в "Гранд Опера" (1838), Берлиоз с отчаянием наблюдал ее провал, навсегда закрывший перед ним двери этого театра. А концертное исполнение "Осуждения Фауста", организованное композитором в 1846 году на собственные деньги и равнодушно принятое публикой, привело его к материальному краху. В 1847 году Берлиоз отправился по совету Бальзака в Россию. Выступления в качестве дирижера в Петербурге и Москве сопровождались овациями, а финансовые результаты поездки превзошли ожидания. «И ты моя спасительница, Россия!» — провозгласил Берлиоз в «Мемуарах». В Россию он еще приедет в 1867-68 годах, а теперь, воспряв духом, композитор создает крупнейшие свои сочинения: монументальную оперную дилогию по мотивам Вергилия "Троянцы" и оперу на сюжет комедии Шекспира "Много шума из ничего", названную, чтобы не давать пищи для насмешек злопыхателей, "Беатриче и Бенедикт". Наконец, Берлиоз добивается успеха, но не на родине, а в немецком Баден-Бадене, где отдыхающая публика хорошо принимает "Беатриче и Бенедикта". Судьба "Троянцев" была менее удачной. В 1863 году была поставлена в Париже вторая часть оперы, а полностью цикл был поставлен только спустя два десятилетия после смерти композитора, в Германии и в переводе на немецкий язык. Разносторонняя деятельность Берлиоза была оценена по достоинству уже после смерти композитора, поскольку современники в большинстве не принимали его новаторства в музыке (споры о ее достоинствах и недостатках не прекращаются по сей день) и далеко не всегда разделяли музыкально-критические взгляды. Впрочем, во многом этому неприятию способствовал и сам композитор, в личности которого совмещались и романтические порывы, и трезвый деловой рассчет, и язвительная насмешка.
Вокально-оркестровые сочинения
Оперы
Упомянутые выше записи опер были переизданы в недорогом варианте "для коллекционеров":
Последние изменения - 30.09.2000.
|
![]() |
|
![]() |