![]() |
|
![]() |
![]() |
Arnold Schoenberg (1874-1951)
Gurrelieder (oratorio for speaker, soloists, chorus and orchestra) Thomas Moser (tenor), Karita Mattila (soprano), Anne Sophie von Otter (mezzo-soprano) Ernst-Senff Chor Rundfunk-Chor Berlin Mitteldeutscher Rundfunk Berliner Philarmoniker. Conductor Simon Rattle Арнольд Шенберг
|
Каждое исполнение оратории Арнольда Шёнберга „Песни Гурре" (а тем более, каждая запись этого колоссального произведения) сравнимы с творческим подвигом, подобным, к примеру, полной записи всех симфоний Бетховена. Ведь партитура „Песен Гурре", созданная в 1900-13 годах, превосходит по количеству участников исполнения даже легендарную Восьмую симфонию Малера. Там оркестр, хоры и солисты насчитывают до трехсот музыкантов, а у Шёнберга - более четырехсот (!). Однако в нашу эпоху грандиозных проектов и совершеннейшей звукозаписывающей техники эти трудности являются, в общем, преодолимыми; гораздо сложнее исполнить и записать ораторию так, чтобы слушатель прочувствовал колоссальные масштабы этого гимна природе, любви, смерти и вечному возрождению жизни на земле, донести все богатство ее содержания и, что еще труднее, не утомить его, не раздавить этой громадиной.
Саймону Рэттлу, на наш взгляд, удалось решить эту многостороннюю задачу. В основу его прочтения музыки Шёнберга положен принцип, который дирижер декларировал в одном интервью: "Be open" - "Быть открытым". Рэттл играет красивейшую, романтичнейшую музыку Шенберга, который еще не изобрел свой додекафонный метод композиции, шокировавший (да и до сих пор шокирующий) публику, а слушатель воспринимает ее такой, какая она есть, абстрагировавшись от мифологии шёнберговского творчества. Тогда образуется свободное пространство для деятельности дирижера, а оно, под стать масштабам оратории, колоссально. Можно даже не стремиться "вывести" шёнберговский стиль 1920-х годов из этого юношеского, в сущности, сочинения, хотя очень многие его детали, особенно стройные ряды тембровых сочетаний, возникающих в громадном оркестре, заставляют вспомнить о принципах "тембровой мелодии" (Klangfarbenmelodie), открытой Шёнбергом на пути к додекафонии. Вообще в записи Рэттла слышны все мельчайшие детали, прослеживаются вступления буквально каждого инструмента. Но искусноcть отделки для Рэттла не самоцель. Главное - единство формы и стиля. Рэттл видит Шёнберга времен создания "Песен Гурре" как последнего романтика, творчество которого блистательно завершило эпоху романтизма и проложило новые пути. Атмосфера оратории в интерпретации маэстро абсолютно вагнеровская, тристановская, завораживающая своей статикой, в которой дышит и готов вырваться наружу порыв сокрушающей страсти. В его трактовке определенно есть нечто оперное - это чувствуется и по его работе с певцами, каждый из которых не просто условный персонаж, поющий свою партию в концертном исполнении оратории, но и актер, ощущающий себя в сценическом образе. Конечно, результат, достигнутый Рэттлом нельзя считать абсолютным и завершенным. Масштабы сочинения, степень совершенства его композиторской отделки всегда оставляют последнее слово за автором, предусмотревшим все или почти все (это же относится и к другим записям, например, к известному варианту исполнения Сейджи Озавы), и фигура Шёнберга всегда будет на первом плане. Но все же в настоящее время запись Рэттла - лучшая, на наш взгляд, для знакомства с этим сочинением. В этой трактовке оно угодит и ценителю поздней оперно-симфонической романтики, и меломану, искушенному в мецкой вокальной школе, и просто поклоннику личности и творчества Шенберга. |
предыдущая | первая страница | следующая |
![]() |
|
![]() |