главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

melcd1000655
Филиппо Граньяни (1767-1812)
Дуэт для гитары и скрипки ля мажор
Соната для скрипки и гитары фа мажор
Николо Паганини (1782-1840)
Соната No.1 для скрипки и гитары ля мажор, соч.2 No.1
Соната No.10 для скрипки и гитары ля минор, соч.3 No.4
Мауро Джулиани (1781-1828)
Трио для скрипки, виолончели и гитары ля мажор
Леонид Коган, скрипка
Александр Иванов-Крамской, гитара
Записи 1950-1951 гг.

    Искусство прославленного скрипача Леонида Борисовича КОГАНА (1924-1982) хорошо известно и любимо во всем мире. Многочисленные записи в целом достаточно полно отражают круг его широких артистических интересов. Не только всеобъемлющая классика - Бах и Моцарт Бетховен и Брамс, Григ и Чайковский, Прокофьев и Шостакович, не только виртуозная романтика - Паганини и Венявский, Вьетан и Сарасате, но и музыка, редко исполняемая скрипачами такого высокого как он, ранга, отражена в его звуковом наследии.
Среди записей Леонида Когана есть один небольшой, но весьма ценный репертуарный раздел, который ни до, ни после него не затронул ни один большой скрипач - это итальянская преромантическая музыка для скрипки и гитары созданная на рубеже XVIII - XIX веков. Известные записи сонат для скрипки и гитары Паганини, выполненные Руджеро Риччи в ансамбле с Эрнесто Битти, более характерны для скрипача-виртуоза, специалиста по Паганини, нежели свидетельствуют об интересе артиста и стилевом соответствии его манеры изысканной простоте полузабытых итальянцев создававших музыку для ансамблей с гитарой
Произведения этих мастеров были некогда весьма популярны везде, где имелась гитара и находились хорошо владеющие ей музыканты. Особенно она была популярна в Италии, в аристократических кругах, а благодаря концертирующим гитаристам стала известна и за пределами Аппенин. Наследники классицизма века Просвещения, эти композиторы-гитаристы были своего рода первыми романтиками в использовании традиционных музыкальных форм, наполняли их песенно-романсовыми мелодиями, которые при всей неприхотливости и ныне чаруют свои скромной грацией и искренностью чувства. Музыка композиторов-гитаристов не претендует на особую глубину и емкость содержания, но она способна создавать особое настроение, сообщает ему только ей свойственный колорит, создает атмосферу красоты. В этом ее неповторимость и художественная ценность. И ее изысканную простоту невозможно воссоздать музыкантам "средней руки". В неподражаемом звучании скрипки Леонида Когана и гитары Александра Иванова-Крамского (самого известного русского "классического" гитариста) музыка для скрипки и гитары Граньяни, Джулиани и Паганини воспроизведена с присущей этим артистам высокой степенью совершенства.

Александр Михайлович ИВАНОВ-КРАМСКОЙ родился 8 сентября 1912 года в Москве. В детстве обучался игре на фортепиано и скрипке. В 1931-1933 годах изучил игру на шестиструнной гитаре, занимаясь у П.С. Агафошина и в Музыкальном техникуме имени Октябрьской революции. С 1933 года выступал в концертах самостоятельно и в ансамбле с крупнейшими артистами, включая Надежду Обухову и Ивана Козловского. В 1939 году получил Вторую премию на Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах, к которым почему-то причислили классическую гитару. В 1939-1945 гг был дирижером ансамбля песни и пляски НКВД СССР, в 1947-1952 гг работал в качестве дирижера с Русским народным хором и оркестром народных инструментов Всесоюзного радио. Иванов-Крамской автор многих переложении и обработок для шестиструнной гитары, а также и оригинальных пьес, в том числе двух концертов для гитары с оркестром. Крупный педагог, Иванов-Крамской еще в 1947 году издал школу игры на шестиструнной гитаре, выдержавшую несколько изданий. До конца жизни гитарист преподавал в Училище при Московской консерватории. Скончался в Минске 11 апреля 1973 года.

Федор Петрович ЛУЗАНОВ (1919-1989) - выдающийся виолончелист, ученик С. М. Козолупова. С 1943 года был солистом- концертмейстером оркестра Большого театра, с 1970 г. концертмейстером Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова. Профессор Музыкально-педагогического института имени Гнесиных с 1985 года (преподавал с 1952 года). Народный артист России с 1980 г. Выступал в концертах не только как солист, но и в ансамблях с лучшими московскими музыкантами.

Филиппо ГРАНЬЯНИ родился в Ливорно в 1767 г. О его жизни сохранилось мало сведений. Известно, что он изучал контрапункт у Джулио Мария Лукези, серьезно занимался теорией композиции и сравнительно поздно обратился к гитаре. Гитара настолько увлекла его, что он достиг высокой степени мастерства во владении этим сложным инструментом и создал значительное число произведении как для гитары соло, так и для ансамблей различного состава с участием гитары. Композитор часто использовал в ансамблях две гитары, существует даже его трио для трех гитар. Излюбленным тембровым сочетанием для Граньяни было звучание гитары и скрипки. Всего им создано пять сборников дуэтов для скрипки и гитары или с участим гитары. Наиболее вероятной датой кончины Граньяни принято считать 1812 год.

Величайший скрипач всех времен, легендарный Никколо ПАГАНИНИ (1782-1840) создавал музыку не только для своего инструмента. Им написаны Большая соната для гитары соло, ансамбли для струнных с гитарой и двенадцать небольших сонат для скрипки и гитары. Эти сонаты справедливо относят к лучшей части композиторского наследия Паганини.
По свидетельствам современников, гениальный музыкант владел гитарой со столь же беспредельной виртуозностью, что и скрипкой, но редко использовал сложные технические приемы в своих композициях для этого инструмента. История увлечения гитарой как и многое в биографии Паганини, покрыто романтическим флером. Поскольку этот эпизод из его жизни известен лишь на основе собственной записи великого итальянца, сообщенной им в конце жизни своему биографу Фетису, а никаких иных документальных сведений не имеется, то мера истинности автобиографической заметки остается на совести самого Паганини.
В юные годы, когда ему было 19 лет, он, получив впервые самостоятельность, много работал и пожинал первые триумфы на поприще скрипача-виртуоза. Заработанные ценой колоссального труда деньги он по ночам проигрывал в карты и был на грани физического и морального истощения. Некая знатная дама из Тосканы оказала гениальному юноше своего рода милосердие. Она тайно укрыла его в своем имении и на время, по рекомендации врача, разлучила со скрипкой. Благодаря свой покровительнице Паганини смог впоследствии удивлять образованностью современников, ибо в его распоряжении была богатая библиотека, которою он освоил практически всю. Его хозяйка превосходно владела гитарой, и страстное увлечение Паганини своей покровительницей перешло и на ее любимый инструмент, который он освоил в совершенстве. Идиллия продолжалась три года. Очевидно, за это время и хозяйка имения, и юный артист вполне пресытились роскошью "райской" жизни. В 1804 году Паганини вернулся на стезю концертирующего "сверхскрипача". Но с гитарой он никогда не расставался, музицируя на ней в избранном кругу друзей. Имя же свой подруги-благодетельницы он, из глубокого почтения, сохранил в тайне. Такова эта история в единственной "авторской" версии.
Созданные Паганини сонаты для скрипки и гитары принадлежат именно к этому периоду его жизни. В них слышен тот же великий дар мелодиста, что столь полно проявлен автором в таких его скрипичных шедеврах, как 24 каприс, Cantabile, Кампанелла. Эти произведения относятся к лучшим образцам жанра итальянской сонаты в приложении к ансамблю скрипки и гитары, наверное, двух самых "романтических" инструментов.

Мауро ДЖУЛИАНИ родился в Бари в 1781 году. Известно, что в 1807-1819 годах жил в Вене, концертировал и преподавал музыку. Его искусство игры на гитаре знал и высоко ценил Л. ван Бетховен, даже написал для него несколько пьес. Джулиани гастролировал в Англии и в России, где пробыл около года (1822 г.) Затем жил в Парме и в Неаполе, где скончался 8 мая 1828 года (иная дата смерти - 1829 г.) Им написаны произведения только для гитары и ансамблей с участием гитары, в том числе концерты для гитары с оркестром, трио, квартеты и квинтеты. Сын Мауро Джулиани, Михаил, не только гитарист, но и певец, был долгое время (с 1820-х годов) связан с Россией, был вокальным педагогом, концертировал. С 1850 г. преподавал пение в Парижской консерватории.


  Приобрести и заказать компакт-диски, выпущенные фирмой "Мелодия" можно здесь
 

 предыдущая   первая страница 


главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

© 1999-2005     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved


статистика