|
Antonio Vivaldi (1678-1741) Concertos pour violoncelle. Roel Dieltiens (violoncello); Ensemble Explorations. Антонио Вивальди.
|
Новый диск с семью виолончельными концертами Антонио Вивальди по своей программе практически не повторяет ни одну другую запись произведений этого композитора, по крайней мере в исполнении самых известных музыкантов (только Концерт до минор RV 401 имеется в моей фонотеке еще и в исполнении Кристофа Куэна в записи 1988 года на фирме "Decca"). Создается впечатление, что продюсеры нового диска тщательно проверили все дошедшие до нас 27 виолончельных концертов Вивальди на предмет существующих записей и сознательно выбрали реже всего или вообще ранее не звучащие. Так это или нет, в любом случае мы получаем возможность услышать прекрасную музыку в совершенно блестящей интерпретации.
Уровень мастерства записавших диск музыкантов вполне соответствует ожиданиям слушателей, избалованных многочисленными прекрасными исполнениями и записями музыки Вивальди. Виолончелист Роэль Дильтинс, уже несколько лет назад начавший записываться на достаточно престижных фирмах, учился, как бы странно это ни показалось кому-то, у таких "классических" виолончелистов, как Пьер Фурнье и Андре Наварра. Однако даже самый фанатичный сторонник аутентичного исполнения, на мой взгляд, при всем желании не сможет придраться к безупречному вкусу и технике Дильтинса, которые он демонстрирует одновременно при исполнении музыки Вивальди. Тут нет даже и намека на встречающееся сейчас использование при исполнении одной пьесы одновременно нескольких стилей разных времен. Игра виолончелиста очень стильна и изысканна, без попыток воздействия на слушателей грубыми внешними эффектами. Под стать солисту и собранный им совсем небольшой ансамбль (меньшим составом уже невозможно сыграть предлагаемый Вивальди текст) - семь музыкантов, среди которых двое - виолончелист Рихте Ван Дер Мер (Richte Van Der Meer) и Энтони Вудроу (Woodrow) - могут быть отнесены к ветеранам аутентичного движения. Название инструментального коллектива "Ensemble Explorations" переводится с английского как "Ансамбль исследований". Не знаю, что имелось в виду; но, во всяком случае, музыканты явно хорошо продумали вопрос о применении инструментов в партии бассо континуо в этих концертах В каждом концерте эта партия строго индивидуальна и зависит от музыкальной фактуры. Где-то используется клавесин, где-то - орган (особенно впечатляет средняя часть до-мажорного концерта RV 400 - Largo, в которой виолончель в дуэте с органом ведет свой грустный рассказ). А из струнных в бассо континуо играет не только виолончель или контрабас, но также лютня и гитара. Такое внимательное отношение к подбору инструментов делает звучание каждого концерта очень своеобразным, подчеркивает мелодическую и ритмическую прелесть, о которой позаботился сам Вивальди. Кроме того, и солист играет на разных инструментах. Пять концертов Дильтинс исполняет на обычной виолончели, а два - на виолончели пикколо. И должен сказать, на слух легко различима разница между этими двумя инструментами. Вот только странным кажется тот факт, что выпускавшая диск фирма почему-то именно на этот раз отступила от принятого в последние годы принципа - указывать точные данные (автора и год изготовления) об инструментах, которые звучат в записи. Известно, что каталог вивальдиевских инструментальных концертов огромен - почти полтысячи номеров. Но тем не менее ситуация такова: выходят все новые и новые диски с музыкой Вивальди, а количество его произведений, звучащих в записях, увеличивается очень медленно. Почему-то множатся записи одних и тех же композиций (банально уже кивать на ни в чем не повинные "Времена года"), тогда как поле деятельности для музыкантов остается огромным. Новый диск фирмы Harmonia Mundi France как раз является хорошим исключением из этого правила. |
предыдущая | первая страница | следующая |
|
Сайт медтехники корсет www.med-magazin.com.ua.