главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

BERLIOZ, Hector
БЕРЛИОЗ, Гектор

1803-1869

Родился в небольшом городке Ла-Кот-Сент-Андре на юго-востоке Франции в семье врача, довольно состоятельной. В детстве Гектору пришлось испытать прямо противоположные влияния: матери, ревностной католички и отца, человека широких взглядов, любителя философии, литературы, истории. Библиотека отца открыла юноше сокровища литературы, которые питали его творчество всю жизнь.
Провинциальная жизнь не способствовала музыкальному развитию, первые сильные музыкальные впечатления были связаны с церковной музыкой. Отец, как мог, способствовал увлечению сына музыкой, не считая, впрочем, это занятие достаточно серьезным. Берлиоз быстро выучился играть на флейте, гитаре, пробовал сочинять простейшие ансамбли, романсы.

Весной 1821 года Гектор едет в Париж для поступления на медицинский факультет. Поселившись в Латинском квартале и поначалу исправно изучая медицину, Гектор жадно впитывает музыкальные впечатления. Самым ярким из них была постановка "Ифигении в Тавриде" Глюка. Как позже он напишет в "Мемуарах": "Я всего себя посвятил изучению и поклонению великому искусству - драматической музыке."

По счастью, медицинский факультет из-за политических событий временно закрыт, и Гектор целиком отдается творчеству. К 1823 году относится его дебют в качестве музыкального критика - занятие, всю жизнь его тяготившее, но в то же время дававшее выход его бурной натуре. В 1826-30 годах Берлиоз обучался в консерватории у Ж.Ф. Лесюэра и А. Рейхи, но большая часть профессоров во главе с директором, знаменитым в ту пору Луиджи Керубини, довольно неприязненно относились к новаторским опытам молодого композитора.

Первым по-настоящему зрелым произведением стала "Фантастическая симфония" (Эпизод из жизни художника), в которой нашли отражение многие события жизни композитора. Она была с успехом исполнена 5 декабря 1830 года. Этому успеху немало способствовало присуждение незадолго до этого Берлиозу Римской премии (за кантату "Сарданапал"). Эту премию, дававшую право на несколько лет жизни в Италии, Берлиоз, проявив незаурядное упорство, получил с пятой попытки!

Пребывание в Италии, не отмеченное значительными сочинениями, несомненно, отразилось на дальнейшем творчестве. По возвращении в Париж Берлиоз занимается композиторской, дирижерской и музыкально-критической деятельностью. Его бурная активность наталкивается на непонимание официальных академических кругов. С трудом добившись получения заказа на оперу "Бенвенуто Челлини" и ее постановки в "Гранд Опера" (1838), Берлиоз с отчаянием наблюдал ее провал, навсегда закрывший перед ним двери этого театра. А концертное исполнение "Осуждения Фауста", организованное композитором в 1846 году на собственные деньги и равнодушно принятое публикой, привело его к материальному краху.

В 1847 году Берлиоз отправился по совету Бальзака в Россию. Выступления в качестве дирижера в Петербурге и Москве сопровождались овациями, а финансовые результаты поездки превзошли ожидания. «И ты моя спасительница, Россия!» — провозгласил Берлиоз в «Мемуарах». В Россию он еще приедет в 1867-68 годах, а теперь, воспряв духом, композитор создает крупнейшие свои сочинения: монументальную оперную дилогию по мотивам Вергилия "Троянцы" и оперу на сюжет комедии Шекспира "Много шума из ничего", названную, чтобы не давать пищи для насмешек злопыхателей, "Беатриче и Бенедикт". Наконец, Берлиоз добивается успеха, но не на родине, а в немецком Баден-Бадене, где отдыхающая публика хорошо принимает "Беатриче и Бенедикта". Судьба "Троянцев" была менее удачной. В 1863 году была поставлена в Париже вторая часть оперы, а полностью цикл был поставлен только спустя два десятилетия после смерти композитора, в Германии и в переводе на немецкий язык.

Разносторонняя деятельность Берлиоза была оценена по достоинству уже после смерти композитора, поскольку современники в большинстве не принимали его новаторства в музыке (споры о ее достоинствах и недостатках не прекращаются по сей день) и далеко не всегда разделяли музыкально-критические взгляды. Впрочем, во многом этому неприятию способствовал и сам композитор, в личности которого совмещались и романтические порывы, и трезвый деловой рассчет, и язвительная насмешка.

Краткий список сочинений Г. Берлиоза

    Для оркестра

    Symphonie fantastique, Op.14. Romeo et Juliette, Op.17 - Love scene; Queen Mab scherzo. Concertgebouw Orchestra, London Symphony Orchestra / Sir Colin DAVIS. Philips 446 202-2 (ADD).

    Symphonie fantastique, Op.14. Vienna Philharmonic Orchestra / Sir Colin DAVIS. Philips 432 151-2 (DDD).

    Symphonie fantastique, Op.14. (+ DUTILLEUX Metaboles). Paris Opera-Bastille Orchestra / Myung-Whun CHUNG. Deutsche Grammophon 445 878-2 (DDD).

    Symphonie fantastique, Op.14. Orchestre Revolutionnaire et Romantique / John Eliot GARDINER. Philips 434 402-2 (DDD).

    Symphonie fantastique, Op.14. London Classical Players / Roger NORRINGTON. EMI Reflexe CDC7 49541-2 (DDD). Переиздано как Virgin Veritas VM5 61379-2.

    Harold in Italy, Op.16. Tristia, Op.18. Les Troyens a Carthage - Act 2, Prelude. Nabuko IMAI; John Alldis Choir, London Symphony Orchestra / Sir Colin DAVIS. Philips 416 431-2 (ADD).

    Harold in Italy, Op.16. Tristia, Op.18. Gerard CAUSSE; Monteverdi Chorus, Orchestre Revolutionnaire et Romantique / John Eliot GARDINER. Philips 446 676-2 (DDD).

    Harold in Italy, Op.16. Overtures: Benvenuto Cellini. Le carnaval romain. Le corsaire. Laurent Verney; Paris Opera-Bastille Orchestra / Myung-Whun CHUNG. Deutsche Grammophon 445 878-2 (DDD).

    Overtures: Le carnaval romain. Beatrice et Benedict. Le corsaire. Royal Hunt and Storm (from Les troyens). Benvenuto Cellini. Queen Mab scherzo (from Romeo et Juliette). (+ SAINT-SAENS Le rouet d'Omphale, Op.31). Boston Symphony Orchestra / Charles MUNCH. BMG/RCA 9026 61400 2 (ADD).

    Вокально-оркестровые сочинения

    La damnation de Faust. Nicolai GEDDA, Jules BASTIN, Josephine VEASEY, Richard Van ALLAN, Gillian KNIGHT; Wandsworth School Boys' Choir; London Symphony Chorus and Orchestra; Ambrosian Singers / Sir Colin DAVIS. Philips 416 395-2 (2 CD, ADD).

    La damnation de Faust. Susan GRAHAM, Thomas MOSER, Jose van DAM, Frederic CATON; Chorus and Orchestra of Opera de Lyon / Kent NAGANO. Erato 0630-10692-2 (2 CD, DDD).

    Romeo et Juliette. Catherine ROBBIN, Jean-Paul FOUCHECOURT, Gilles CACHEMAILLE; Monteverdi Choir; Orchestre Revolutionnaire et Romantique / John Eliot GARDINER. Philips 454 454-2 (2 CD, DDD).

    Romeo et Juliette. Olga BORODINA, Thomas MOSER, Alastair MILES, Bavarian Radio Chorus; Vienna Philharmonic Orchestra / Sir Colin DAVIS. Philips 442 134-2 (2 CD, DDD).

    L'Enfance du Christ. Veronique GENS, Paul AGNEW, Olivier LALLOUETTE, Laurent NAOURI, Frederic CATON; La Chapelle Royale, Collegium Vocale, Orchestre des Champs-Elysees / Philippe HERREWEGHE. Harmonia Mundi HMC 901632/3 (2 CD, DDD).

    L'Enfance du Christ. Jean RIGBY, Gerald FINLEY, Alastair MILES, John ALER, Gwynne HOWELL, Peter EVANS, Robert POULTON; St Paul's Choristers; Corydon Singers and Orchestra / Matthew BEST. Hyperion CDA66991/2 (2 CD, DDD).

    Requiem. Symphonie funebre et triomphale. Ronald DOWD; Wandsworth School Boys' Choir; London Symphony Chorus and Orchestra / Sir Colin Davis. Philips 416 283-2 (2 CD, DDD).

    Les nuits d'ete. Herminie. Mireille DELUNSCH, Brigitte BALLEYS; Orchestre des Champs-Elysees / Philippe HERREWEGHE. Harmonia Mundi HMC 901522 (DDD).

    Оперы

    Les Troyens. Francoise POLLET, Gary LAKES, Deborah VOIGT, Gino QUILICO, Helene PERRAGUIN, Jean-Philippe COURTIS, Michel PHILIPPE, Catherine DUBOSC, Jean-Luc MAURETTE, Rene SHIRRER, Claudine CARLSON, John Mark AINSLEY, Marc BELLEAU, Gregory CROSS, Michel BEUACHEMIN; Montreal Symphony Chorus and Orchestra / Charles DUTOIT. Decca 443 693-2 (4 CD, DDD).

    Les Troyens. Jon VICKERS, Josephine VEASEY, Berit LINDHOLM, Peter GLOSSOP, Heather BEGG, Roger SOYER, Anne HOWELLS, Anthony RAFFELL, Ian PARTRIDGE, Pierre THAU, Elizabeth BAINBRIDGE, Ryland DAVIES; David LENNOX, Raimund HERINCX, Dennis WICKS; Wandsworth School Boys' Choir; Royal Opera House Covent Garden Chorus and Orchestra / Sir Colin DAVIS. Philips 416 432-2 (4 CD, ADD).

    Benvenuto Cellini. Nicolai GEDDA, Jules BASTIN, Robert MASSARD, Roger SOYER, Derek BLACKWELL, Robert LLOYD, Hugues CUENOD, Raimund HERINC, Christiane EDA-PIERRE, Jane BERBIE, Janine REISS; Chorus of the Royal Opera House, Covent Garden; BBC Symphony Orchestra / Sir Colin DAVIS. Philips 416 955-2 (3 CD, ADD).

    Beatrice et Benedict. Dame Janet BAKER, Robert TEAR, Christiane EDA-PIERRE, Helen WATTS, Thomas ALLEN, Jules BASTIN, Robert LLOYD, Richard Van ALLAN; London Symphony Orchestra; John Alldis Choir / Sir Colin DAVIS. Philips 416 952-2 (2 CD, ADD).

    Упомянутые выше записи опер были переизданы в недорогом варианте "для коллекционеров":
    Complete Operas: Benvenuto Cellini. Beatrice et Benedict. Les Troyens. Nicolai GEDDA, Janet BAKER, Robert TEAR, Ian PARTRIDGE; London Symphony Orchestra / Sir Colin DAVIS. Philips 456 387-2 (9 CD, ADD).

Последние изменения - 30.09.2000. 


главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

© 1999-2003     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved

статистика