|
Joseph HAYDN (1732-1809)
Symphonies Nos. 6, 7, 8 "Le Matin - Le Midi - Le Soir" Freiburger Barockorchester Йозеф Гайдн
|
1 мая 1761 года Гайдн был принят на работу в качестве придворного вице-капельмейстера семьи Эстергази князем Паулем Антоном, правившим до своей смерти в 1762 году. Князь очень любил програмную музыку, в частности "Времена года" Вивальди, рукопись которых хранилась при дворе. Вполне возможно, Пауль Антон Эстергази поручил Гайдну создание этого триптиха симфоний, подобно тому, как он же сподвиг тогдашнего капельмейстера Грегора Йозефа Вернера в 1748 году на создание цикла сонат "Музыкальный инструментальный календарь".
В начале 19 века эти три ранние симфонии оказались в тени славы поздних. Но это, кажется, только возбуждает интерес современных исполнителей к этим сочинениям Гайдна. Автограф самого композитора уцелел только к "Полдню", но многочисленные редакторские копии также подтверждают французские названия симфоний. Однако самое любопытное в этой истории в том, что название симфония в гайдновском титульном листе не фигурирует! Если обратиться к музыкальной структуре этих сочинений, то в ней обнаруживаются все признаки барочного кончерто гроссо - наличие нескольких ярко выраженных концертирующих инструментов. Их состав чётко расписан для каждой симфонии, что и воспроизведено в сопроводительном буклете к диску. Фрайбургский барочный оркестр в данной записи представлен малым составом - 4 первые и 4 вторые скрипки, по 2 альта и виолончели, по 2 флейты, гобоя и валторны, 1 фагот и баcсо континуо - контрабас и клавесин. Причём 2 флейты использованы только в симфонии "Полдень", и, понятно, каждый из струнных и духовых инструментов концертирует. 1761 год - время на стыке музыкальных эпох, когда ещё играли на барочных инструментах. Вот почему, помимо прочего, Фрайбургскому оркестру так интересны эти сочинения. Исполнение прозрачно не только из-за небольшого состава. Взаимодействие между отдельными группами инструментов доведено музыкантами оркестра до такого высокого уровня, что слышен буквально каждый нюанс каждого голоса, даже в тутти. Музыка этих ранних симфоний предстаёт не просто звукоизобразительной иллюстрацией, она наполнена разными настроениями и чувствами, которые в таком "прояснённом" исполнении легко уловимы. Но самое ценное в том, что музыканты предлагают интерпретацию этих симфоний, которая опирается на глубокие исторические исследования, результат которых и выражен в составе оркестра и его особом звучании. Таким образом, они представляют совсем другого, непривычного нам Гайдна - композитора, чьё гармоническое мышление уходит корнями в эпоху барокко. Этой записью Фрайбургский барочный оркестр расширил круг своих музыкальных интересов. Может быть, именно этим обьясняется отсутствие штатного первого скрипача Готфрида фон дер Гольца - он, в большей степени, является специалистом в традиционном барочном репертуаре. В отсутствие лидера, мастерство оркестра ничуть не пострадало. По крайней мере, всё обаяние этих трёх "суточных" симфоний Гайдна фрайбургские музыканты дают почувствовать сполна. Лев Малхазов И еще об этом же диске: По иронии судьбы большинству слушателей свойственно относится к ранним опусам знаменитых композиторов с известной долей пренебрежения. И все же цикл из трех симфоний "Утро", "Полдень", "Вечер" известен лучше всего среди первых 44-х симфоний Йозефа Гайдна. И это не удивительно, потому что каждая из них - маленький шедевр. Прежде всего, уточним, что это далеко не первые симфонии Гайдна. Несмотря на нумерацию, им предшествовало, по крайней мере, еще тридцать симфоний. Цикл был написан Гайдном в 1761 году по заказу нового патрона Антона Эстергази и посвящен ему. Тема сочинения, данная композитору, не блистала оригинальностью - четыре времени суток, они же четыре времени года, они же четыре периода в жизни человека. Неудивительно, что в цикле отсутствует "Ночь"- престарелому князю незачем было напоминать о смерти. Но дипломатичность Гайдна этим не ограничивалась. Зная старомодные вкусы своего патрона, композитор сдобрил свои композиции многочисленными стилизациями в манере старых итальянцев - Корелли и его учеников. Одновременно это и дополнительный реверанс молодому итальянцу - концертмейстеру оркестра, одному из лучших виртуозов того времени Луиджи Томмазини. Основной знак уважения - головоломные соло, доставляющие хлопоты и современным скрипачам. Не обойдены вниманием и остальные 16 музыкантов княжеской капеллы. Почти каждому из них досталось по сольному выходу. Даже фагот и контрабас, вечно играющие по одной партии с виолончелями, на несколько десятков тактов получили вольную. Не забыл Гайдн и про свои собственные скромные таланты исполнителя, прописав в Шестой симфонии дуэт первой и второй скрипкам. Крестьянский рационализм Гайдна особенно заметен, если внимательнее рассмотреть музыкальную форму сочинений. Вот уж действительно хотелось показать "товар лицом". Никогда более Гайдн не будет столь щедро разбрасываться своими изобретениями. Только в первом сонатном аллегро Шестой симфонии можно насчитать девять самостоятельных по тематизму эпизодов. Обилием разнохарактерных деталей и сложны для исполнения партитуры этих симфонии, но фрайбуржцы справляются с ними превосходно. Ансамблевое музицирование, свободное от деспотичной руки дирижера, высвобождает всех участников оркестра, превращая каждого из них в солиста. А ведь именно ансамблем солистов и была знаменитая капелла князя Эстергази. Не понаслышке зная стили музыки XVII - первой половины XVIII веков (репертуар Фрайбургского оркестра включает и сочинения Бибера, Шмельцера, И.-С. Баха, Локателли), музыканты с легкостью отзываются на многочисленные стилистические аллюзии, которыми полны эти симфонии Гайдна. А о высочайшем уровне профессионализма оркестра и говорить не стоит. Сотрудничество с такими корифеями, как Густав Леонхардт, Филипп Херревеге, Рене Якобс, вкупе с абонементной серией концертов в зале Берлинской филармонии, служит лучшим доказательством того, что этот коллектив по праву входит в пятерку ведущих барочных оркестров мира. Одним словом, шедевры молодого Гайдна представлены в лучшем на сегодняшний день исполнении. То, что двадцать лет назад задумали Арнонкур и Хогвуд, доведено Фрайбургским барочным оркестром до совершенства. Александр Кузнецов От редактора: Остается только добавить, что на обложке буклета приведена репродукция картины "Le soir" кисти Клода Лоррэна (Claude Lorrain, 1600-1682) из собрания Государственного Эрмитажа. А вскоре после выхода этого диска Фрайбургский барочный оркестр c успехом выступил в Санкт-Петербурге на открытии Пятого ежегодного фестиваля Earlymusic (27 сентября 2002 г.). И об авторах. Лев Малхазов, чьи рецензии уже появлялись в "Путеводителе", в настоящее время ведет на радиостанции "Арсенал" (87,5 FM) программу "Зарок барокко" (Сб. 16:00-17:00), посвященную старинной музыке. Александр Кузнецов - создатель и многолетний руководитель Музыкально-информационного центра "Открытый мир" (Санкт-Петербург, Малая Морская, 16), где лучший в городе выбор компакт-дисков с классической музыкой. |
предыдущая | первая страница | следующая |
|