Бесспорно шедевральное сотворчество выдающегося пианиста современности Маурицио Поллини с фортепианной музыкой Шёнберга. Пианистов, отважившихся на запись этой музыки, можно перечесть по пальцам одной руки, и до сих пор версия Поллини считается образцовой.
Музыка Шёнберга для фортепиано соло представляет две стадии развития композитора - Три пьесы ор. 11, Шесть маленьких пьес ор. 19 и Пять пьес ор. 23 принадлежат атональному периоду творчества, а Сюита ор. 25 и две пьесы из ор. 33 написаны в двенадцатитоновой технике. Впрочем, на слух уловить разницу невозможно, сам Шёнберг неоднократно подчёркивал вторичную роль техники перед художественным содержанием музыки.
Маурицио Поллини прекрасно справляется с эмоциональным накалом, иногда запредельной экспрессией музыки, тонко передавая мельчайшие изменения образа и настроения, а сложнейшая фортепианная фактура не является для него препятствием. Поллини свободно чувствует себя в стихии этой музыки, превращая её из "новой музыки" в классический образец мироощущения XX века.
Станислав Грес    
|